Много говорится о том, что первопричина конфликта Казахстана и Кыргызстана - контрабанда китайских товаров через границу республики. Так ли это на самом деле?
Кыргызстан первый из бывших республик Союза вступил во Всемирную торговую организацию (ВТО), что дало ему возможность получать по преференциальным пошлинам дешевые китайские товары, концентрировать их на рынках «Дордой» и «Кара - Су».
Большинство из получаемых товаров реэкспортировалось в страны Средней Азии, Казахстана, России и других. Однако после вступления республики в ЕАЭС, ситуация изменилась, реэкспортный товар должен облагаться дополнительной пошлиной и соответственно становиться дороже, теряя при этом свою конкурентоспособность.
Именно, только в этом и есть проблема поставок китайского реэкспортного товара и, никакой огромной контрабандной дыры как не было, так и нет на границах Китая с Казахстаном и Киргизией, о чем так усилено твердят некоторые эксперты. Надо признать, что не у всех государств таможенная граница как «сито».
Утверждая даже то, что из-за контрабанды в Туркестане бюджет ЕАЭС потерял более $1 млрд долларов, как он (бюджет) мог, что то потерять в несуществующем государстве, а главное: каким образом шел подсчет? Неужели применяли Систему национального счетоводства.
Сегодня общеизвестно, что закрытие таможенных границ часто носит не экономический, а политический характер, к примеру повздорили Алмазбек Шаршенович и Нурсултан Абишевич - и таможня на «замке».
В текущем году республика увеличила Казахстану тариф на использование поливной воды, сосед попросил на водоотпускных объектах установить свои видеокамеры – получил отказ со стороны кыргызских чиновников и, сразу же таможня перестала давать «добро» и т.п.
Такие примеры говорят о том, что никакой «черной» дыры на границе не существует, а существует недопонимание в высших эшелонах власти.
Нельзя полностью согласиться и с депутатом Жогорку Кенеша Акылбеком Жапаровым. По его словам, таможенная политика решается в Москве, в Кыргызстан вступают системы мирового уровня. В таких условиях страна не может конкурировать на зарубежных рынках со своей сельхозпродукцией, потому что контроль усиливается.
Думается, было бы правильнее сказать, что таможенная политика больше всего решается на каждом, конкретном таможенном посту.
К примеру, до преподавательской работы, я 9 лет занимал должность генерального директора ОАО «Элита», многофункционального предприятия, наладил торгово – экономические связи с организациями Прииссыкулья и главной из них СПК «Заря» Ак – Суйского района.
Перемещение задекларированных таможенных грузов осуществляли фурами, казахстанские таможенники неоднократно беспричинно на длительный срок задерживали наши автомобили с грузом: первое задержание на неделю произошло на таможне Кегень Алматинской области, только после моего туда прибытия таможня дала добро; второе беспричинное задержание автомобилей с грузом почти на месяц произошло на Павлодарской таможне; третье на двадцать дней Кокчетавской таможней и т.п..
Это я к тому, что имеют место и факты, когда товары не китайских, а киргизских производителей казахи не пропускают через свои уже региональные таможенные границы.
Не выдерживает никакой критики и тот факт, что якобы Украинское оружие через Киргизию и Таджикистан поставлялось афганским боевикам. Речь идет о батальонных минометах "Верба", - некий российский эксперт по Туркестану на условиях анонимности поведал об этом в СМИ.
Насколько нам известно, в контингент войск НАТО в Афганистане входили и украинские военнослужащие, кроме того мог ли Киев без одобрения Вашингтона решится на такой шаг? Видимо нет. Но анонимному эксперту это не известно. Главное «подать» фейк и побыстрей. Кроме того, почти все вооружение 40 – армии оставленное на хранение в Кушке, после ее ухода из Афганистана, каким то образом «перекочевало» к движению «Талибан», поэтому навряд ли им нужны какие то батальонные минометы.
Далее эксперт поведал о том, что теоретически, для Москвы и Нур-Султана оптимальным был бы вариант, когда финансовые потоки, связанные с транзитом через Киргизию, легализовались. Несколько лет тому назад я проходил кыргызский таможенные контроль на Кордое и был свидетелем следующего факта. Работнице таможни поступил телефонный звонок, по которому ей давалось указание - «задним» числом произвести регистрацию 2,5 тонн клубники завезенных нелегально из Казахстана, что она «живо» и отобразила в журнале.
Напрашивается вопрос: Откуда поступает нелегальная, контрабандная продукция? Поэтому устранять "черную кассу" видимо надо не только в Кыргызстане.
Эксперт поясняет, что в прошлом году больше половины товаров и грузов ввозилось на территорию ЕАЭС в обход законных сборов. Напрашивается вопрос: На основании какого анализа сделаны такие выводы? Видимо на основании трех «П» - «палец, пол, потолок» Да. Вопрос контрабанды затрагивает слишком много самых разных проблем - демпинг, упущенная выгода, финансирование криминальных схем, представляющих угрозу региональной безопасности и т. п.
Однако заявлять о том, что Россия не досчиталась по году примерно от $500 до $800 млн., видимо своего рода перебор, ведь это прямое упущение Счетной Палаты Алексея Кудрина, так как поступления от таможни идут в федеральный бюджет России.
Ну, если и не досчиталась, то кто от этого выиграл, а кто проиграл?
Как ни парадоксально, но выиграл прежде всего российский потребитель, потому что цены на импортные товары и тарифы на оказанные услуги не выросли для россиян на эти 500–800 млн. долларов и не «ушли» из их кошелька, только задача у эксперта стоит видимо другая и, нам пока не известная...
Михаил Червонных, экономист, д.э.н.
: 0