С тех пор, как в апреле Генпрокуратура сообщила о возобновлении дела по незаконному освобождению вора в законе Азиза Батукаева, громких фигурантов в нем становится все больше, а прозрачности – все меньше. Возникают вопросы уже к законности действий самих следственных органов. Пока рядовые медики, выносившие заключение о состоянии здоровья Батукаева, сидят в СИЗО, задержанные высокопоставленные госчиновники тут же дают «нужные» показания и принимаются «болеть», чтобы быть освобожденными из-под стражи. Так с какой же реальной целью возобновили это дело, и почему некоторые подозреваемые в нем явно привилегированней других?
Осужденный на 16 лет за хранение оружия, наркотиков и организацию массовых беспорядков Азиз Батукаев был освобожден из колонии в 2013 году на основании заключения медицинской комиссии, диагностировавшей у кримавторитета острый лейкоз крови. В связи с чем суд счел возможным отпустить на волю будто бы уже почти умирающего человека. В тот же день Батукаев был доставлен в аэропорт «Манас», откуда вылетел в Чечню, а спустя время появилась информация о том, что вор в законе продолжает заниматься криминальной деятельностью и преспокойно здравствует на территории РФ.
Вопрос о том, как так вышло, что из тюрьмы освободили вроде бы здорового Батукаева, поднял парламент. В результате разразившегося скандала в отставку ушел вице-премьер-министр Шамиль Атаханов, курировавший силовой блок, омбудсмен Турсунбек Акун, а позже добровольно подал в отставку и глава Госслужбы по исполнению наказаний Зарылбек Рысалиев. Депутаты, впрочем, продолжали настаивать, что без участия более высокопоставленных лиц освобождение Батукаева не обошлось, и тема периодически всплывала в стенах ЖК. В том числе и как повод для критики тогдашнего руководства страны.
Возобновленное в этом году расследование началось с задержания врача-онколога Эмиля Макимбетова, одного из медиков выносивших заключение о состоянии здоровья Батукаева. Адвокат Макимбетова рассказала, что ее подзащитному инкриминируют подделку документов, коррупцию и служебный подлог. Хотя Макимбетов не участвовал в заборе, транспортировке и хранении образцов предоставленных ему анализов, не встречался с Батукаевым или его родственниками лично, поставил предварительный диагноз и рекомендовал обследовать пациента и начать лечение, в случае если диагноз подтвердится.
Адвокат также сообщила, что нельзя исключать возможности подмены образцов – врачам, под видом анализов Батукаева, могли предоставить анализы действительно больного человека. Онколог Мэри Эралиева, отправленная в колонию для обследования вора в законе, забора и транспортировки образцов, не опечатала их, а доставлены в Бишкек они были в машине сестры Батукаева. Кроме того отсутствует информация о том, присутствовали ли сотрудники правоохранительных органов при исследовании, и каким образом анализы впоследствии вопреки протоколу попали не к следователю, у которого должны были храниться, а в сейф директора Центра гематологии Абдухалима Раимжанова.
Затем по делу Батукаева задержали еще нескольких медиков - начальника центральной больницы колонии №47 Фархада Атаходжаева, бывшего начальника медицинского управления ГСИН Акылбека Асанова, врача Министерства здравоохранения Каната Бектемирова, лаборанта Ирину Цопову. Экс-министр здравоохранения Динара Сагинбаева после своего ареста и дачи показаний была освобождена под домашний арест и вернулась на работу в Нацгоспиталь.
Задержали судью и зампрокурора Нарынской области, где расположена колония и рассматривался вопрос об освобождении Батукаева. Однако о показаниях рядовых медиков и работников судебной системы следствие распространяться не спешит. Между тем, в СИЗО отправились и более высокопоставленные лица – уже упоминавшиеся Шамиль Атаханов и Зарылбек Рысалиев, а также экс-генпрокурор Аида Салянова. С ними разговор, разумеется, получился уже совсем другой. У всех троих тут же обнаружились острые проблемы со здоровьем. Рысалиев вместо камеры поехал в реанимацию, у Атаханова сменить СИЗО на больницу не получилось, хотя он тоже пытался.
С «пошатнувшимся здоровьем» не прокатило, и Атаханов тут же начал давать показания, причем значительно отличающиеся от того, что он говорил в 2013 году. Экс-вице-премьер заявил, что об освобождении Батукаева было указание лично от Атамбаева, после чего Атаханова отпустили под домашний арест.
Для сравнения шесть лет назад Атаханов свидетельствовал: «Я посчитал, что информация о вылете Батукаева в Грозный не заслуживала внимания премьер-министра Жанторо Сатыбалдиева. Эта процедура была рядовой, основанной на законодательстве. Знал ли о вылете Батукаева президент, я не знаю. Я ему ничего не докладывал. Все процедуры о досрочном освобождении Азиза Батукаева были соблюдены в соответствии с законом. Парламент - это не та площадка, где следует бездоказательно бросаться обвинениями, как то, что при освобождении Батукаева имела место какая-то денежная кооперация».
Вокруг Аиды Саляновой развернулась, пожалуй, самая масштабная информкампания в ее поддержку, и бывшая глава Генпрокуратуры в настоящее время тоже находится в больнице на обследовании, как сообщается, из-за проблем с сердцем. Онколог Эмиль Макимбетов, между тем, действительно в предынфарктном состоянии, но дальше тюремной больницы его не отпустили. А лаборантка Цопова, настаивавшая на том, что образцы Батукаева могли подменить, недавно сломала ногу прямо в камере, по версии ГСИН – спускаясь с кровати.
В Жогорку Кенеше, больше всего занятом сейчас тем, чтобы лишить неприкосновенности Атамбаева, в число прочих обвинений в адрес экс-президента включили и содействие освобождению Батукаева. Парламентариев дело криминального авторитета вполне прозрачно интересует исключительно возможностью использовать его как еще один козырь против Атамбаева. А следственные органы выступают исполнителями политического заказа, отсюда и неравноценное отношение к задержанным, и избирательность в оценке значимости их показаний.
Истину, спустя шесть лет и при наличии такой вакханалии в работе следствия, установить получится едва ли. Органы даже не пытаются разобраться, обманули ли медиков, подменив анализы, какой информацией или указаниями сверху располагали в то время судья и прокурор, и кто на самом деле отдавал – если отдавал – такие указания. Привлечь хотят экс-президента. Высокопоставленные чиновники отмазываются проблемами со здоровьем и идут на сделки со следствием, выдавая показания, которые никто не перепроверяет. А судьба рядовых задержанных – дело случая. Кого-то наверняка посадят, чтобы создать видимость привлечения к ответственности, кому-то может и повезти.
Возобновленное дело, как и множество других текущих громких процессов в стране, больше напоминает фарс, чем хоть сколько-нибудь объективное расследование. Требования же депутатов наказать причастных к вопиюще незаконному освобождению Батукаева, сказавшегося смертельно больным, выглядят особенно иронично на фоне поведения самих госчиновников, которые чуть что в прямом смысле хватаются за сердце и. пользуясь своим положением, отлеживаются в больницах.
Карина Тен
: 0