Борьба за влияние в Туркестане (ранее - Туране) ведется издревле с переменным успехом. Но то, что регион так и остается окончательно непокоренным и неспокойным, не считая более 100 лет, прогрессивно прожитых сначала в составе царской России, затем мирной созидательной жизни в процветавшем Советском Союзе - факт. Бунтарский характер региона тоже всем известен. Даже в годы правления Чингизхана первым против железной власти Потрясателя Вселенной поднялись туркестанцы. В то же время сей благодатный край кровоточил постоянными междоусобными войнами, кровавыми родо-племенными распри. А разрозненные народы становились легкой добычей внешних врагов.
После начатого в 1924 году и завершившегося в 1936 году официального национально-территориального размежевания Туркестанского края было зафиксировано нынешнее положение республик региона, получивших готовую государственность. Сегодня они все больше становятся объектом геополитических притязаний как крупных держав, так и региональных лидеров.
Забегая вперед, подчеркнем, что за предшествующий параду суверенитетов век именно через русский язык региональная общественная мысль, культура и наука вышли на международную арену, приобщились к мировой мысли. Жизнь и сегодня подтверждает эту непреложную истину. В частности, недавнее обращение узбекской интеллигенции президенту страны Ш.Мирзиееву по поводу придания русскому языка статуса официального тому наглядный пример.
… Первые попытки отделить регион от советского влияния проявились в виде практических выступлений, поддерживаемых Англией, Турцией и националистически настроенной интеллигенцией, так называемой сепаратистской "Туркестанской автономии" и автономии "Алаш ордо" при поддержке вооруженных отрядов басмачей. Это было в первые годы советской власти и события протекали в сложнейшей обстановке провоцируемых и всемерно поддерживаемых извне сильного всплеска национально-сепаратистских настроений в крае.
А теперь немножко ближней истории регионального националистического движения и сепаратизма.
Согласно данным интернет-источников, "в 1926 году при поддержке польской разведки и бывшего главы Польши, военного министра Юзефа Пилсудского было основано движение "Прометей". Польша стремилась ослабить советское государство, а в перспективе расчленить его на национальные автономии, чтобы обезопасить свои границы. "Прометей" объединил представителей национальных движений Украины, Кавказа, Туркестана, тюркских народов Поволжья и Крыма, Карелии и Ингрии (народности северо-запада России). Участники движения ставили перед собой задачи дискредитировать советскую систему перед мировым сообществом, а также бороться за выход из СССР.
Небезызвестный Мустафа Чокаев (Шокай по-казахски, к личности и деятельности которого мы еще вернемся. - прим. автора) принимал активное участие в деятельности парижской части движения (идеологический центр находился в Варшаве), был членом редакционного комитета печатного органа - журнала "Прометей". Движение также получало поддержку со стороны Франции, был создан Комитет "France - Orient", (Франция - Восток), одним из членов которого стал Мустафа Шокай. Журнал "Прометей" рассылался в большинство стран Западной Европы и многие страны Азии, создал широкую сеть агентов во многих странах мира, информацию об СССР прометеевцы получали через Турцию.
Движение имело филиалы в Китае, Японии и Корее и являлось одним из самых масштабных эмигрантских организаций. В середине 30-х годов некоторые участники движения попали под влияние националистических и фашистских идей, нарастающих в Европе."
Особые усилия для нагнетания сепаратистских настроений в Средней Азии- Туркестане прилагало фашистское руководство Германии сразу же по приходу к власти. Оно "делало ставку на разжигание сепаратистских настроений внутри многонационального СССР. Особое внимание уделено созданию и поддержке ужесуществовавших национальных движений. РХСА и Восточным министерством в 41-42 годах создан ряд национальных комитетов из политэмигрантов, правительств в изгнании.
Для этого привлекались бывшие советские эмигранты, перебежчики, военнопленные. Они использовались для националистической пропаганды среди советских военнопленных, а также присылаемых в тыл СССР диверсантов и разведчиков. Подотдел Ц2Д отдела Ц2Д "Цеппелин" СС ставил задачу обучения агентуры в Средней Азии. Именно "Цеппелином" создан Туркестанский национальный комитет, члены которого подбирали и создавали спецорган "Туркестан" для выращивания национальных кадров будущего Великого Туркестана. Орган создал штурмбанфюрер СС доктор Ольцша Райнер.
Туркестанский Национальный комитет возглавлял Вели Каюм-хан ( он же - Каюмов Вали, Хаитов Баймырза, Гаити-оглы Баймирза, Канатбаев Карис Кусаевич). В начале 45-го многие руководители "Цеппелин" оказались в зоне оккупации западных союзников и пошли на служение новым хозяевам во вновь созданные американские и европейские антисоветские центры.
Пришло время обратиться к довольно противоречивой личности Мустафы Шокая.
Родился в Ак-Мечети (ныне Кызыл-Орда) в аристократической семье. Свободно владел русским, английским, французским, польским и тюркскими языками. До Февральской революции был секретарем по туркестанским делам мусульманской фракции Государственной думы.
22 ноября 1917 г. в Коканде - старой столице ханства Ферганы - мусульманские организации провели Всетуркестанский конгресс, провозгласивший автономию Туркестана. Шокай избирается членом правительства, вскоре он сменяет ушедшего в отставку премьер-министра Тынышпаева. Мустафа Шокай вошел также в состав правительства "Алаш-Орды", но после разгрома "Кокандской автономии" бежал в Грузию, потом перебрался в Турцию, затем - в Германию и Францию, где стал лидером мусульманской эмиграции.
В июне 1940 года Шокаю от гитлеровцев поступило предложение возглавить "Большой Туркестанский легион". В декабре 1941 г. умер в Берлине при невыясненных обстоятельствах. Во внезапной смерти Шокая некоторые небезосновательно обвиняют его преемника Вели Каюма, и этому имеются веские основания. Так, еще нацистские функционеры высказывали мнение, что Каюм-хан "не пригоден для выполнения отведенной ему роли, так как ставит свое тщеславие выше общего дела", подвержен вождизму, отстраняет способных туркестанцев, что "нанесло ущерб интересам разведывательных служб". При этом Каюм-хан вел роскошный образ жизни, имел квартиру и персональный автомобиль. По свидетельствам бойцов Туркестанского легиона, в комитете Каюм-хана процветали доносы, взяточничество, махровый трайбализм.
Проект создания национальных частей из представителей различных народов СССР был разработан нацистами еще до войны. Немцы стремились использовать социально-политические и национальные противоречия между народами Союза для разложения страны. Приказ о создании туркестанского, армянского, грузинского и кавказско-мусульманского легионов был подписан Гитлером 22 декабря 1941 года. Работой по формированию Туркестанского национального комитета (немецкое правительство Туркестана) и туркестанского легиона руководил узбекский эмигрант Вали Каюм.
Каюм Родился в семье ташкентского (по другим данным, бухарского) торговца. Придерживался националистических и антикоммунистических взглядов, состоял в подпольной антисоветской организации "Кумэк". В 1922 году в составе инициированной министром образования недолго просуществовавшей Бухарской Народной Советской Республики Абдурауфа Фитрата группы Вели Каюм поехал в Германию на учебу. После учебы отказался возвращаться в СССР, остался в Германии и стал на путь предательства. В 1926 был заочно приговорен в СССР к смертной казни.
Тесно сотрудничал с лидером и идеологом туркестанской националистической эмиграции Мустафой Чокаем, издавал вместе с ним журнал "Яш Туркестан". Установил контакт с германскими дипломатами и разведчиками. Вели Каюм был сторонником национал-социализма, с энтузиазмом воспринял приход к власти НСДАП. Считал Третий рейх союзником туркестанского национализма. Можно представить, какого Вели-хана Повелителя гитлеровцы хотели навязать туркестанцам и как бы тот властвовал, если бы не беспримерный подвиг и героизм сталинградцев, бойцов 62-й армии генерала Чуйкова, сражавшихся до последнего и отстоявших волжскую твердыню, если бы фашистские танки нахлынули в вольные казахские степи. История не знает сослагательного наклонения, посему потомкам победителей фашизма не стоило бы забывать о значении и сути нашей общей Великой Победы, годовщину которой мы в эти дни отмечаем.
Думается, на днях узбекские власти поступили вполне адекватно и в духе времени, запретив заезжему турецкому ученому, владельцу архива Вели Каюм-хана, распространять документы кумира-отщепенца, организовать сомнительные мероприятия памяти предателя-нациста в дни празднования Великой победы советского народа над фашистской Германией. А позавчера его отправили в обратную дорогу.
Далее среди эмигрантско-нацоналистического и сепаратистского отребья упоминается также кыргызстанец Сатар Алманбетов.
Созданные в фашистской Германии коллаборационистские организации - Туркестанский легион и Национальный Комитет объединения Туркестана (НКОТ) ставили задачу подорвать единокровное и идейное единство советских республик Средней Азии. Кадры готовились тщательно, с предварительным доскональным изучением биографии кандидатов. К сожалению, среди военнопленных грамотных людей для нужной идеологической работы найти было очень трудно.
Как сообщается, "вследствие своей малочисленности и относительно низкого образовательного уровня кыргызы не играли в них (планах нацистов. - прим. автора) сколько-нибудь серьезной роли, уступая руководящие посты узбекам и казахам. Однако, при тщательной фильтрации среди кыргызов такой все же нашелся. Сатар Алманбетов (Бет-Алман), до войны работавший сотрудником Наркомата юстиции Киргизии и прекрасно владел немецким языком. Он в 1943 году даже выпустил в Берлине 70-страничную книжку эпоса "Семетей" - одну из трех частей трилогии "Манас" - и перевел ее на немецкий язык.
8 июня 1944 года в Вене прошел Курултай Туркестанского комитета, на который собралось 400 человек. Ведущую роль в его организации и подготовке документов, принятых Курултаем, играл вице-президент НКОТ Алманбетов, по совместительству - опытный юрист. Он же выступил с программной речью и председательствовал на заседании. Курултай избрал правительство Туркестана из 40 человек, преимущественно узбеков. Во главе этого "правительства" встал Вели Каюм-хан. Адольфу Гитлеру была отправлена телеграмма, гласившая, что Туркестанский легион переименовывается в Туркестанскую армию, которая объявляется союзницей Германии. Здесь же, в телеграмме, содержался призыв освободить из лагерей для военнопленных всех туркестанцев, а также организовать подготовку в Германии офицерских и технических кадров для Туркестанской армии и будущего Туркестанского государства. Впрочем, все эти призывы так и остались на бумаге.
Далее беспристрастный интернет сообщает, что "возможно, Алманбетов был также автором текста присяги туркестанских легионеров, которую они произносили на родном и немецком языках: "Перед лицом Бога я клянусь этой святой клятвой, что я в борьбе против большевистского врага моей родины буду беспрекословно верен Верховному главнокомандующему германского вермахта Адольфу Гитлеру и, как храбрый солдат, буду готов в любое время пожертвовать своей жизнью ради этой клятвы".
Согласно обобщенному банку данных "Мемориала", Сатар Алманбетов родился в 1917 году в селе Чаек Джумгальского района Тянь-Шаньской (ныне Нарынской) области. Был кандидатом в члены ВКП(б). Будучи старшим лейтенантом и начальником особого отдела подразделения Красной Армии, 14 июля 1941 года Алманбетов под Минском попал в плен. Вскоре он стал командиром роты в Туркестанском легионе и журналистом в Туркестанском комитете. По некоторым сведениям, в конце июля 1944 года Алманбетов дезертировал и, находясь во Франции, перешел на сторону западных союзников. 15 апреля 1945 года Сатар Алманбетов из Марселя прибыл в Одесский спецлагерь. Откуда он был изъят органами СМЕРШ 18 мая 1945 года.
После этого Алманбетов был осужден, в 1955 году освобожден по амнистии, работал корректором в газете "Советтик Кыргызстан". В конце 50-х годов он будто бы умер от туберкулеза. Неизвестно, был ли Алманбетов реабилитирован", заключает интернет.
В последние годы как в Кыргызстане, так и в новых независимых странах ЦА пошла тенденция самостийной реабилитации и чуть ли не героизации вышеупомянутых и подобных им личностей в истории края. К примеру, главарей-курбашей басмаческих банд пытаются изобразить как борцов за веру и свободу народа против русских колонизаторов и советской власти. На этом фоне все меньше и меньше упоминаются имена истинных борцов за подлинную свободу и процветания коренных народов, за освобождение кыргызов, узбеков, казахов, туркмен и таджиков от оков средневековой отсталости и мракобесия, за единство братских народов.
Таких, как Уркуя Салиева, монументальный памятник которой воздвигнут в центре Бишкека; участники первой мировой войны в составе Русской армии, впоследствии знаменитые красные командиры Сулайман Кучуков и Арстанаалы Осмонбеков, а также Кадырбек Камчыбеков, внук Курманжана-датки; пламенный борец с басмачеством, первый кыргыз-генерал милиции Эргеш Алиев и многие другие, именами которых совсем недавно гордились кыргызстанцы.
Надо отметить, что настойчиво эксплуатируемые идеи пантюркизма в Средней Азии с самого начала зарождались в Османской империи, активно развивались основателем современного турецкого государства Мустафой Кемалем Ататюрком. В частности он говорил: "Страницы новой истории мира будут открываться главами о тюркском единстве. И только тогда мир найдет долгожданный покой. Тюркское единство будет сиять всему миру, как солнце, открывая миллионам людей новые горизонты".
История свидетельница того, как на деле претворялись эти идеи. Достаточно напомнить, как в 20-ые годы прошлого века турецкий министр обороны Энвер-паша самолично примчался в захваченный огнем гражданской войны Туркестан, чтобы возглавить басмаческое движение против неверных, то есть советской власти, стремящейся по-настоящему и на деле установить долгожданный мир и покой в многострадальном регионе.
С сепаратизмом, кровавым басмачеством в регионе было покончено в первые годы советской власти. Этому способствовала мощная интернациональная и созидательная экономическая политика бывшего Центра. За 70 лет существования советского строя наши народы вовсю почувствовали пьянящий воздух мирной жизни без постоянных междоусобных родо-племенных кровавых стычек, захватнических войн соседей, дух созидательного труда во благо себе и будущих поколений витал в наших домах, не было разделяющих народы границ. Это было настоящее духовное единство народов Средней Азии, бывшего Туркестана, где мы все почувствовали себя неразделимой частью великой державы по имени Советский Союз.
Садырбек Чериков, журналист-публицист
ОТ РЕДАКЦИИ
Спасибо за статью, Садырбек!
: 0