На днях СМИ обнародовали парадоксальную ситуацию с демографией и рабочими кадрами в аилах и некоторых районах Баткенской области. С одной стороны, эти населённые пункты пустеют, оттуда уезжает молодёжь на заработки, в основном в Россию, так как нет работы. С другой – во многих фермерских хозяйствах или СПК – подолгу не могут закрыть у себя вакансии доярок или, например, механизаторов. Достаточно «прошерстить» сайты районных центров занятости не только Баткена и убедиться в этом. И это при том, что средний возраст населения в республике 17 лет (второе место среди 209 стран мира). Отток населения действительно есть.
Замена техники на высокоэнергонасыщенную ведёт к сокращению потребности в кадрах. Новые технологии приходят – в растениеводстве видим, что приходит мощный трактор, который может за сезон посеять на 2,5 тысячах гектаров, в то время как в советское время для этой площади нужно было три-четыре единицы техники.
Так что люди высвобождаются. Но и одновременно второе – проблема кадров. В республике приличное количество учебных заведение в АПК, но обеспечить сегодня хозяйства в полном объёме специалистами, конечно, невозможно, заработки за рубежом.
Кроме того, привлекательность труда в сельской местности уступает городу. Отсюда и эти проблемы.
В 80-е годы мы были свидетелем того, как в аилах кипела жизнь. Там были студенты, которые уезжали учиться в вузы Бищкекка, других городов и потом возвращались.
Сейчас такого нет. Если глобально говорить – всё определяет спрос. Тогда был спрос на сельхозпродукцию. И эту продукцию выращивали везде. Она была востребована. Не везде она была экономически обоснована и с одинаковой прибылью. И даже те хозяйства, которые получали убыток, за счёт государства эти убытки компенсировали.
В более поздние времена этот механизм хотели применять. В высокогорных зонах были отдельная субсидия, отдельные дотации. Но в целом не получилось. В аилах сегодня худо, если говорить откровенно. Это объективно. Потому что потребность любого человека – какая? Чтобы были вода, в том числе горячая, дорога, организованный труд. Потому что в тех аилах, где есть те, кто сами организуют, и есть те, кому нужно труд организовать. Так вот, этого всего в аилах нет. И это самая большая проблема.
Мероприятия минсельхоза по улучшению ситуации не решают проблемы. У всех людей есть право выбора – чтобы получить хорошие образование для своих детей и медицину, они могут уехать в город.
Другой вопрос – что нужно делать, чтобы изменить и приостановить ситуацию. Надо быть уверенным на 100 процентов – без постановки вопроса «Что такое аил – производство продукции или образ жизни?» нельзя двинутся вперед.
Государству нужно найти деньги на то, чтобы образ жизни в аилах менять. А для этого нужны инвестиции, специалисты лучше знают, какие. Можно составить мероприятия. Но нужна серьёзная программа. И точно так же многие уверены, что власть это понимает. Но время пока не пришло, хотя поторопить приход этого времени власть все же может.
К примеру, можно создать государственно – частное партнерство с золотодобывающими компаниями Кыргызстана, которые для начала хотя бы один – два процента от добычи золота ежегодно перечисляли в созданный фонд развития села.
Видимо должны участвовать в жизни села фермеры и сельхозпредприятия. Если этого не делать – завтра можно остаться без кадров. И даже большая зарплата не является тут самым решающим фактором.
Поиск сотрудника должен начинаться со школы. Если этого нет, то ждать специалистов, которые решат все вопросы – утопия.
Поэтому желательно чтобы сегодня и министерство сельского хозяйства , и министерство образования должны вести работу, создавать аграрные классы, формировать целевую аудиторию для поступления в вузы. Но не всегда есть участие в этом производителей. Культура социального партнёрства, участия в жизни территории пока что в республике формируется слабо.
Иногда можно услышать и такие слова:
«Зачем Вам деньги государства если у Вас работать некому? «...люди высвобождаются. Но и одновременно второе — огромная проблема кадров.» и дальше... «Государству нужно найти деньги на то, чтобы образ жизни в селе менять» Да, в аилах, жизненные условия далеки от совершенства, энергообеспеченность рабочих мест близка к 60 -м годам, уровень безопасности и элементарной комфортности близок к 0.
Социальная структура, инфраструктура аилов фактически разрушены. Зарплата ниже прожиточного уровня и не всегда сомом.
Перспектива выхода на пенсию в сельском хозяйстве – сложная. Конкуренция с иностранным производителем без субсидий государства местной продукции невозможна.
Некоторые руководители страшно далеки от жизни аильчан , отсюда и проблемы в ряде мест недалекое руководство и не знание реальных проблем села.
Почему в советское время не уезжали из села? Да потому что, жители села помимо того, что работали в колхозе, имели своё подсобное хозяйство, держали скот, птицу, обрабатывали землю и выращивали что-то на ней, а излишки везли на базар.
Работали с раннего утра до позднего вечера, так было всегда. Сейчас в селе работы много, но бывшие колхозы и совхозы исчезли, поэтому мало кто хочет сейчас заниматься сельским хозяйством - ленивые стали, а те кто это делает их надо благодарить за это, они кормильцы своих семей, да и горожан тоже.
Государство может пойти по пути снижения налогов для сельских предпринимателей, бизнес устремится в село, будет развивать там производство, на производстве появятся рабочие места, будет сокращаться миграция населения на заработки. В СМИ появляются и такие суждения: «Крестьян надо освободить от чиновников, чтобы крестьянство стало свободным и тогда всё будет нормально. Пока крестьяне зависимы, возрождение села не возможно и также будут бежать из села в города».
Все очень просто. Будущее за мощными агропромышленными комплексами, только они могут в полной мере обеспечить продовольственную безопасность республики и обеспечить рабочими местами жителей городов и регионов.
Первым шагом к решению этой проблемы должно стать возрождение коллективных хозяйств. На сегодняшний день в Киргизии существуют 420 кооперативов, и большинство из них демонстрируют показатели, выгодно отличающие их от мелких фермерских хозяйств. Например, яйценоскость кур в них в два с лишним раза, а надои молока - на четверть выше, выше и урожайность зерновых культур.
Надо также прекратить порочную практику «разбазаривания» земель, на что указывал депутат Жогорку Кенеш Дастан Бекешев, заявив о продаже Кегенскому района Казахстана земель, пастбищ Кыркыра Санташского аил - окмоту и потребовать через суд их возврата. Тот кто совершил эту сделку нарушил статью Конституции республики, о неделимости земель и их отчуждения сопредельному государству.
Столичным бы чиновникам проехаться с конференциями по всем районам республики по 2-3 раза за сезон и тогда бы они лучше понимали, что нужно каждому аилу и в каком объеме.
На наш взгляд, по факту, для молодёжи можно выделить три проблемы: Часто люди в аилах едут на заработки. И если фермеры, сельхозпредприятия так нуждаются в кадрах, так где их отличные вакансии на всем известных площадка, так как большинство молодых ищут работу в сети.
Во всех районах разбиты любой вид дорог. Даже грунтовки, словно просеки. Как может нормально функционировать инфрастуктура, если так затрудняется логистика. Надо видимо подключать специалистов из вузов Бишкека? Применять новые технологии строительства и реконструкции дорог.
Третья проблема на селе - это жилье для молодой семьи. А где ей жить? Особенно если она из города. Да даже если есть какие-то там "проекты", то в аилы они доходя туго и молодёжь о них почти ничего не знает.
Михаил Червонных, экономист, д.э.н.
: 0