Генеральный прокурор Откурбек Джамшитов сегодня, 14 февраля, на заседании Жогорку Кенеша рассказал об уголовных делах по модернизации столичной ТЭЦ. В выступлении Джамшитова оказалось немало странных, спорных и очевидно нелогичных заявлений. И пока одни депутаты пытались получить ответы на закономерно возникающие в связи с повесткой вопросы, другие активно поддержали тезисы генпрокурора, добавив происходящему в стенах парламента еще большего градуса абсурда.
В целом, в деле ТЭЦ без изменений – прокуратура продолжает настаивать на виновности экс-премьеров Сапара Исакова и Жанторо Сатыбалдиева, а также бывшего главы Минэнерго Осмонбека Артыкбаева, нескольких бывших топ-менеджеров энергосектора и экс-главы Нацэнергохолдинга Айбека Калиева. При этом ответственность парламента, ратифицировавшего соглашение о модернизации, рассматривать никто не собирается.
Депутаты всегда творят только добро
На то, что в стране с парламентской формой правления депутаты в равной степени должны нести ответственность за аварию на ТЭЦ и заключение, как теперь говорят – невыгодного, соглашения с китайской компанией TBEA, указала депутат ЖК Ирина Карамушкина (СДПК). Карамушкина прямо спросила, почему к ответственности не привлекли глав профильных комитетов ЖК и торага, на что получила от генпрокурора не самый убедительный ответ.
По словам Джамшитова, поскольку решение о ратификации соглашения было принято законно и без нарушений, отвечать депутатам попросту не за что. Иными словами, парламентарии у нас обязаны только соблюдать положенный регламент утверждения и принятия документов, а их содержание, выходит, вообще не в поле компетенции депутатов. Проголосовали, как положено, без нарушений – и все, как говорится, взятки гладки.
И даже более того, парламент, как подчеркнул Джамшитов, вообще ввели в заблуждение, а сделал это никто иной, как Сапар Исаков: «Исакову по этим $386 млн, преследовавшему свой интерес, удалось получить доверие 120 депутатов, соглашение ратифицировали, со стороны экс-президента было подписано. Сегодня решение о ратификации соглашения законно, его никто не оспаривает, поэтому кредитное соглашение само законное. Это указано и в решении депутатской комиссии, поэтому решение о ратификации в силе. Я думаю, здесь никаких нарушений со стороны парламента не было», - высказался генпрокурор.
Такую удобную точку зрения о мере своей ответственности тут же поддержали спикер ЖК Дастан Джумабеков («Кыргызстан») и экс-торага, депутат Асылбек Жээнбеков (СДПК). Оба единогласно заявили, что парламентарии всегда принимают решения исключительно с благими намерениями.
«Я считаю, те депутаты с хорошим намерением поддерживали соглашение», - сказал Дастан Джумабеков и добавил, что согласно Конституции КР депутаты вообще не несут ответственности за свой голос, высказанный на трибуне парламента. Асылбек Жээнбеков начал свой спич с аналогичной фразы о хороших намерениях и объяснил, что в 2013 году правительство просило ускорить принятие решения, а парламент просто пошел ему навстречу: «Просили ускорить, так как им нужно. А кто ускорял, вы сами знаете. Два комитета - по ТЭК, бюджетный - вынесли решения и открыто все свои мысли высказали и направили правительству. Международный комитет дал итоговое заключение. С учетом предложений, что поддерживаем с хорошим намерениями. От правительства было много просьб ускорить в то время. 9 и 10 сентября рассмотрели комитеты, 11 сентября подписало правительство», - сообщил Жээнбеков.
Короче говоря, депутаты в той ситуации голосовали исключительно за благо, правительство их торопило, а потому, по доброте душевной, депутаты все и ратифицировали. Такие вот чистые, наивные люди, нимало не обязанные вчитываться в подробности рассматриваемых проектов.
Куда делись украденные деньги, никто не знает
Если, по мысли депутатов и Генпрокуратуры, за все огрехи, допущенные в соглашении, должно нести ответственность правительство, а компанию TBEA пролоббировал лично Сапар Исаков, то, кто именно и как провернул хищение средств, и где искать эти деньги, следствие не знает. Да, как ни удивительно, следствие уже закончилось, но сама суть коррупционной схемы так и не раскрыта. Китайцев, согласно условиям соглашения, контролировавших весь процесс модернизации и расходования бюджета, ругать как бы не с руки. И заподозрить китайскую сторону в нечестности нельзя. Их нам надо благодарить за то, что помогают и выделяют деньги, как подчеркнул генпрокурор. А вот кто из отечественных чиновников сколько денег присвоил и каким образом, прокуратура не знает.
Депутат Дастан Бекешев (СДПК) справедливо заметил, что если было лобби компании, то должна быть и взятка, полученная за это: «Вы нашли у кого-нибудь незаконные деньги на банковских счетах, за рубежом, новые дома или другое имущество?» — спросил он у Джамшитова. На это генпрокурор ответил только, что в данном направлении ведется работа, и принимаются меры, чтобы найти следы этих денег.
То есть, коррупционные деньги не нашли, факты обогащения обвиняемых в коррупции при модернизации ТЭЦ не установлены, но материалы уголовных дел уже передали в суд, и обвиняемые ответят за свои преступления. Интересное судилище!
Генпрокурор – как эксперт в экономике и энергетике
Зато Откурбек Джамшитов почему-то точно знает, за сколько действительно можно было модернизировать ТЭЦ, и какими инструментами изыскивать средства на погашение внешнего долга перед Китаем. Когда генеральный прокурор успел переквалифицироваться в экономиста и энергетика – вопрос риторический.
«Столичную ТЭЦ можно было модернизировать на 90 процентов за $50 миллионов. Но на это потратили $386 миллионов. По проекту отсутствовали тщательные расчеты и параметры», - уверенно заявил Откурбек Джамшитов, правда, не уточнив, откуда в его рассуждениях взялась упомянутая цифра в $50 млн, и кто проводил альтернативные подсчеты. Далее генпрокурор рассказал о том, что для погашения долга энергосектору страны, возможно, придется поднять тарифы на электричество.
«Если исходить с экономической точки зрения, то Кыргызстану будет тяжело расплачиваться с кредитом в размере $386 млн. Возможно, придется поднимать тарифы на электроэнергию», - сообщил Джамшитов. Вновь не удосужившись разъяснениями на счет того, откуда у него такие умозрительные выкладки, и почему вообще генпрокурор в теме уголовных дел рассуждает о тарифах на ЖКХ.
Ну и на десерт, так сказать, - на сладкое. Для кого-то, не сомневаемся, очень сладко прозвучали слова генпрокурора о готовящейся обструкции экс-президента Атамбаева.
Чтобы ничего не перепутать и во избежании потом заявления, что прокурора "не так поняли", приводим его слова так, как их подает ИА 24kg.
«Материалы, касающиеся Алмазбека Атамбаева, расследуются отдельно. Им будет дана правовая оценка», — сказал Откурбек Джамшитов.
Ясен перец, что это за такие "действия" генпрокурор не объяснил. И никто из присутствующих уточнить не посмел. И оно понятно. Нынче такие времена, что тому, что выступает с неудобными вопросами тоже могут дать "правовую оценку".
А что касается Атамбаева, так тут и без вопросов ясно: его посадят - хотя пока не знают, за что. Но долго ли умеючи...
Карина Тен
: 0