Год подходит к концу, и наступает время подводить итоги. Что важного произошло в политической и общественной жизни страны, с какими экономическими показателями и перспективами мы вступаем в 2019 год, и какие тенденции успели оформиться за этот период? Стоит отметить и то, что 2018-ый стал первым полным годом президентства Сооронбая Жээнбекова и заложил основу курса, выбранного новым главой Кыргызстана.
Внутренняя политика
Атамбаев и Жээнбеков больше не союзники. Это стало не только главной новостью весны, когда в марте на съезде СДПК экс-президент выступил с критикой своего преемника, и в отношениях двух видных фигур ясно обозначился раскол - произошедшее определило практически всю основную политическую повестку года.
Что бы ни делал Жээнбеков, главной целью его, как казалось, было сделать не «по-атамбаевски». Жээнбеков полностью сменил состав Правительства. Причем, ставленники Атамбаева иногда уходили не просто в отставку, а прямо в СИЗО. Громкие аресты бывших премьеров Сапара Исакова и Жанторо Сатыбалдиева, экс-мэров Кубанычбека Кулматова и Албека Ибраимова – все это власти объявили частью полномасштабной борьбы с коррупцией. Которую Жээнбеков обещал еще в ходе своей предвыборной кампании. Усомниться в том, что борьба на самом деле идет с коррупцией, а не со сторонниками прежнего президента, заставило отсутствие внятных обвинений задержанным.
Так, Исакова и Сатыбалдиева официально задержали по делу о коррупции в ходе модернизации бишкекской ТЭЦ, однако, в чем именно виноваты бывшие премьер-министры, до сих пор так и не озвучено. Более того, сам Жогорку Кенеш одобрил соглашение с китайской компанией, позже названное провальным для страны, но парламент никто ни в чем не обвинял. Дело Кулматова при ближайшем рассмотрении начало рассыпаться. А арестованный позже бывший советник Атамбаева Икрамжан Илмиянов, если и замешан во взятке, переданной в бюджет избирательного штаба Жээнбекова, то дело это скорее бросает тень на самого действующего президента, а не его предшественника. Но общий знаменатель арестов трудно не заметить – все задержанные были открытыми сторонниками Алмазбека Атамбаева.
Второй и главный удар по репутации антикоррупционной борьбы нанесло возвращение на прежнюю должность Раима Матраимова. Прозванный в народе «Миллионом» Матраимов, обладатель огромного состояния из неустановленных источников доходов, был отстранен от должности по подозрению в коррупции еще Сапаром Исаковым. Но приязненные отношения Жээнбековых и Матраимовых быстро перестали быть тайной. На своей итоговой годовой пресс-конференции президент назвал семью Матраимовых честными людьми и даже как будто удивился, почему это вдруг Раима Матраимова все так не любят.
Не доведенным до логической точки осталось и обещание Жээнбекова проверить на коррупцию своего соперника по предвыборной гонке Омурбека Бабанова. Пообещав в ходе публичных дебатов «начать с Бабанова», президент впоследствии о существовании такового вообще забыл.
Слово с делом у президента разошлось и еще в одном существенном и давно болезненном для страны вопросе. Жээнбеков, постоянно заверяющий, что никогда не допустит семейственности во власти, не только не поспособствовал уходу из политики своего брата депутата Асылбека Жээнбекова, но, напротив, ввел в госструктуры еще более десятка своих родственников.
И хотя президент, по своим собственным словам, не намеревался и не намеревается сводить политические счеты, но члены одиозного движения «СДПК без Атамбаева» (Важно: никакого официального отношения к партии социал-демократов не имеющие) неоднократно упоминали Асылбека Жээнбекова, как близко контактирующего с ними человека.
Довольно заметно стало и то, что продолжение конституционной реформы, с тем чтобы наделить парламент ведущими политическими полномочиями, нового президента не слишком интересует. Жээнбеков взялся сколачивать собственный аппарат верных ему людей и заметно опасается потерять в политическом весе и влиянии. Так что ни о каких преобразованиях конституционной формы правления и речи быть не может.
Между тем, сам Жогорку Кенеш, неоднократно вызывавший нарекания в своей работе со стороны граждан и зарекомендовавший себя едва ли не самым людоедским и беспардонным госорганом страны, явно решил, что под крылом Жээнбековых надежней, и разродился скандальной инициативой об отмене неприкосновенности экс-президентов КР. Под которой, практически без формальных отговорок, подразумевается ни что иное, как возможность привлечь по какому либо обвинению именно Алмазбека Атамбаева.
Словом, смело можно сказать, что вся внутренняя политическая жизнь в этом году так или иначе крутилась вокруг фигуры экс-президента и желания прожээнбековски настроенных кругов максимально ему насолить.
Экономика
За таким азартным делом об экономике все как-то подзабыли. Год развития регионов обернулся стремительным обнищанием и так давно уже бедствующих областей страны. Кабмин под руководством Мухаммедкалыя Абылгазиева, сформированный новым президентом, оказался слаб и некомпетентен. То смехотворно стоял с протянутой к народу рукой, призывая всем миром погашать внешний долг Кыргызстана, то обсуждал непопулярные инициативы поднять тарифы на воду или взимать 100 сомов за регистрацию мобильных телефонов. Улучшению качества жизни граждан и экономическому развитию все это, разумеется, нисколько не способствовало.
Систематически не желающее признавать существующие проблемы правительство вяло отчитывалось о том, что все идет хорошо. А между тем, так и не решился вопрос с «Кумтором», треть ВВП Кыргызстана за год составили денежные переводы трудовых мигрантов, а новых производств и рабочих мест внутри страны так и не появилось. Из-за нехватки бюджетных средств пришлось отказаться и от будущего проведения Игр кочевников, на которые все делали ставки, как на главный двигатель развития туристической отрасли. Минсельхоз, в свою очередь, не смог вовремя обеспечить отечественным фермерам даже элементарный экспорт продукции, проигнорировав необходимость заранее договориться с Узбекистаном.
В таких условиях - если не сказать грубо - тотального бардака и управленческой некомпетентности на госуровне из Кыргызстана стали уходить крупные инвесторы, и новые, ожидаемо, не возжелали прийти на их место.
Внешняя политика
Жээнбеков и в этой сфере решил сформировать себе имидж, максимально отличный от образа предшественника, и всячески зримо демонстрировал, что он очень дружелюбный президент, который может поладить разом со всеми и ни с кем не поругаться. Однако за фасадом налаженного добрососедства быстро наметилась тревожная тенденция неумения отстаивать национальные интересы страны.
Турция и Казахстан продолжили усиливать свое влияние. И в обоих случаях руководство КР пошло на беспрецедентные уступки. Турции были отданы бывшие школы «Сапат», а в Казахстан выдали политического беженца. Одновременно с тем на внешнеполитической арене так и не удалось договориться об инвестициях или значимых совместных проектах, которые в будущем могли бы способствовать развитию Кыргызстана.
Ближе к концу года Жээнбеков, принимавший тогда участие в саммите ЕАЭС, назвал Россию главным стратегическим партнером Кыргызстана, а позже заявил, что намерен восстанавливать отношения с США. Шаг невероятно странный, учитывая, что такое внешнеполитическое горнило страна уже проходила, и выбирать между противоборствующими Россией и Америкой приходится всегда.
Социальный сектор и общественная жизнь
Фразой года президента, исчерпывающе характеризующей положение дел в соцсекторе, можно считать заявление, сделанное им на открытии новой бишкекской мечети совместно с Реджепом Тайипом Эрдоганом. Тогда Жээнбеков риторически возразил, что не видит ничего плохого в том, что мечетей, как говорят люди, в стране больше чем школ, от этого будет только больше нравственной и богобоязненной молодежи.
Исламизация страны при поддержке внешних сил и самого Жээнбекова действительно набирает обороты. Президент давно уже не следует принципу светскости, предлагает даже открыть в КР «Исламскую академию», чтобы готовить квалифицированные теологические кадры. Но состояние системы светского образования будто бы не заботит никого в госструктурах. Переполненные школы, увольнения тысяч учителей, и это при катастрофической нехватке преподавательского состава, бесконечные скандалы с низкокачественными учебниками, за которые Министерство образования снимает с себя всякую ответственность. Таковы итоги уходящего года.
Заодно с образованием хромают на обе ноги здравоохранение и соцобеспечение. Парламентарии раз за разом предлагают урезать выплаты по пособиям, суммы которых и так мизерны, пенсии растут в смехотворной прогрессии 100-300 сомов в год. При этом раздутый чиновничий аппарат жирно кормится за счет бюджета, и прикрывать такую щедрую лавочку никто не собирается.
Президенту же за уходящий год неоднократно пеняли на то, что даже громкие и резонансные случаи, напрямую затрагивающие права и социальное благополучие граждан, попадают в поле внимания правительства только после публикаций в СМИ и широкого общественного возмущения бездействием властей. Произвол органов правопорядка, кража невест, бедственное положение стариков, детей или ущемления прав женщин – все это не выносится на общегосударственную повестку для систематического контроля и решения данных проблем.
Перспективы, исходя из всего вышеизложенного? С сожалением приходится признать, что самые неутешительные.
Карина Тен
: 0