С нового года, очень много новых законов вступило в силу. Это по сравнению с другими годами затишья. А тут раз и сразу очень много. Как говорится, если много людей хором плюнут, то может появится и озеро. Наверное наше правительство тоже так думало и хотело сразу улучшить все жизненные показатели народа Кыргызстана. Хотя по многим законам можно было и по лучше посоветоваться и пообщаться с тем же народом. Как мыслится и здесь тоже было раз плюнуть со стороны правительства и обеспечить полное понимание законов для граждан. Но хотели как лучше, а получилось как всегда.
Возьмем хотя бы новое законодательство о нарушениях, в смысле административных. Прошу не путать с проступками другого характера. Проступки у нас уголовные, а нарушения административные. Но нас уверяют, что за проступки не будет судимости, значит они будут в разряде административных или нет? Как говорится, уголовные проступки превращаются …… и правильно в административные проступки. Наверное нет, так как за административные нельзя сажать, а за проступки можно угодить и в зиндан. Так в чем разница?
А разница нам говорят в том, что совершивших уголовные проступки можно будет исправлять путем пробации. В смысле раз попробовать перевоспитать, кажись не исправился, а давайте еще раз попробуем? Как то так. Одно не понятно, как говорили раньше: «Вор должен сидеть в тюрьме». А нам говорят нет, надо гуманно их, то есть воров перевоспитывать. Украл курицу, погрози пальчиком. Второй раз украл курицу, иди на пробацию. Третий раз украл,……. все равно не преступник, а перевоспитуемый. Почему? Так нет же у вора судимости! О чудо! Вор может быть «вором в законе», но без единой судимости.
Да нет, не охота воспитывать, если нет карающего как меч уголовного законодательства. Мало того, что мы давно пошли на поводу и убрали смертную казнь, так пошли дальше по пути гуманизации. Хотя и в хваленной США, есть смертная казнь. А у нас потолок лишения свободы снизили до пятнадцати лет. Значит «убийц» можно ждать обратно, после «пробации» на воле через пяток лет? О сюжет, о воспитательница, в лице нашего правительства конечно. Может надо было все таки по более посоветоваться с народом и практическими работниками тоже или нет? Но нет, хотим как лучше, а получается уже поздно.
Даже по первым шагам если посмотреть, все нынешние следственные судьи имели не законченные уголовные дела. Эти уголовные дела они рассматривали, кто более полугода, а некоторые даже годами. Сперва сказали, что они эти дела закончат. Потом всех следственных судей, уже в новом году, заставили все свои дела передать другим судьям. А это означает, что все дела начнут рассматривать опять новые судьи по новому и с самого начала. Опять эти дела будут рассматриваться в судах годами, а люди тоже будут повторно ходить в суды и давать те же показания, которые они уже дали ранее.
Кому от этого польза? Судьям – нет, людям тоже – нет. Может тем, кто просто захотел отчитаться перед кем - то о проделанной работе? Возможно это и губит нас, так как получается после нас хоть трава не расти. Кто там будет мучатся с такими законами, то же нам «баары бир». Можно ли обжаловать свое задержание в судах по новым законам? А кто позволит, если даже нет документа, где четко сказано, кто и когда возбудил на человека уголовное дело. Разве что, на запись ЕРПП в суд подать.
И это просто начало большого конца. К кому потом предъявлять претензии, к дежурному внесшему запись в ЕРПП, или тому, кому потом передали уже возбужденное дело, а может и к следственному судье со всеми в придачу? Некоторые статьи перевели в разряд проступков. Но однако, по п.п. 1 и 2, ч. 1 ст. 26 УПК прекращение идет в разряд реабилитирующих, а п. 10 декриминализация преступлений в этот разряд не идет. То есть преступления нет, а человек все равно преступник. И это только начало работы новых законодательств. А что еще будет впереди?
Ладно, что будет впереди, будем посмотреть. Но даже в кодексе о нарушениях, сколько непоняток, что даже наше правительство сказало о принятии мер по внесению в срочном порядке изменений в новые законодательства. Ну это как раз и подтверждает, что хотели как лучше, а получилось как всегда. Посмотрите на кодекс о нарушениях и оказывается, что нарушения можно обжаловать в суд, а если суд первой инстанции вынес решение, то далее его нельзя обжаловать. Решение его окончательное. Вот и дождались! А где сравнение с Конституцией, что человек это звучит гордо и он имеет право на обжалование?
Вот и получается, что все новое, это забытое наше старое в нашем прошлом уголовном законодательстве. И впрямь, взгляните на эти новые кодексы и вернетесь в старые «добрые» наши шестидесятые годы прошлого века. В смысле со всеми органами дознания и их полномочиями. Не зря говорили, что нас теоретически не понять и регалиями не измерить. Вот так и живем, делаем все сами, а потом героически боремся с последствиями. Все ничего, если бы не было столь страшно и до боли обидно за наше непонимание и высокое амбициозное состояние.
В конечном итоге страдает ведь опять простой человек, кстати которого и в который раз опять не спросили, хочет он жить по новым законодательствам или нет. Вот и опять вернулись к тому, что хотели как лучше сделать для человека, а получилось как всегда.
Курманбек Иманалиев
ПО ТЕМЕ
Вступившие в силу с этого года новые кодексы представляют собой страшную угрозу для Кыргызстана из-за отсутствия единой системы. Таким мнением с
Vesti.kg поделилась правозащитница, экс-кандидат в президенты Токтайым Уметалиева.
- Огромный блок преступлений вывели в проступки, - негодует она. - Загрязнение воздуха и водоемов, уничтожение лесов, нарушение врачебной тайны, заражение венерической инфекцией, продажа человеческих органов, гибель при проведении трансплантации органов, хищение средств в крупных размерах – это теперь всего лишь проступки. Но даже понятие длящегося и продолжающегося проступка не определили точно. Наказание за производство бракованной медицинской аппаратуры – всего лишь штраф от 5 до 17,5 тыс. сомов, для юридических лиц – 55 тыс. сомов. О чем тут говорить, если за уничтожение 30 га реликтового леса в урочище Чандалаш назначили штраф 58 тыс. сомов…
Активист полагает, что авторы судебной реформы заслуживают уголовной ответственности, поскольку из-за непродуманного перехода в воздухе зависли тысячи дел.
- Я веду четыре дела, - говорит Уметалиева. - Судьи теперь становятся следственными судьями, и мои дела передают новым. Пока новый судья вникнет в дела… Представьте, человек 4 года просидел под следствием, и что, еще 4 года сидеть? Мои дела – на 7 томов, на 12 томов. На 8, на 48, или больше 100 свидетелей. Все делать заново?
По ее словам, Единый реестр правонарушений не выполняет возложенной на него функции, поскольку чтобы ввести туда данные, все внеследственные действия правоохранителям приходится проводить заново.
Правозащитница отметила, что статья о проступке есть теперь как в Уголовном кодексе КР, так и в Кодексе о проступках, что являет собой широкое поле для коррупции. По ее мнению, очень удобной для пополнения карманов судей является и 8-ступенчатая система введения штрафов.
- Это открытая диверсия против страны, недаром это понятие из новых кодексов исключили, - резюмирует Уметалиева. – Этими реформами власти вызвали вымывание из страны десятков тысяч профессионалов. «Открытое небо» - из той же категории. Авиации у нас просто не будет. Ну что же, наших специалистов с удоольствием примут в иностранные компании. А я не удивлюсь, если к марту в стране начнутся митинги. И политики никакой искать тут не надо.
Источник - Вести/kg