Жогорку Кенеш должен сегодня гарантировать социально-политическую и экономическую стабильность в республике: что же происходит на самом деле?
На днях Конституционная палата рассмотрела дело о проверке конституционности пункта 35 части 1 статьи 3 закона «О регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» и признала, что парламентский контроль является одним из видов государственного контроля, который представляет собой самостоятельный институт парламентаризма и не имеет права вмешиваться в работу судебных органов. Здесь требуется небольшое уточнение:
Во-первых, парламентский контроль – контроль не государственный, а законодательный и соответственно у него совершено другие функции.
Чтобы не получалось так, как в России, когда Минфин планирует проведение ревизии в Счетной палате Федерального собрания, то есть проверяемый проверяет того, кто должен к нему прийти с проверкой.
Во-вторых, судебная ветвь власти в республики сформирована по Законам принятым Жогорку Кенешем, однако парламент почему то ограничен в контроле над тем, как выполняются его решения в этом вопросе.
В-третьих, общеизвестно, что в группу органов исполнительной и судебной власти с повышенным коррупционным риском входят те, для которых характерно:
— наличие полномочий, связанных с распределением значительных финансовых средств;
— высокая интенсивность контактов с гражданами и организациями.
— высокая степень свободы действия, вызванная спецификой их работы;
Видимо, согласно этой специфики, не случайно в республике есть ситуации, когда судья присваивает миллионные суммы штрафов, когда те кто, отбирает судей в судейский корпус, мошенничают на сотню тысяч долларов и т. п.
Находясь с визитом в Китае, Президент Сооронбай Жээнбэков стремится привлечь инвесторов Поднебесной в республику. Однако фактор того, что судебная власть не контролируется законодателем может отпугивать не только китайских, но и инвесторов других стран.
Правительство отчиталось в парламенте о своей работе. Премьер-министр озвучил, что позиции республики в международных рейтингах улучшились на 1,9 процента. По индексу «Ведение бизнеса» из 190 стран республика занимает 70-е место, поднявшись на 7 позиций. По индексу «Восприятие коррупции» из 180 стран Кыргызстан вышел на 132-е место, поднявшись на 3 позиции. В Международном рейтинге экономической свободы из 180 стран республика находится на 79-м месте. по индексу «Глобальная конкурентоспособность» по сравнению с прошлыми годами позиции улучшились на 5 пунктов. По индексу «Социальный прогресс» КР добилась значительного улучшения, заняв 78-е место из 146 стран. По индексу «Развитие страны» мы поднялись на 4 позиции, заняв 78-е место из 149 стран.
Однако, в Жогорку Кенеше остались без ответа вопросы о том, что согласно рекомендаций Международной организации труда МОТ, Минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый Законом, должен быть не ниже прожиточного минимума, чего в республике нет, а средний размер пенсии должен быть на уровне 50–55 процентов от средней заработанной платы по стране. На самом же деле радоваться-то и здесь нечему. Прямая выродилась в точку, сравнивая среднюю пенсию и среднюю зарплату.
Хуже того, по данным международных финансовых институтов, в республике наблюдается замедление роста экономической активности при исключении золоторудного фактора, что во многом связано с потерей инвестиционной активности, но парламент и этого пока не замечает.
В Оше прошел форум «Цифровой Кыргызстан: развитие регионов». По данным пресс-службы главы государства, в форуме участвовали представители государственных органов, депутатского корпуса, бизнес-сообществ, компаний операторов электросвязи, общественных объединений и международных организаций — всего более 500 человек.
Однако на форуме не была должным образом озвучена проблема штрафных санкций по проекту «Безопасный город». В этом вопросе парламент идет по пути некоторых стран Содружества, в которых постоянно ужесточаются штрафные санкции.
Когда в какой то республике кратно увеличиваются штрафы, но растут доходы граждан, - это одна сторона медали. То есть, в один карман положили, из другого взяли. Хуже всего когда доходы граждан не растут, а штрафы значительно увеличиваются: неужели ЖК не видит, что социальное напряжение в обществе растет изо дня в день, что чревато социальным взрывом. (есть примеры расстрела видеокамер и т. п.).
Видимо, назрела необходимость парламенту срочно рассмотреть этот проблемный вопрос и привести размеры штрафных санкций к существующим доходам граждан республики.
Кроме того, сейчас раздаются голоса, что работа по цифровизации идет под началом государства и это плохо. Лучше эту работу провести вместе с частным предпринимательством, чтобы и большая часть суммы штрафов «пошла» в «кубышку» к бизнесу и, тогда все будет хорошо. Опыт России говорит об обратном, так как идет сращивание интересов бизнесменов и гаишников в вопросах выбора места, режима установки и работы видеокамер.
Депутаты ЖК от СДПК пришли в парламент со своими мыслями, планами, своими надеждами на изменение той жизни, в которой находилась республика перед их избранием. Так почему же сегодня они не могут найти себя и сказать свое слово?
Вспомнить бы старым партийцам как приходилось в 2010 году менять институт местного самоуправления, институт выборов и многое-многое другое, это действительно было непросто. Неужели они не видят, как местное самоуправление деградировало в местечковое? Мэр столичного города едва не клянется публично в верности высокому начальству. Да и сел в кресло тот мэр руками выборщиков горкенеша, а население Бишкека лишилось права прямого волеизъявления. Кто в этом виноват? Ответят, мол, а какие к нам претензии, законы-то отличные.
Надо признать, что в настоящее время ЖК больше озабочен разрешением второстепенных вопросов. К примеру, республика одной из первых в мире приняла Закон о паспортизации беркутов, их чиповании, для нарушителей предусмотрен штраф 1500 долларов. На Иссык – Куле дети приносят беркутов на берег к отдыхающим: будут ли они знать что их выход к пляжу грозит родителям разорением?
Другой пример, законодательно закрепляется право на использование дронов для борьбы с браконьерами. Стоимость дрона - от 70 долларов и выше. Воистину, бюджет переполнен доходами и можно позволить себе траты не первостепенные.
Желательно, чтобы в деятельности ЖК не было так:
Ребята, так кто сшил этот костюм? «Они говорят: – Мы! Я говорю: – Кто это «мы»? Они говорят: – У нас узкая специализация. Один пришивает карман, один — проймочку, я лично пришиваю пуговицы. К пуговицам претензии есть? — Нет! Пришиты насмерть, не оторвёшь!»
Поступки мудрых людей продиктованы умом, людей менее сообразительных – опытом, самых невежественных – необходимостью, было бы хорошо если в парламенте будут отсутствовать третьи поступки, а невежественных партийцев не будет вообще.
Михаил Червонных, экономист, д.э.н.
: 0