В последние годы реформаторский зуд накрыл Кыргызстан с головой. Недовольство учителей реформами в высшей степени среднем образовании, скандалы с изданием либо задержка учебников с ошибками… Да мало ли причин быть недовольными у учителей с их низкой, если не сказать, нищенской зарплатой. Вот и стало интересным узнать, а как обстоят дела со средним образованием в стране по ту сторону реки Чу.
В Казахстане разрабатывается система так называемого подушевого финансирования. Причем определены сроки перехода на эту систему финансирования школ, как муниципальных, так и частных. И хоть срок полного перехода на эту систему определен 1 сентября 2020 года, но уже с 1.09.18 все государственные и ряд частных школ Астаны уже участвуют в этом проекте. Поэтому интересно узнать, в чем ее особенности и чем она отличается от ранее существовавшей системы финансирования школ. Начнем с нее.
Раньше школа получала определенный объем средств, так называемое сметное финансирование. В итоге школы получали средства, которые не зависели от количества учеников, не соответствовали потребности, без учета всех затрат. Были перекосы в финансировании разных школ. Далее я буду приводить суммы в сомах по курсу: 1000 тенге – 180 сом. Скажем, одна с проектной мощностью 1200 мест, в которой обучалось 1831 ученик, получала 31680000 сом.. А другая, с той же мощностью, но с 1661 учеником – 63900000 сом. И не всегда эта разница вызвана хорошими знакомыми или взяткой. Школы финансируются из местных бюджетов, а в каждом районе он свой. У кого больше, у кого, соответственно, меньше. Причем на ученика выделяется от 21600 до 72000 сом. Поэтому главная мысль, которая двигала казахстанскими реформаторами – сумма подушевого финансирования будет фиксированной и единой по всей стране – 40320 сом в год, но с ежегодной индексацией.
Для того, чтобы не было соблазна набрать очень много учеников, вводятся корректирующие коэффициенты, когда будет превышен норматив наполняемости в классе. В этом случае будут платить не 40320, а меньше. Так что директорам придется задуматься, брать лишних учеников или выполнять норматив. А для того, чтобы разгрузить государственные школы, будут размещать госзаказ в частных. Ну и привлечь бизнес к строительству частных школ, чтобы уменьшить нагрузки в госшколах. А чтобы как-то привлечь учеников в непопулярные школы, уже в Астане идет объединение нескольких школ, и они продолжают сотрудничать вместе. То есть более сильные подтягивают более слабых.
Остается вопрос, как будут распределяться эти подушевые средства. Авторы расписали и это. В эту сумму – 40320 х на количество
учеников, входят расходы на зарплату, фонд стимулирования, текущий и капитальный ремонт, бумага и другие расходы. А коммунальные услуги и интернет по-прежнему будет оплачивать местная власть. Многие, наверное, поняли, что эти подушевые средства будут выделяться из бюджета страны непосредственно школам. Важно то, чтобы эти деньги не были разворованы.
Поэтому авторы считают, что необходимо усиливать роль попечительских советов, привлекая в них представителей НПО и наиболее активных родителей. Ведь это будут реально школьные деньги, и тратить их надо с умом, учитывая и контролируя расходы администрации школы. Надеюсь, суть подушевого финансирования я изложил достаточно полно и понятно. А посему поговорим о других шагах казахстанских реформаторах народного образования.
Второй злободневный вопрос, который волнует всех учителей – это зарплата, с размером которой многие связываю статус учителя. Наверное, нет смысла приводить данные о том, как будет начисляться зарплата учителям разных категорий. Тем более что введение подушевого финансирования даст возможность самой школе регулировать оплату учителей в зависимости от выполненных функций. Но это все в будущем. А сейчас, когда в мажилисе готовятся к обсуждению нового закона о статусе, пришли в возбуждение самые разные объединения, с самыми разными предложениями, касающиеся необходимости законодательного закрепления увеличения зарплат.
Эти предложения, которые давали те, кто принял участие в обсуждении будущего , отличались в значительном диапазоне, как финансовом, так и статусном. Следует отметить, что практически все в первую очередь заявили «Побольше зарплату учителям!», сводя к ней главную проблему низкого статуса педагога . И к сожалению, эта причина имеет место быть. Не раз я слышал от педагогов, что им необходимо держать себя в тонусе, делать модный маникюр, подводить брови, одеваться относительно модно. Потому как ученики, и не только старших классов, просвечивают как рентгеном, выискивая что-то, чтобы удовлетворить свое чувство превосходства: «А у меня-то гораздо лучше!»
Но если сравнивать зарплаты рядовых учителей и высших руководителей МОН, тут уже иная картина. Сравнение средних зарплат по республике и учителей удручает: 29930 и 18034 – самая низкая по стране. Молодой педагог получает 8325 – 9250 сом. Учитель начальных классов с 25-летним стажем, отличник образования - 16280 - 16650 сом. Профессор, доктор наук в национальном ВУЗе - 25900 сом. Вице-министр 111000 сом, а министр - 175750 сом.
Вот как раз из-за разницы в зарплате руководства и учителей и стали появляться предложения, которые я, из-за неимения информации об обсуждении этого Закона «О статусе педагога», приведу. Может, кого-то это позабавит, может, огорчит.
Скажем, политолог Б.Султанов предлагает, по примеру Норвегии, ввести положение, что зарплата высшего чиновника, курирующего определенную отрасль, по закону не должна более чем втрое превышать заработки работника низшего звена этой отрасли. Профессор З.Кабульдинов пошел дальше, предложив зарплату для учителей в 111000 – 129500 сом.
Но больше всех меня поразила инициативная группа из 42 человек, своими лозунгами напомнив мне 1917 год, когда большевики купили своих сторонников на своих лозунгах. Правда, у них было 4, и начинались они с - «Вся власть Советам», который, как я понимаю, остался единственным выполненным большевиками и давший название стране Советской. Мира не было – началась Гражданская война, рабочие хозяевами фабрик не стали, как и крестьяне – земли. Может, учитывая это, группа выдвинула свои лозунги, даже не знаю, с каким душком. «Зарплату – как у министра!», «Неприкосновенность – как у дипломата!», «Почет – как у императора».
Причем в соавторах этой концепции представители отраслевого профсоюза работников образования и науки. Мне почему-то кажется, что они исходили из старой истины: Проси по максимуму, а там довольствуйся тем, что получишь. Ну посмотрим, что будет на обсуждении этого закона и будет ли вопрос о зарплате включен в проект закона о статусе педагога.
Но больше всего меня поразило интервью, которое дала газете «Время» сенатор Дарига Назарбаева. Надеюсь, объяснять, что она дочь Президента РК, не нужно. Ее отношение к проблеме, что повышение зарплаты учителям повысит их статус, иное, чем у подавляющего большинства. Главное, по ее мнению – это «… менять отношение родителей к учителям, так как родители настраивают своих детей против учителей и, не разобравшись, бегут в школы – угрожают и оскорбляют учителя….
В целом всю нашу информационную и пропагандистскую машину мы должны настраивать в пользу учителей! Кто будет завтра учить наших детей, если не будет педагогов? …. Если есть возможность, школам помогать надо!» И даже сказала свое мнение в отношении подарков, которые стали запрещать в связи с антикоррупционной борьбой. «Как раз учителям и врачам можно дарить, а вот министрам – нельзя! Если это, конечно, по доброй воле, из чувства благодарности…» А насчет повышения зарплат сенатор сослалась на то, что это будет зависеть от возможностей бюджета, но выразила надежду, что подушевое финансирование поможет школам, помимо средств за учеников, самим зарабатывать и поднимать зарплаты педагогам. А потом прозвучала БОМБА, которую я привожу дословно.
«При такой системе, когда финансирование будет идти из Астаны напрямую школам, областные, районные и городские управления образования будут не нужны. Там много нарушений происходит. Я за то, чтобы их закрыли!» Да-а-а, информация к размышлению, в первую очередь для чиновников от казахского образования
Рустембек
: 0