Что делать гражданину, если его обманули на крупную сумму денег, при этом большая часть из них принадлежит другим людям, которые доверились ему, а он в свою очередь доверился мошенникам?! Казалось бы, тут всё предельно ясно и давно отрегулировано законодательством, ему следует обратиться с заявлением в правоохранительные органы. В нашем случае не всё так однозначно?!
Ко мне обратился за советом человек, попавший в такую ситуацию. Разумеется, кроме азбучной истины, известной ему и без меня, мне не оставалось ничего, кроме как дать ему совет, написать заявление в правоохранительные органы. У него не было расписки, которая в таких случаях доказывает факт получения от него денег злоумышленником. Поэтому необходимо провести следственные мероприятия, которыми можно было бы установить преступный умысел и наступившие последствия в результате преступных действий. Если факт преступления будет доказан, то следователь одновременно с уголовным производством, признает потерпевшего гражданским истцом, а преступника ответчиком.
В исследовательских интересах я попросил его держать меня в курсе дела, чтобы ощутить пульс правоохранительной системы государства. Наихудшим из всех преступлений против имущества граждан, является мошенничество, потому что объектом посягательства является не только само имущество, но и вера человека в людей, что немаловажно в обществе с точки зрения поддержания его морали и нравственности.
В условиях светской правовой системы главным критерием эффективности правового регулирования общественных отношений в стране рассматривается законность. В странах с шариатским правом приоритет отдаётся справедливости, хотя и светское право вовсе не отказывается от необходимости восстановления справедливости, но законность для такой правовой системы является условием преобладающим. Справедливость не имеет двоякого толкования, в отличие от законности, о которой люди говорят: «закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло».
Присутствует огромный риск, что на одну и ту же ситуацию, в обстоятельствах материальной заинтересованности должностных лиц можно посмотреть неоднозначно?! У обвиняемого лица гораздо больше мотивации развернуть ситуацию в своё оправдание, и за это он готов платить! Потерпевший по самой сути своего положения потерпел во всех отношениях, морально и материально, но и его мотивируют на то, что в его интересах подумать о стимулировании должностного лица ведущего следствие!?! Но если у тебя такой возможности нет, то уже не факт, что в отношении тебя справедливость будет восстановлена, но формальная законность будет всенепременно соблюдена. У нас есть генеральная прокуратура, которая контролирует соблюдение законности, но у нас нет такой структуры, которая бы контролировала восстановление справедливости! Поэтому за ней граждане обращаются лично к гаранту Конституции, как последней возможности.
Людям хотелось бы, чтобы президент страны, как добрый дедушка, вечерами сидел с мешком писем и читал их лично. Но у него при всём желании нет на это времени, поэтому сотрудники его администрации отправляют эти письма в соответствующие инстанции, и не исключено, что они оказываются в руках тех должностных лиц, на которых граждане и обращались с жалобами!?! Мы критиковали за это советскую систему делопроизводства, но, как выясняется, в этом отношении ничего не изменилось.
Кажется, это явление во все времена называли бюрократией, наиболее ненавистной рядовым гражданам страны?! Это фактор социального раздражения номер один, но изжить его не удаётся даже в результате революций. Бюрократия это хроническая болезнь любой государственной власти, даже на Западе, как и во всех остальных частях света!
Вторым фактором социального раздражения общества является коррумпированность чиновников. Можно бороться с коррупционерами в системе государственного управления, но это не одно и то же, что борьба с коррупцией, как явлением, исходящим из самой системы жизненных ценностей и мировоззрения тех, кто превращает государственную власть в бизнес. Бюрократы и коррупционеры, а часто это совмещается в одном лице, вот кто являются реально опасными оппозиционерами тем, кто принимает на себя ответственность за жизнедеятельность государства и общества, и кого мы выбираем в качестве главы государства. Внешняя оппозиция в этом отношении иногда полезна тем, что указывает пальцем на тех, кто расшатывает устои государства.
Один способный юрист дважды не прошёл аттестацию на должность судьи, и оба раза ему намекали на вознаграждение. На третий раз он вынужден был дать денег, и что бы вы думали?! Судьёй он таки стал за деньги, хотя юрист он качественный и опытный. У меня нет намерения возводить напраслину на существующую государственную систему, мне за державу обидно! Дело даже не в президенте, к которому этот юрист попал на утверждение через деньги, а в должностных лицах, которые готовят документы. Вы подумайте над тем, что судьёй ведь он стал через преступление?! А это система, которая была и при прежних главах государства, и это единственная преемственность, о которой можно говорить, что она имеет место в системе государственной власти и управления!
Никогда ещё не было такого, чтобы судьи так боялись внимания одной из структур государственной власти, как в известной пословице: «на вору шапка горит». Надо брать и страшно брать, но если не брать, как вернуть вложенное, при этом отложить на очередную аттестацию и на жизнь?! В этой ситуации самое практичное решение, это быть лояльным к отдельной категории дел, и свободным во всех других делах. Коррупционер имеет личные причины и мотивы брать взятки, а коррупция создаёт эти причины и мотивы, как дождь, при котором людям приходится надевать калоши и брать с собой зонты. Дела бывают разные, и в уголовном, и в гражданском судопроизводстве, но не все граждане страны имеют возможность платить.
Когда в гражданском судопроизводстве денег не платит ни та, ни другая сторона, суд решает такие дела по закону. В уголовном судопроизводстве по закону поступают с теми, кто не платит деньги или подводят законные основания к тому, чтобы облегчить участь того, кто их платит. Логично спросить, а какое отношение к коррупции имеют граждане, которые откупаются от карающей руки закона взятками или подкупают судей за нужные им решения?! Кстати сказать, именно они больше всех ропщут по поводу коррупции, ибо сами своими руками давали взятки. Они сами свидетели и очевидцы коррупции, которая им так ненавистна!?! Мы действуем в своём эгоистичном интересе, не думая о том, какие это вызывает социальные последствия?!
Но об этом должны думать те, которые особым общественным положением призваны глубоко осмыслять происходящее! Простые люди не клялись не давать взяток, в отличие от тех, кто давали клятву милиционера, прокурора, судьи, депутата, а тем более президента. С клянущегося больший спрос, ибо его никто не принуждал давать клятвы, и спрашивать с него имеют право именно те, кому он желает быть учителем и поводырём. К вам обращаются люди за справедливостью, так уж будьте добры, не подменять её формальной законностью в интересах мерзавцев! Вот что главным образом разрушает государственные и общественные устои. Мы все вместе должны быть проводниками идеи Справедливого Общества, ради будущих поколений потомков, и если для вас личные выгоды выше общественного блага, вы извините, разрушитель страны.
Когда речь идёт о больших деньгах, может возникнуть две мотивации у лица, ведущего следствие. Правильная мотивация законными средствами доказать вину злоумышленника, реализовать принцип неотвратимости наказания и принять меры к возмещению ущерба потерпевшему. Неправильная мотивация склонить обвиняемого поделиться сворованным за изменение меры пресечения, переквалификацию преступления, а может быть и полное прекращение уголовного преследования за недоказанностью вины. Один следователь не может гарантировать благоприятные перспективы обвиняемому без прокурора и судьи. В этом случае возникает та самая коррупция, с которой безуспешно борются все последние годы. Негласный принцип: украл – делись, стал системным! Каждый раз создаётся новая цепочка: следователь – прокурор – судья, а в гражданских делах истец или ответчик - представитель – судья.
Разве это не повод для одних особо чувствительных натур в одних случаях для революции, а в других случаях для религиозного экстремизма и терроризма?! Эти поводы подают не рядовые обыватели, а представители государственной власти, и в первую очередь, это касается правоохранительных органов и судебной системы. Это и есть конфликтная почва, на которой созревают плоды социальных потрясений! Почему для своей семьи мы способны быть людьми, а для общества у нас этого не получается?! В чём причина такой неспособности всегда оставаться человеком?! Чингиз Айтматов, верно сказал, что труднее всего каждый день оставаться человеком! И с каждым днём для нас это становится всё труднее и труднее, и в один прекрасный день станет невозможным…
В приведённом выше случае, обратившегося ко мне человека мучило больше то, что никогда прежде он не был замечен в проявлении наивности, поскольку всегда имел дело с крупными суммами денег, большую часть из которых ему доверяли другие люди, и он с большой осторожностью относился к вопросам займов. Некто братья Рашид и Рустам Дж--вы приглашали его к себе домой, познакомили с родителями, называли братом и никогда не злоупотребляли в денежных вопросах. Если брали в долг, то небольшие суммы и на короткий срок, всегда своевременно отдавая взятое. И вот однажды они попросили очень большую сумму денег, которые он никогда прежде никому не давал и поражается тому, как это с ним могло случиться в этот раз?!
Его угнетает обстоятельство причинения ущерба людям, которые ему доверили свои деньги, хотя и свои деньги он потерял сразу и все, которые имел. Психологическая проблема это одна сторона вопроса, а материальный ущерб тоже имеет немаловажное значение. Органы следствия сразу возбудили уголовное дело и даже взяли под стражу одного из братьев. Взятие под стражу это процессуальное действие, которое применяется постановлением следователя и утверждается судом, когда к этому имеются серьёзные основания. Если следователь ошибается в оценке оснований для взятия под стражу, суд может не утвердить арест. Но когда и следователь, и суд были единодушны в принятии такого решения, и суд отказывает защите в применении более мягкой меры пресечения к обвиняемому, это свидетельствует, что такие основания были.
И вот чудесным образом, Генеральная Прокуратура, по выражению её должностных лиц, в целях обеспечения объективности расследования, направляет уголовное дело в СУ ГСБЭП при Правительстве КР из СС МВД КР. А новый следователь, вдруг, изменяет меру пресечения в виде содержания под стражей на поручительство и его Постановление скоро утверждает Первомайский районный суд г. Бишкек. Жалоба на действия должностного лица Генеральной Прокуратуры КР, в конечном итоге попадает на рассмотрение этому же самому лицу, на которого подавалась жалоба. Материальный ущерб, причинённый лицу, признанному по уголовному делу потерпевшим, не возмещён, а это главная суть дела и предмет расследования!
Потерпевший строчит жалобы во все инстанции, но бюрократия неизменно сводит его усилия на нет!?! Когда неотвратимость наказания заменяется иным системным принципом: «если нельзя, но очень хочется, то можно», то для преступника имеет смысл украсть как можно больше, чтобы было чем поделиться. Прокуратуру и суд очень сложно заподозрить в гуманизме, а следователя в самостоятельности принимаемых им решений, особенно в части изменения меры пресечения и переквалификации деяния. Такие самостоятельные следователи давно переквалифицировались в адвокатов в лучшем случае. Это уголовное дело имеет конкретный № 50–17–127.
Потерпевший писал во все инстанции, вплоть до Совета Безопасности страны. Но всё, на что оказались способны эти инстанции, это бюрократические отписки в стиле критикуемых советских времён. Сила власти в доверии к ней граждан, и на укрепление этого доверия должны работать все должностные лица в системе государственного управления, пока они у этой власти…
С уважением Мурат Мусабаев
: 0