В рамках своего официального визита в Кыргызстан глава МИД РФ Сергей Лавров 4 февраля встретился с президентом Сооронбаем Жээнбековым. Лавров подчеркнул, что его официальный визит проходит в рамках подготовки государственного визита президента России Владимира Путина, а также заседания межправительственной комиссии, которое состоится 1 марта. Чего ждать от грядущих двусторонних переговоров Кыргызстана с Россией, впрочем, так и осталось неясным.
Руководство КР в общении с российским МИДом, анонсированным как подготовка к еще более важной встрече на высшем уровне глав государств, показало себя, мягко говоря, не на высоте. Впечатление, будто Лавров, как нежданный гость, нагрянул без предупреждения, и никто к этому заранее не готовился, сложилось едва ли не комичное. Кульминацией чего стал вопрос о военной базе.
Новоиспеченный посол КР в РФ Аликбек Джекшенкулов ранее в интервью ТАСС заявил о возможности открытия второй российской военной базы в Кыргызстане. Глава МИД же, когда его попросили рассказать о подробностях этого решения, ответил, что ничего о такой инициативе попросту не знает: «Мы впервые о ней услышали и готовы обсудить ее с нашими кыргызстанскими коллегами», - высказался российский дипломат, рассмеявшись и предложив переадресовать вопрос самому Джекшенкулову.
Впрочем, списывать конфуз на личный непрофессионализм нашего посла не стоит. Как позже справедливо прокомментировал ситуацию политический эксперт Адиль Турдукулов: «В защиту Джекшенкулова хочу сказать, что слова о возможном дополнительном открытии военной российской базы на территории Кыргызстана, как опытный и профессиональный дипломат он не мог произнести без согласования, а вернее без прямой инструкции нашего Белого дома. Так что все стрелки и претензии туда».
И действительно, тема базы никак не могла бы возникнуть в речи посла без прямого указания руководства страны. И ситуацию это только усугубляет, лишний раз демонстрируя крайне халатную работу нашего МИДа, а вместе с ним и аппарата Жээнбекова, не удосужившихся заранее сформировать и обговорить повестку, которая явно возникла пока в одностороннем порядке и не была официально согласованна с Россией.
Не выглядела убедительной и подготовка к общению с российской стороной в целом. Сооронбай Жээнбеков, встречая Лаврова, фактически ограничился только благодарностями за оказанную финансовую помощь: «Этот визит [грядущий визит Путина] для нас очень значимое политическое событие, мы к нему серьезно готовимся. И со вступлением Кыргызстана в ЕАЭС наши отношения вышли на качественно новый уровень. Я с удовольствием хочу отметить, что товарооборот между нашими странами увеличивается из года в год. И, пользуясь случаем, хочу поблагодарить за ту помощь, которую вы нам оказываете, за $200 млн. грантов, на которые укрепляются наши границы, строятся заставы, модернизируются контрольно-пропускные пункты. Недавно мы приняли 125 единиц военной техники от посольства РФ. Я рад возможности обсудить сегодня актуальные вопросы наших двусторонних отношений».
О том, какие именно актуальные вопросы обсуждались (если обсуждались), и что в планах на визит Путина – из аппарата президента не прозвучало ни слова. Хотя значимых тем в кыргызско-российских отношениях хоть отбавляй. Это и стратегическое сотрудничество в рамках уже существующих международных объединений, и геополитические договоренности, и тесные экономические связи, и трудовая миграция.
Но о выбранном векторе взаимодействия с Россией Жээнбеков упорно молчит, а между тем пошел уже второй год его президентства. И критика поведения главы страны в поле внешнеполитических переговоров подкрепляется все новыми и новыми примерами. Фактически главного ответа на вопрос, как именно Кыргызстан намерен взаимодействовать с РФ, до сих пор нет. И выглядит это не просто публичным умолчанием руководства страны, а именно что отсутствием у него внятной позиции.
Жээнбеков в очередной раз лукавит, говоря о поддержании в республике статуса русского языка и сильно преувеличивая в лучшую сторону реальное положение дел. И здесь явно просматривается только желание «задобрить» российскую сторону, но отнюдь не действительное намерение укрепить внешние связи Кыргызстана и способствовать распространению языка, как доступного средства для широкой коммуникации.
Вся эта подчеркнуто дружественная риторика президента, бесконечные упоминания того, что «Россия наш важный стратегический партнер», товарооборот между странами растет, Кыргызстан качественно выиграл от вступления в ЕАЭС и т.д. и т.д., на практике не выливается ни в новые договоренности о сотрудничестве, ни в разработку конкретных двусторонних проектов.
Весь итог визита главы российского МИДа: искренне удивленный вопросом о военной базе Лавров, которому зачем-то продемонстрировали ветшающие стены Кыргызско-Российского Славянского Университета, давно и прочно потерявшего свой статус и переставшего быть одним из ведущих вузов страны. Да еще прозвучавшие несколько невразумительных вопросов от собравшейся в КРСУ аудитории. Что будет на повестке, когда приедет Путин, – решительно непонятно.
Карина Тен
: 0