Интергласс
Белый Парус
Второе интервью Алмазбека Атамбаева (Полный текст в переводе)
Автор - Админ    11-12-2018, 09:29
Экс-президент КР Алмазбек Атамбаев дал интервью телеканалу «Апрель». Часовое интервью на кыргызском языке вышло в эфир 10 декабря в 21.00.

Секретариат СДПК распространил стенограмму интервью:

- Здравствуйте, Алмазбек Шаршенович!

- Здравствуйте!

- Вы обещали ответить на все вопросы, какими бы они ни были. У меня к вам много острых вопросов. Буду их задавать не спеша, по одному. После того, как вы покинули пост президента, прошло больше года. Какие только события не произошли за эти двенадцать месяцев. Отдельные ваши сторонники, которых вы считали самыми близкими, отвернулись, против вас усилилась кампания очернения, немало и тех, кто стремится растоптать и уничтожить ваше наследие, как экс-президента. Как вы сами оцениваете этот год?

- Ты прав, Канат, я бы сказал, есть люди, которых я считал близкими, которые не просто отвернулись, а предали меня.

Кампания очернения тоже какая-то особая. Столь грязной клеветы и лжи я не испытывал даже во времена Акаева и Бакиева. Ты говоришь, что хотят уничтожить наследие, оставшееся после меня, но на самом деле это им не удастся, поскольку очень много было построено, реализовано множество проектов и все это останется и служить нашему народу.

Год, конечно, выдался очень тяжелым. Как ты сам говоришь, были предприняты попытки устранить, уничтожить меня. Но я, если открыто говорить правду, и раньше тоже проходил такое. Разве что на этот было больше клеветы и лжи, а остальное я уже видел. Меня старались уничтожить и во времена Акаева, и во времена Бакиева. Но я все еще в Кыргызстане. А где сейчас Акаев и Бакиев, сами знаете. Бог есть. С одной стороны, год тяжелый был, с другой стороны, я говорю: слава Богу. Потому что Всевышний, как мне кажется, решил показать мне правду сейчас, когда у меня еще есть силы. Показывает мне мои ошибки. Показывает мне кто есть кто. У кыргызов есть мудрое изречение, которое гласит: добро побеждает зло (ред.: Жамандыкты амандык жеңет). То есть, время покажет, кто прав.

Как бы то ни было, жизнь течет своим чередом. Я хочу сказать: никто не сможет сломать меня. Я боюсь только Бога и больше никого. Слава Богу, в этом году было много правильного в моей жизни. Я вижу низость тех, кого-то называл в свое время своими друзьями, и вижу высоту многих, в особенности, простых людей. И семье нашей Бог дал хорошие события, дочь Алия подарила нам еще и внучку. Слава Богу. Бог ничего не делает просто так. Иногда мне приходят такие мысли, что Он мне говорит: «Эй Алмаз, пошире открой глаза и посмотри на все это, исправь свои ошибки сам!».

- Каждый человек в чем-то раскаивается. О чем вы сами больше всего сожалеете сегодня?

- Конечно, я тоже человек, я тоже смертный, я тоже могу ошибаться. Возможно, ошибаюсь даже больше других. Вижу, что ошибся с людьми, в кадровых вопросах, в вопросах дружбы. Недаром у нас в народе говорят: «змеиная пестрота видна снаружи, а человеческая нечестность таится внутри его» (ред.: Жыланды аласы тышында, адамдын аласы ичинде).

Много ошибался, много было заблуждений. Но хочу сказать: что бы я ни делал как президент, делал это ради страны, ради своего народа. Я работал президентом с 2011 года до конца 2017 года. Как бы ни очерняли недруги и клеветники, жизненный уровень народа в эти годы все же заметно улучшился. Если взять города, то в том же Бишкеке намного увеличилось число легковых автомобилей. Будь то в Оше, Жалал-Абаде, Нарыне, Баткене, Таласе или Иссык-Куле, во всех регионах намного улучшилось материальное благосостояние людей. У народа есть газ, свет. Насколько смог, оставил после себя немало построенных и отремонтированных дорог. По-моему, за эти годы удалось так же пробудить национальный дух у нашего народа. До проведения Всемирных игр кочевников, немного было людей, которые открыто могли гордиться тем, что они кыргызы. Теперь наши граждане ходят с высоко поднятой головой, гордясь, что они кыргызы. Поэтому что я могу сказать… Сейчас ко мне приходят многие люди из моего же аила, из всех регионов республики – Жалал-Абада, Баткена, Иссык-Куля, Таласа. Главное недовольство этих людей в том, что они говорят: «Мы верили тебе и поддержали твоего человека в президенты, а теперь смотри, что он делает. Приближает к себе и возвышает людей, подобных Байсалову и Тербишалиеву, которые в свое время работали против него же самого», - говорят эти люди, высказывая свои обиды и боль. Конечно, мне тяжело слышать такие слова, они буквально ранят мою душу, заставляют сожалеть. Думается, самая большая ошибка была допущена мной на выборах президента. Поэтому я прошу прощения у своего народа за эту ошибку и заблуждение. Дай Бог, время расставит все по местам.

- Мы берем интервью, находясь вашем новом доме. Народу интересно, за какие же деньги построен такой красивый и внушительный дом? Есть и такие, кто поговаривает даже о том, что красные гранитные плиты, которые уложены вокруг дома, были украдены с площади Ала-Тоо. Что скажете на это? После вашего интервью телеканалу «Апрель» резко возросло число тех, кто интересуется вашим богатством. Как вы можете ответить на эти вопросы?

- Насколько мне стало известно, для раздувания вопросов о моем богатстве, специально пригласили политтехнологов из соседних стран. Они ставят себе цель пробудить у людей самые низменные инстинкты. Это зависть, предательство и т.д. В свое время такими методами пользовался и Максим Бакиев. И эти тоже идут его путем. К сожалению, отдельные люди верят им. Как же им не верить, если власть днем и ночью льет грязь и люди это видят по ОТРК и ЭлТР? Вот недавно, в целях проверки разговоров о моих доходах, журналисты «Азаттыка» съездили в Турцию, Измир и до Эгейского моря. Мне нечего скрывать, я достиг материального благополучия исключительно честным трудом. В Бишкеке у меня было несколько огромных заводов. Я здесь не буду говорить о небольших предприятиях. Все было, заводы, рестораны, даже парикмахерская. Были предприятия и за рубежом. В качестве примера, я рассказал об одном из них в своем интервью телеканалу «Апрель». Это было предприятие «Гулжанлар» в Турции. Журналисты съездили и проверили его. И тогда я говорил, что только в 2002 году деньги, полученные мною в качестве дивидендов, если перевести на сомы, составили бы по сегодняшнему курсу 1 миллиард 900 миллионов сомов. Были, конечно, и годы, когда доходы были пониже, ведь год на год не приходится. Но все же, согласитесь, может же человек с такими доходами построить дом на земле своих предков. Если только за один год он получал такие деньги, если занимался бизнесом, если начиная с 1989 года до сентября 2005 года не был на госслужбе. И можно ли его винить в этом? Почему нельзя теперь проверять тех людей, которые несмотря на то, что всю жизнь работали на госслужбе, строят дома на миллионы, проводят шикарные свадьбы и ездят на дорогих джипах, имеют миллионы долларов? Было бы намного больше шума, если бы смогли проверить таких.

Хотят сделать людей слепыми. Хотят показать, что нет разницы между честно заработанными деньгами и ворованными. Ведь кричат же те же Кельдибековы и Тюлеевы, которые работая на госдолжностях стали мультимиллионерами, что «нужно арестовать Атамбаева». Кого нужно арестовать? Тех, кто стал миллионером, воруя у государства, или того, кто заработал деньги своим трудом и построил себе дом на земле своих предков? Нынешняя власть, смотрю, находит общий язык с ворами и клеветниками. И даже их поддерживает, что конечно, удивляет.

- Недавно радио «Азаттык» провело журналистское расследование. Об этом вы упомянули. Журналисты опровергли слухи о том, что вы имели отношение к растрате 60 млн рублей, выделенных в 90-е годы Союзу писателей. Но в эту историю вмешивают еще и имя нашего великого писателя Айтматова. Скажите, какое отношение мог иметь Чынгыз Торокулович к ней?

- Известно, что Чынгыз Торокулович был человеком доверчивым. А отдельные нечестные люди, пользовались этим. Подобные тому же Жакшылыкову люди заходили к нему и за спиной охаивали меня, очень старались сделать меня его врагом. Но Чынгыз Торокулович был мудрым и дальновидным человеком. После того, как он узнал о случившемся, мы стали еще ближе. В 1995 году, после того, как были подведены итоги проверки Финансовой инспекции и других событий, между нами установились какие-то особые, теплые отношения. Помню, в том самом 95 году у меня умерла мать и осенью мы провели её аш – большие поминки. Чынгыз Торокулович почтил нас своим личным присутствием и совершил молитву по моей усопшей матери. Он часто бывал у меня дома. Мы всегда встречали его радушно с Раей. После его кончины, на его могиле долгое время не было памятника. Когда я стал премьер-министром, решил эту проблему, нашел необходимые средства.

Потом мы установили памятник Чынгызу Торокуловичу в центре Бишкека. Сначала на площади «Ала-Тоо» был установлен памятник Манасу-ата, а затем прямо напротив – памятник великому писателю. Памятник выбирал сам я лично. Вот недавно Сооронбай Жээнбеков открыл памятник Чынгызу Айтматову в Москве. И этот памятник также выбирал я, думал, здесь зона отдыха и сюда часто приходят москвичи, и чтобы памятник был каким-то особым. Потому что для кыргызов эти два имена – Манас-ата и Чынгыз Айтматов должны быть священными. Ясно, что никто не должен вмешивать их имена в подобные грязные вещи. В противном случае обязательно найдутся неумные люди, которые сделают домыслы похожими на правду.

- Недавно вызвали большой резонанс Ваши слова о Текебаеве. Некоторые «ата-мекеновцы» даже заявили якобы Атамбаев признал, что его посадил и теперь жалеет, что правоохранительные органы немедленно должны принять к этому меры. Как вы ответите на этот вопрос?

- Похоже, Алмамбет плохо понимает русский язык и распространяет не те слова. У меня в интервью совершенно открыто и конкретно сказано: «По закону наказание назначено правильно». Возможно, в моем ответе слишком заметно переполнявшее меня волнение, потому, что я действительно очень волновался, когда отвечал. Но сказал то я, что по закону все было правильно. Ведь о том, что Текебаев получил миллион, говорит тот же экс-депутат Омурбек Абдрахманов, который всегда ходил рядом с ним. И другие говорят. В приватных разговорах все признаются, что это правда. Я говорил в другом смысле. Я всегда говорил правоохранительным органам, чтобы они действовали по закону. Но в своем ответе я действительно говорил, что, возможно, надо было в тот момент пойти против закона и сказать силовикам, чтобы они не стали сажать его. Кто знает, возможно у силовиков были свои обиды на него, но я наоборот, сказал: «с одной стороны это будет правильно, но с другой стороны, вы сделаете Омурбека Чиркешовича героем». Еще раз повторяю, пусть меня простит Бог, я мог, наверное, нарушить закон и не дать силовикам посадить его. Однако, по закону его вина была доказана и наказание назначено законно. То, что он получил миллион – это правда.

- Остановимся на вопросе о ТЭЦ. Говорят, что стоимость реконструкции была завышена в 2-3 раза. Даже некоторые депутаты говорят, что ваша правая рука Сапар Исаков, который сидит сейчас в заключении, взял 100 миллионов долларов и поделился с вами. Каким будет ваш ответ на этот вопрос?

- В начале нашей беседы, Канат, я забыл ответить на один слух. Это о граните возле дома, который якобы был украден с площади «Ала-Тоо». Очень скоро, в декабре или в январе я собираюсь открыть в Бишкеке очень большую мечеть. Туда я покупал плиты из точно такого же гранита как во дворе моего дома. И на отделку мечети пришлось заказывать очень много гранита, гораздо больше, чем на двор дома. Такие грязные сплетни распространяют отдельные политиканы, но, к сожалению, люди верят этому и это очень обидно. Но что поделаешь, пусть лгут. В народе правильно говорят, что у лжи ноги коротки (ред.: Калптын буту кыска), и я надеюсь, глаза у людей откроются для правды.

По ТЭЦ хочу ответить цифрами. Эту таблицу я публиковал в своей статье, и в газетах, и на интернет-сайтах. Сейчас газеты не всем доходят, не можем сказать, что и интернет есть везде. Распространяют ложь, что стоимость реконструкции ТЭЦ Бишкека завышена в два раза и получены миллионы. Но давайте в цифрах. Если взять энергетику, то себестоимость каждого построенного объекта исчисляется в соотношении к стоимости одному мегаватта (МВт) электроэнергии. То есть в какую цену обошлось строительство или реконструкция объекта, чтобы получить 1 МВт наращенной или построенной мощности электростанции. Если возьмем цену одного МВт наращенной мощности Бишкекской ТЭЦ, то получается 1 млн 280 тыс. долларов, или назовем так – 1,28 млн долларов. А если взять ТЭЦ-4 Караганды, то там она составляет – 2,31 млн долларов. А у нас 1,28 млн долларов. То есть, у них стоимость одного мегаватта почти в два раза выше. Возьмём ТЭЦ-3 в городе Семей (Семипалатинск) в том же Казахстане. Там стоимость одного мегаватта составляет 2,88 млн долларов. А у нас, повторяю, 1,28 млн долларов. Выходит в два раза дороже в сравнении с нашей. Говорят, что стоимость Туракурганской ТЭС в Узбекистане дешевле. Правильно, там дешевле. Мы сначала ошиблись в цифрах, но потом внимательно посмотрели еще раз и увидели, что строящаяся ТЭС в Туракургане не дает тепла, не дает горячей воды. Это только электростанция, а не ТЭЦ. Поэтому обошлась дешевле. Говорят и про Душанбинскую ТЭЦ. Её также построила компания ТВЕА. Если стоимость одного мегаватта в Бишкеке 1,28 млн долларов, как мы уже говорили, то в Душанбе это 1,32 млн долларов. Здесь играют игры, показывая только один этап. Первый этап составляет там – 349 млн долларов, второй – 180 млн долларов, и если сложить, получится мощность 400 мегаватт, то есть, 1,32 млн долларов. Если у нас 1,28 млн долларов, то у них – 1,32 млн долларов. То есть, на первый взгляд, почти одинаковая цена. Но в Душанбе власти Таджикистана кроме денег им отдали еще и разработку двух золотых месторождений. По имеющимся данным, там запасы золота составляют порядка 130-160 тонн. То есть, это по сути два наших Джеруя. Получается в итоге, что они строят ТЭЦ по такой же цене как у нас, но еще и отдают им два Джеруя. Подумайте, если бы я вдобавок к выплаченным деньгам в Кыргызстане за реконструкцию Бишкекской ТЭЦ отдал бы не два, а хоть половину Джеруя, то меня бы народ живьем съел бы.

Какие 100 млн долларов? Какие проценты? Просто удивляет. Если бы на самом деле Сапар Исаков получил 100 млн долларов... Я же хорошо знаю в каком положении сейчас его семья. Даже в то время, когда Сапар работал, я относился к нему как к своему младшему брату и поддерживал всегда. И сейчас мы не теряем связь с его семьей. Недавно его жена Малика приходила к нам домой. Помог немного. Положение то у его семьи совсем другое.

У моих врагов есть только одно оружие против меня, это – клевета. Только клевета и ничего другого. Но правда рано или поздно все равно восторжествует. Возможно, во время строительства ТЭЦ кто-то воровал. У нас же в Кыргызстане чиновники не могут без этого. По-малому и по-крупному. Тот же пример с нашумевшими плоскогубцами... Наверняка еще где-то что-то стащил. Причем тут Сапар Исаков, какова его то вина? Говорят, будто Сапар Исаков защищал интересы ТВЕА. Однако, имеется письмо, поступившее от китайского посольства, и оно роздано всем депутатам. О нем знает в первую очередь сам Жээнбеков. Письмо написано на русском и пришло от советника посольства по торгово-экономическим вопросам, поскольку этими вопросами ведает именно данное лицо. Прочитаю отрывок из того письма: «Компания TBEA утверждена единственным исполнителем данного проекта на уровне Правительства КНР». Говорится, что решено на уровне правительства Китая. Если правительство Китая присылает письмо и говорит, что данный проект будет реализован компанией ТВЕА, то ни Исаков, ни Атамбаев ничего с этим не могут поделать. Ведь это решает государство, которое дает деньги и об этом прямо говорит в своем письме.

- Построен ипподром в Чолпон-Ате, реконструкцию прошел Исторический музей в Бишкеке. Говорят, и на этих проектах разворованы бесчисленные деньги. Это правда?

- Во-первых, еще раз объясняю, все эти проекты, будь то ипподром, или исторический музей, или даже Мемориальный комплекс, посвященный жертвам Уркун в 1916 году, были построены на грантовые деньги. Эти деньги поступили к нам и были сданы в государственный бюджет и после этого были распределены по объектам. Ни одного тыйына эти объекты не стоили ни для бюджета Кыргызстана, ни для нашего народа. Во-вторых, может быть какой-то прораб или еще кто-нибудь украл что-то с этих проектов. Пусть найдут и посадят. В проектах то какая вина? Например, Исторический музей. Первую часть денег на реконструкцию были выделены братьями из Турции, за что им большое спасибо. Деньги поступили через ТИКА, турецкое правительство платило деньги непосредственно самой ТИКА. Позже, когда в Турции обиделись на меня из-за реакции на сбитый ими российский самолет и из-за школ сети «Себат», приостановили выделение средств и я остальную часть денег нашел при поддержке президента РФ Владимира Путина. Так было завершено строительство Исторического музея. Реконструкцию провела компания мирового уровня, которая в свое время реставрировала Лувр, Эрмитаж и т.д. Почему музей истории кыргызов должен быть чем-то хуже Лувра или Эрмитажа? Официальные зарубежные гости Кыргызстана, приезжавшие к нам в 2011-2012 годы, часто мне говорили, что посещали наш Исторический музей, а их там встречает Ленин. «Что, у вас нет собственной истории?», - спрашивали они. Меня это очень задевало. И на самом деле в то время, как заходишь в музей, там стоял Ленин и весь музей был заполнен им, включая фрески на потолке. Но ведь кыргызы самый древний народ в этом регионе. Я не мог допустить, чтобы музей наш оставался в таком плачевном состоянии. Вот так, прося деньги у Тайып бея, и у Владимира Путина, удалось завершить реконструкцию музея.

Ведь была там и вице-премьер, которая сказала, что музей получился «шикарным». И на самом деле музей был реконструрирован на славу. Теперь тянут с его открытием. Когда, наконец, откроют, и пойдут туда кыргызстанцы, их там уже встречает у входа не Ленин, а Манас ата. Теперь мы будем ходить туда как в истинный кыргызский музей. Встретит нас там Манас ата и можно даже услышать его слова. Вот и здесь получается, нашел деньги за рубежом, добился реконструкции музея, так теперь и его поносят. Вот представьте себе, например, кто-то тебе строит дом, построил там кухню, кафе рядом построил вам, ну и возможно, при строительстве прораб что-то украдет. Вот и найдите этого прораба и накажите. Я делал музей ради кыргызского народа, и возможно, сейчас кто-то ещё недопонимает значения такого объекта, но в будущем новое поколение обязательно поймет и скажет спасибо. Вот увидишь. Ты же говоришь, что стараются уничтожить мое наследие. Все это останется, останется и Исторический музей, и ипподром, и мемориальный комплекс на Ата-Бейите. Останутся памятники Манасу ата, Чынгызу Айтматову. На все это деньги мне пришлось находить. Начиная с 2010 года вопросы поиска денег приходились на меня, в то время я был премьер-министром, потом президентом. Кроме того, во многих местах было построено множество других каких-то объектов. В последнее время раздаются крики о том, что во время строительства театра в Таласе, украдены деньги из 45 млн, выделенных Атамбаевым. Но я же выделял, чтобы строительство театра было завершено, я же не выделял деньги, чтобы их украли. Если кто-то украл, то надо найти его и сажать. Удивляешься нынешней власти. Я, что, должен был слушать Сооронбая Жээнбекова и сидеть, ничего не делая, как сейчас? Да, очень комфортно им теперь, привез полмиллиарда долларов от россиян и открыл фонд, и теперь по стране гарантированно будут открываться новые предприятия. А Жээнбеков будет ленточки разрезать. Но мое время было совсем другим – не было ни денег, ни света, ни газа, ни дорог. И у народа не было доверия ни к кому и ни к чему. На Белый дом снова и снова прыгали те, кто жаждал власти. Были абсолютно другие времена. Но Бог им судья. Время все рассудит и расставит по местам.

- В этом году, если сказать правду, то я был удивлен очень многим людям и вещам. Политики буквально в течении часа меняют свои позиции. Сегодня скажут одно, а завтра абсолютно другое. Вы наверное, тоже много встречали таких двуличных людей?

- Я много их видел на своем веку. В особенности, чаще всего это встречается среди чиновников. Такое я видел еще в 2000 году, в 2004-2005 годы. Видел и в 2008-2009 годы. И не перестаю удивляться. Меня особо удивляет то, что человек, находившейся рядом со мной 24 года и всегда говоривший, что «первый – Бог, а второй – Вы» (ред.: Биринчи — Кудай, андан кийин — сиз), изображал из себя верного друга, вдруг становится моим врагом и проявляет такую враждебность в отношении меня. Но пусть все рассудит время. Потому что эти люди раньше говорили мне: «Пусть Бог накажет меня, если я забуду сделанное вами добро». И, наверное, Бог однажды покарает всех, оставим это Всевышнему. Но я всегда прощал тех, кто предавал…

-Выбирая кандидатуры на пост президента, Вы остановили свой выбор на Сооронбае Жээнбекове. Некоторые говорят, что «Атамбаев рассчитывал, что Жээнбековым будет легко управлять». Как Вы ответите на это?

- Когда в партии пошла речь о кандидате на высший пост, я думал, что ради согласия и единства народа нужно выдвинуть кандидатуру, уроженца юга страны. Как только начал думать о кандидатах, родившихся и выросших на юге, на тот момент – в начале 2017 года – на ум пришли только Сооронбай Жээнбеков и Асылбек Жээнбеков. Целый год думаю о том, где же допустил ошибку, то теперь выяснилось, что по оценке ситуации и по кадрам на юге я целиком опирался на Сооронбая Жээнбекова. Безмерно доверял ему как старому другу. Теперь задумываюсь и вспоминаю к своему удивлению, что он ни одного хорошего слова не сказал ни о ком другом из кадров с юга. Доверяя только одному человеку, я допустил ошибку и это моя вина. Будучи президентом, да и еще раньше, я должен был более внимательно присматриваться к кадрам, анализировать, предавали ли они когда-нибудь или нет. Так получилось, что многое из реальной информации стало доходить до меня только теперь. К сожалению, должен признать, что и люди, работавшие рядом со мной, далеко не всю информацию доводили до моего сведения.

- Три года назад на поселок Дачи СУ упал самолет, погибло много людей. Теперь вас обвиняют в том, что груз в том самолете принадлежал Атамбаеву, если нет, то его жене Раисе Атамбаевой. Это правда?

- Ты же прекрасно помнишь и знаешь кто выдумал и распространял эти слухи. Говорили, что в самолете были золото-бриллианты Раисы Атамбаевой и это был якобы её груз. Эти слухи тяжело сказались на моей семье. Сам то я то привык к таким слухам. Но каково это было слышать моей супруге. Она же не привыкла к такому. В то время, когда гремела эта ложь, а открыто говоря, распространял ее Текебаев, называя операцией «Гремучая змея», Рая тяжело заболела. Она полгода могла заснуть только под капельницей. Как же тяжело было смотреть на то, что самый близкий тебе человек лежит под капельницей. Это самые гнусные слухи. Если бы в том самолете был хоть один грамм атамбаевского груза, то это давным давно было бы известно всем. Самолет был турецким. Турция – член НАТО. В то время власти Турции были в обиде на меня. Тем более, вот уже год как нынешняя власть, те же Жээнбековы, ничего не могут найти на меня. Если бы было хоть что-то, то давно бы уже нашли. Удивительно то, что никто из тех людей, распространявших те сплетни, даже не постыдились. До сегодняшнего они ходят героями. У нас, у мусульман, в хадисах говорится: «Распространение сплетен равносильно тому, что поедать плоть умершего родного человека». И такие люди до сих пор продолжают свое гнусное дело. Остается только удивляться. Что скажешь, и невольно тоже оставляешь на суд Божий.

- Вы были эмоциональным президентом. Говорили прямо в лицо, иногда выходило даже грубо. Поэтому некоторые ваши политические оппоненты обвиняют вас в том, что «своим скверным характером Атамбаев испортил отношения с другими государствами, поругался с казахами, с турками». Как Вы ответите на это и почему шли на такие шаги?

- Меня таким создал Бог. Говорю все как есть. Есть у меня такое. Белое называть белым, черное – черным. В то же время у меня нет такого качества, хранить камень за пазухой и ходить молча.

Если говорить по Казахстану, то ты помнишь, у нас в Кыргызстане тогда шли президентские выборы. И вот именно в это напряженное время наш сосед президент Назарбаев, пригласив к себе одного из кандидатов, открыто начал поддерживать его.

Теперь обратимся к другим странам. Все мы видим, какие идут шумные скандалы в США, Европе по поводу вмешательства иностранных государств в ход выборов, по поводу зарубежной поддержки каких-то кандидатов. Видим, что некоторых людей даже арестовывают в связи с подозрениями о том, что контактировали с российскими гражданами. А в прошлом году в случае с Назарбаевым шло открытое навязывание кыргызскому народу конкретного кандидата в президенты. Мы суверенное государство. Правильно, мы не так богаты, как Казахстан, не такая огромная страна как Казахстан. Но если мы себя не будем уважать, то кто же нас будет уважать? Я знал, что этот мой шаг негативно отразится на мне лично. Но я пошел на него ради интересов страны, ради будущего Кыргызстана. И теперь, вне зависимости от того, будут у нас парламентские или президентские выборы, никто не посмеет больше вмешиваться извне. Открыто скажу, я об этом своем шаге не жалею. Не сожалею, что так поступил. Надо высоко держать достоинство. Мы – один из самых древних народов.

Что касается отношений с Турцией. Почему они обиделись на меня? Во-первых, знаешь, турецкие военные сбили российский самолет ракетой. Когда вспыхнул большой скандал, я заявил, что это было большой ошибкой, это было неправильно. Турецкие власти обиделись, сказав, что Атамбаев заступился за русских. Но не прошло и полгода, как они сами признались, что поступили неправильно и даже принесли свои извинения.

Еще одно недопонимание произошло на почве высказываний министра иностранных дел Турции, который громогласно заявил о том, что в школах Себат в Кыргызстане готовят террористов, поэтому всех их нужно закрывать. Я в ответ заявил, что это наши школы, и кого там готовят, террористов или нет, выясним сами, и не допустил закрытия данных школ. Но принял меры, переговорил с руководителями Себата, потребовал изменить название школ на Сапат и убедил передать 30 процентов собственности школ нашему Министерству образования. В то время Турция не восприняла такой подход, посчитав его недостаточным. Но уже этой осенью, когда был визит Эрдогана в Бишкек они заявили, что приняли наши условия, назвав их правильными. Но эти изменения в Сапате были сделаны при мне. И поэтому что могу сказать. Мне жаль, что до уважаемого Тайыпа Эрдогана донесли эти слухи и сделали так, что он поверил им. К примеру, донесли до него, что Атамбаев не поддержал Турцию во время попытки переворота там в 2016 году. Когда в Турции произошла попытка переворота, то я сразу же заявил о своей поддержке Эрдогана. В это время в Бишкеке было 11 часов утра, а в Турции 8. Никто еще не поддержал и тут мы в 11 часов первыми выступили с поддержкой. Можно даже поднять архивы тогдашних сайтов.

Должен также подчеркнуть, что Тайып бей много хорошего сделал для Кыргызстана. Вот говорят, что я испортил отношения с Турцией, нет, наоборот, я наладил отношения с ней. До меня мы платили бешенные проценты на полученные ранее кредиты в сумме 50 млн долларов. После того, как я стал премьером и президентом, улучшил отношения с Турцией и добился погашения тех кредитов, в том числе тот самый кредит в сумме 50 млн долларов. От того же Тайып бея мы получили два-три гранта для Кыргызстана. Для того же Исторического музея, для фонда Ыйман. Здесь я открыто скажу, он и лично мне помог.

- Некоторые ваши политические оппоненты заявляют, что «на Атамбаева должно быть возбуждено уголовное дело и он должен быть арестован». Что вы ответите на это?

- Если сказать правду, то данная инициатива принадлежит братьям Жээнбековым. Я знаю это. Ну, что я могу сказать на это. И до этого были те, кто хотел меня вынудить уехать, арестовать или уничтожить. Но у кыргызов есть одно мудрое изречение: «Если у собаки есть хозяин, то у барса есть Бог» (ред.: Иттин кожоюну болсо, кабыландын кудайы бар). А кому где быть – определит Всевышний и только Всевышний.

- 24 ноября прошел курултай. На нем ваши старые единомышленники обвинили вас, заявив, будто вы не даете работать Жээнбекову и, испугавшись, не пришли на курултай. Как вы ответите на такие обвинения?

- Во-первых, то, что говорят «не пришел, испугавшись» – это ложь. Открыто скажу, я не пошел туда не потому что боялся, а потому что было омерзительно. И не один я такой, кто не пошел по этой же причине. Таких много. Посмотрите, кто там проводил курултай? Председатель оргкомитета – Дуйшебаев. Я выгнал с работы этого Дуйшебаева, как только стал президентом. До Апрельской революции такие просили деньги на сигареты и пирожки, а теперь посмотрите сами на этого Дуйшебаева, сколько теперь у него добра и богатства. Представьте, на одной стороне тех, кто погибал во время Апрельских и Июньских событий, а на другой стороне людей, подобных Дуйшебаевым, которые становились мультимиллионерами. Нужно брезговать такими людьми и держаться от них подальше. И потом, да, правильно, когда возникли мародерства, банковские ячейки и другое, я порвал со многими старыми единомышленниками. Потому что я чистый человек. А эти далеко не те люди, с кем можно быть вместе на курултае.

Во-вторых, хотел бы ответить и тем, кто говорит будто я мешаю Жээнбекову. Посмотрите сами – Сооронбай Жээнбеков ведь делает что хочет. Всего один пример, который показывает и белое, и черное. Кубанычбека Кулматова, например, арестовали, за то, что якобы он имеет российский паспорт. Хотя все признают, что паспорта (российского) у него нет. В то же время реальный владелец российского паспорта Сарыбашов сидит в кресле мэра города Ош.

И конечно, это ложь, что я не даю ему работать.

- Один из организаторов того же курултая Азимбек Бекназаров выступая с докладом, сказал: «Сооронбай Жээнбеков сделал не очень приятный, но очень важный решительный шаг. Он окончательно освободился из-под влияния экс-президента Алмазбека Атамбаева, который предложил его на пост главы государства и поддерживал в этом». Азимбек Бекназаров охарактеризовал это как одно из самых главных достижений Жээнбекова за один год его работы. Как Вы смотрите на это?

- Азимбек и ему подобные начали радоваться с весны этого года, я сразу это заметил. Потому что исполнилось их желание. А какое было это желание? Они ведь рассчитывают на то, что если будет междоусобица между Сооронбаем Жээнбековым и Атамбаевым, то они не останутся без лакомого куска. В свое время я говорил, и хочу повторить еще раз. Азимбеки такие похожи на стервятников. Эти всегда играя, жаждут крови.

Не дай Бог, конечно, но если вдруг случится что-то непоправимое и прольётся кровь, вот как, например, случилось в Аксы, как Мартовская революция 2005 года, или как Апрельская революция, то будет хуже только народу, а не им. Выгоду извлекут или денег заработают только Азимбеки и Дуйшебаевы. Какая польза Кыргызстану от того, что Жээнбеков делает из меня врага и пытается преследовать? Исчезает согласие в обществе, разные силы начинают разделять народ. А для этих стервятников это желанный праздник. Потому что у них только одно желание: случись что-нибудь, они на том заработают. К сожалению, и Сооронбай Жээнбеков пошел у них на поводу. Пошел за ними. И это, конечно, не достижение. Куда это приведет мирный, живущий в согласии Кыргызстан? Затеять конфликт на ровном месте – в этом нет ничего хорошего. Общеизвестно ведь, что самое главное наше достижение и богатство – это то, что в последние годы в Кыргызстан пришли мир и согласие. Народ стал более единым. Важно было все силы бросить на то, чтобы сохранить это.

- Хотелось бы задать вопрос о Наримане Тюлееве. С ним вместе полетели в Москву. Затем Тюлеев опубликовал вашу совместную фотографию. Но, видимо, пожалел о том, и начал оправдываться, и наговорил за вашей спиной кучу нелестных слов. Как вы ответите на этот вопрос?

- Сидел в самолете и заметил, что кто-то сзади бурчит. Смотрю, Тюлеев. Я сделал знак, мол, подойди и сядь рядом. Он подошел и сел. Если есть какие то обиды, то скажи, а не кричи, сказал я. В течение трех часов он высказывал мне свои обиды. И если я сейчас скажу то, чего он говорил, ему же самому будет неудобно. С одной стороны, мне жаль Наримана. Но что сказать, по вранью он превзошел даже самого барона Мюнхаузена. Пусть будет здоров.

- Сейчас предпринимаются попытки отобрать СДПК. И это видно как ясный день. Сагынбек Абдрахманов обещает, что «очистит партию от воров, сделает её процветающей». Ваши сторонники называют эту группу «нападением шакалов на ослабшего льва». Как Вы можете прокомментировать это, что вообще думаете о ситуации?

- Это справедливое слово, но сравнил их с шакалами не мои сторонники, а не имеющий отношения к этой истории Адахан Мадумаров. И попал в десятку. На самом деле, эти деятели ведут себя как настоящие шакалы. К тому же, какие-то озабоченные шакалы. Ходит там Данияр Тербишалиев, который только вчера ходил в другой партии, ходит выгнанный из партии Сагынбек. Наверное, было бы на их месте правильным не мешать нашей партии, а открыть свою под названием «Партия озабоченных шакалов Кыргызстана». Известно также, что помогают им государственные органы во главе с ГКНБ. Но меня удивляет одно: ладно, вы меня делаете своим врагом и хотите уничтожить, но вы же все процветали благодаря партии СДПК? Благодаря СДПК Асылбек Жээнбеков трижды стал депутатом, дважды спикером. Благодаря СДПК Жээнбеков поднялся до президента. Вообще-то эти люди не боятся, оказывается, даже Бога. Но, Бог то ведь есть и мы подождем. Уже очевидно, что все это кончится позором для этих шакалов. Потому что предателей, клеветников, шакалов в истории Кыргызстана было достаточно. И имена таких навсегда останутся в истории черными буквами. Кыргызы – другой народ, если обманываются предателям, шакалам, то временно.

- Какую вы можете дать оценку нынешней борьбе с коррупцией? И вы также начали свою работу в 2012 году с борьбы с коррупцией. Вы боролись с коррупцией или борьба только сейчас начинается?

- Я приведу только два примера. Когда я начинал борьбу, бюджет был крайне дефицитным. Известно, что очень значительную доходную часть госбюджета дает таможня. Поэтому летом 2010 года я привел Кубанычбека Кулматова на пост председателя таможенной службы. И Кулматов за три года увеличил доходы государства в три раза. Это один пример.

Второй пример: я был президентом почти до декабря прошлого года. Так вот, сотрудники силовых структур, назначенные мною, проработали до конца года. В прошлом году в результате борьбы с коррупцией, в бюджет в качестве возмещения ущерба поступило 8,5 млрд сомов. А теперь, вот уже прошло 11 месяцев. До 6 декабря на специальный депозитный счет правительства поступило 701 млн сомов. ГСБЭП за 11 месяцев вернула 3 млрд 251 млн сомов. Если сложить это, то будет 3 млрд 953 млн сомов. Ладно, пусть будет 4 млрд. Но в прошлом году без криков и шума команда Атамбаева вернула 8,5 млрд сомов. Сегодня же обманывают народ, с криками и шумом, а народ им пока верит. Но сравните, 8,5 млрд сомов команды Атамбаева и 4 млрд (за 11 месяцев), пусть за 12 месяцев будет 4,5 млрд сомов, получается в два раза меньше же. Если взять по цифрам, то таковы итоги. На самом деле борьба с коррупцией уменьшается в два раза. Потому что видим, тот же Асылбек Жээнбеков с кем ходит на тоях – с Раим-миллионом, Ахматом Келдибековым и другими? Пока только говорят, что борятся с коррупцией, а на самом деле наоборот, приводят коррупционеров в таможню, в налоговую службу, во все органы. Я слышу, что таково положение даже в ГКНБ. Поэтому это никакая не борьба с коррупцией. Это показная борьба, это обман народа. Именно поэтому и бюджет испытывает такой дефицит.

- Недавно были обнародованы бумаги «черной бухгалтерии» из избирательной кампании Жээнбекова. Вы тоже подтвердили их правдивость, подтвердили так же и ваши сторонники. Адахан Мадумаров тоже заявил об их действительности. Он отметил одно – что эти данные вызывают большой вопрос о легитимности Сооронбая Жээнбекова. Как Вы смотрите на это?

- На самом деле Адахан правильно говорит. Я прочитаю одну статью из Уголовного кодекса КР. Статья 140, ч. 2: «Использование в крупных размерах помимо средств соответствующего избирательного фонда финансовой, материальной поддержки для проведения избирательной кампании кандидата - наказываются штрафом в размере от 10 тысяч до 20 тысяч расчетных показателей либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет, либо лишением свободы на срок до трех лет».

И то, что показали из фонда два миллиона долларов, является ложью, все мы знаем. В Уголовном кодексе открыто написано, что если кандидат израсходует денег помимо указанных в его фонде, лишается права не то что президентской, даже простой государственной должности. Там же говорится, что может быть лишен свободы на пять лет, или надо будет суд решит, то лишится свободы сроком на три года. Поэтому слова Мадумарова – это горькая правда.

- На президентских выборах Омурбек Бабанов занял второе место, много ли, мало ли, сумел собрать более 500 тысяч голосов. Но после выборов на него возбудили уголовное дело. Он вынужден был бежать в Россию. Как вы смотрите на это?

- То, что говорил Омурбек Бабанов в Он-Адыре, возмутил многих кыргызов, если говорить правду. Но если это рассмотреть без эмоции, то по первой экспертизе было возбуждено дело, что он призывал к разделению двух национальностей. Но в последующих экспертизах эксперты пришли к мнению, что таких признаков там не было и это было высказано на эмоциях. Бабанов это доказал на деле. Он мог в целях раскола между двумя народами спровоцировать беспорядки после выборов. Он на деле доказал, что согласие народа Кыргызстана для него священно. Он даже ради согласия заявил об уходе из политики и сдал свой депутатский мандат. И еще одно дело было возбуждено на него. Заявлено было, якобы по Канату Исаеву получил деньги, раздавал их и предпринимал попытки дестабилизации ситуации и к этому он имеет к этому отношение. Но в деле Исаева Каната никаких следов Бабанова не было обнаружено. Возможно, Канат Исаев сам беспредельничал. Сейчас Исаев ходит в парламенте. Видимо, у властей к нему нет никаких претензий. Я все это предвидел еще в декабре.

Тогда я говорил новому президенту Сооронбаю Жээнбекову: «Бабанов идет на такие шаги, ушел из депутатов. Есть экспертизы. Нужно это дело закрыть». Он тоже был согласен. И не будучи уже президентом, спустя два месяца, в феврале я встречался с тогдашним генпрокурором Джолдубаевой и председателем ГКНБ Абдилем Сегизбаевым и спрашивал про дело Бабанова. «Оно же должно было быть закрыто, был же такой разговор, в чем дело?», - спрашивал я у них. Но я не учел одно – приказы уже отдавал другой президент. В марте приходил и Руслан Казакбаев. Он спросил: «Получены итоги экспертиз, к делу по Канату Исаеву Бабанов не причастен, как это понять?», - спрашивал он. Я при нем же позвонил Абдилю Сегизбаеву и сказал ему эти же слова. Он сказал: «Байке, дело немного затягивается». Я попросил его принять хотя бы Руслана Казакбаева. На самом деле дело Бабанова должно быть закрыто. Нужно сказать Бабанову спасибо. Он что-нибудь плохое сделал или сказал за целый год? Предпринимал какие-то попытки дестабизировать обстановку? Он просто обманулся, поверив моим словам, словам Жээнбекова, если сказать честно. Поэтому я тоже чувствую себя неудобно.

- Если сказать открыто, то все хотят, чтобы в стране были мир и спокойствие, согласие. Вы не можете помириться с Сооронбаем Жээнбековым?

- Никому не нужен был этот конфликт. Скажу откровенно, несмотря на свое старшинство в возрасте, в начале года я ничуть не стесняясь отправил к нему несколько своих гонцов. Не хотел я говорить, но об этом сказал сам Фарид Ниязов в своем интервью, что он говорил по этому поводу с близким человеком из президентского аппарата и сам тоже ходил. После этого заходили 2-3 депутата. А эти Жээнбековы, и Сооронбай, и Асылбек, и Жусуп, поняли это по своему, думая, что Атамбаев боится. Видимо, решили уничтожить и растоптать меня. Я спокойно терпел год. Что было между тем, лучше не буду говорить. Кроме очернения, произошли несколько плохих вещей, касательно моей семьи. Слово «элдешуу» – мириться – у кыргызов происходит из слова эл, народ. Древние кыргызы называли словом эл – народ – кисть руки. Поэтому говорится: элчи – посол, элдештик – помирились. Примирение не бывает односторонним. Для этого два человека должны крепко пожать руки друг другу. Поэтому перед Богом я чист. Вот я до конца ноября все вытерпел. Несмотря на то, что я старше по возрасту, снова и снова отправлял людей и смирив свою гордыню и несмотря на старший возраст, сказал, давай помиримся, никому такая вражда не нужна. Не могу понять, зачем ему конфликтовать и сводить на нет согласие. От этого может быть, эти найдут пользу, но никак ни кыргызский народ, ни страна. Конец этого, видимо будет плохим, но храни Бог.

- Если бы можно было время повернуть вспять, то хотели бы снова реализовать такие скандальные проекты, как Датка-Кемин, ТЭЦ Бишкека, альтернативную дорогу Север-Юг и другие подобные проекты?

- Вопрос твой очень интересный. Скажу честно, все равно бы я эти проекты реализовал. Потому что в конечном итоге все эти проекты были реализованы ради нашего народа и служат народу. Пройдет время и увижу или нет, если люди придут в тот же Исторический музей, то их встретит Манас ата. Свет горит в каждом доме благодаря тому же самому Датка-Кемин. Если будет построена та же альтернативная дорога, то от Жалал-Абада до Нарына будет всего одночасовая дорога. Поэтому если снова пришел бы 2011 год, то начал бы реализовать эти же самые проекты. Потому что я осуществил их не ради себя, а ради своего народа. Пройдут и эти дни. Народ можно обмануть, но не долгое время. С каждым днем у народа тоже открываются глаза и будет открываться еще больше. Эти вещи, которые останутся в истории. Я ничуть не жалею о том, что начинал эти проекты. Наоборот, горжусь. Если и было какие-то воровство, вот недавно, замминистра взяли с поличным во время получения взятки, которую он получил за один участок дороги Север-Юг, то надо таких арестовывать. Но были построены сотни мостов, музеев, мемориалов, больниц и школ. Все они останутся нашему народу.


: 0

Оставить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:

1) Не употребляйте ненормативную лексику.
2) Не оскорбляйте автора статьи или авторов комментариев.
3) Не размещайте в поле комментария статьи других авторов или ссылки на них.
4) Комментируя статью, не отклоняйтесь от ее тематики, не вступайте в перепалку с собеседниками.
5) Не размещайте в комментариях политический или личностный пиар, а так же рекламную информацию.
6) Не допускайте в комментариях разжигания межнациональной и межрегиональной розни.
7) Не оскорбляйте высших должностных лиц государства.
8) Не размещайте призывов к свержению строя или к иным противоправным действиям.

ПРИМЕЧАНИЯ:
- Авторы публикаций не вступают в переписку с комментаторами и не обсуждают собственные с материалы.
- Редакция не несет ответственности за содержание комментариев.

АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА ПРЕДУПРЕЖДАЕТ – категорически запрещено обсуждать в комментариях политику редакции или действия модератора, а так же распространять личные сведения о сотрудниках редакции и владельцах сайта.

В случае нарушения какого-либо правила комментарий удаляется.
При злостных и повторяющихся, намеренных нарушениях доступ к размещению комментариев блокируется.

Последние новости
Садыр Жапаров посетил Ботанический сад после его реконструкции
Сегодня, 17:01
«Ночные волки» посвятят мотопробег кыргызстанке Токтогон Алтыбасаровой
Сегодня, 16:58
Условия соглашения по Камбар-Атинской ГЭС-1 с соседями появились накануне госвизита президента КР в Казахстан
Сегодня, 12:28
Кыргызский посол с трудом сохранил политкорректность
Сегодня, 12:26
Прожиточный минимум в Кыргызстане составил 7,7 тысячи сомов
Сегодня, 12:22
Акылбек Жапаров на встречах в Вашингтоне расхваливает власти Кыргызстана
Сегодня, 08:30
В Кыргызстане образован Национальный институт стратегических инициатив
Сегодня, 07:53
Подозреваемого в покушении на экс-офицера СБУ задержали в Бишкеке
Вчера, 19:09
Экс-депутат Кубанычбек Жолдошбаев возместил ущерб государству и вышел на свободу
Вчера, 18:52
В Бишкеке 22 апреля проведут регламентные испытания на плотность тепловых сетей
Вчера, 17:59
Певице Розе Рымбаевой присвоено звание народной артистки Кыргызской Республики
Вчера, 17:48
Задержан экс-замглавы Службы антимонополии. Призывал к массовым беспорядкам
Вчера, 17:46
Президент Казахстана наградил Садыра Жапарова орденом «Достык» І степени
Вчера, 17:44
Закон об «иноагентах». Фонд Сороса уходит из КР - дебаты с участием Таалайбека Джумадылова
Вчера, 17:33
На территории республики таких случаев не произойдет, - Минздрав о торговле органами
Вчера, 11:54
Курс рубля по отношению к сому продолжает снижаться
Вчера, 11:51
МИД России предложил разрешить подтверждать аккаунт «Госуслуг» из-за рубежа
Вчера, 11:50
Грозят ли Кыргызстану сели и паводки, какие районы в зоне риска
Вчера, 10:23
22-26 апреля в Боомском ущелье будут спускать опасные камни
18-04-2024, 17:34
Президент Жапаров с официальным визитом вылетел в Казахстан
18-04-2024, 17:27
ГКНБ пресек деятельность транснациональной группы по торговле органами
18-04-2024, 17:21
Учителям-пенсионерам сократят нагрузку. Депутат против
18-04-2024, 12:16
В ЖК были избраны неподходящие люди, и сейчас идет очистка, - Камчибек Ташиев
18-04-2024, 10:39
«Проблема с наркотиками стала масштабной», — Камчыбек Ташиев
18-04-2024, 10:37
Для приема в президентский лицей «Акылман» проведут конкурсный отбор
18-04-2024, 10:35
Депутаты хвалили генпрокурора, генпрокурор хвалил Камчыбека Ташиева
18-04-2024, 08:19
Акылбек Жапаров просил в USAID денег, а его отчитали за закон об НПО
18-04-2024, 08:16
Внедрить в Кыргызстане 12-летнее обучение планируют в два этапа
18-04-2024, 07:19
Генпрокурор: 94 кыргызстанца отказались от экстрадиции из российских тюрем
17-04-2024, 18:04
Переход на 12-летку. Учет пяти- и шестилетних детей планируют провести до июня
17-04-2024, 18:02
У соседей
Подарил, но... не отдал. Судьбу "потерянных" активов Боранбаева раскрыли в Минфине
Сегодня, 06:00
Очередь Казахстана подходит.., - Петр Своик
Сегодня, 06:00
В России уволили ректора Института русского языка после скандала с тестами для мигрантов
Сегодня, 06:00
Об административной реформе и ЧП, - Данияр Ашимбаев
Вчера, 06:00
День казахстанской науки
Вчера, 06:00
Опасный контент: о запрещенных в Таджикистане организациях
Вчера, 06:00
О "Старом" и "Новом" Казахстане, - Данияр Ашимбаев
Вчера, 06:00
Фонд Назарбаева отверг обвинения в дискредитации властей Казахстана на фоне паводков
18-04-2024, 07:32
Грузия решила ускорить сближение со странами Центральной Азии
18-04-2024, 06:00
Предложения по переводу в Узбекистан пострадавших украинских предприятий обсудили в Киеве
18-04-2024, 06:00
Россия в состоянии решить проблему буйных мигрантов - быстро и по закону
17-04-2024, 06:00
Шесть трендов «Большой игры» вокруг Центральной Азии
17-04-2024, 06:00
Мировые новости
Платошкин: Убить Кастро
Сегодня, 07:51
Военные заводы США и Британии объяты пламенем: "Рука Кремля", диверсия арабов, бардак в цехах?
Сегодня, 06:00
Китайские тайконавты полетят на Луну за миллиардами долларов
Сегодня, 06:00
Папа Римский опять стал патриархом Запада
Сегодня, 06:00
Зеленский диктует США условия мира
Сегодня, 06:00
В Млечном Пути нашли большую черную дыру
Сегодня, 06:00
Экс-полицейского обвинили в получении рекордной взятки в 5 млрд рублей
Сегодня, 06:00
Центробанк ЕС осудил идею США передать российские активы ВСУ
Вчера, 06:00
Появились детали взрывов "Северных потоков": теракт организовали США под прикрытием спецслужб Украины
Вчера, 06:00
Конгресс США обвинил Китай в наркотической эпидемии
Вчера, 06:00
В Вашингтоне вызывают тревогу новейшие технологии Пекина
Вчера, 06:00
"Защищать больше некого": что думают в РФ об уходе миротворцев из Карабаха
Вчера, 06:00
Соцсети
Белый Парус в Telegram
Белый Парус на Facebook
Интергласс-Строй
Гороскоп

Гороскоп с 8 по 14 апреля 2024 года. Какие события наиболее вероятны в ближайшие дни? К чему вам стоит подготовиться? Чего избегать, к чему стремиться? Ответы на эти вопросы вы найдете в еженедельном гороскопе.

Подробнее »


Tehnoinvest Махаля
Курс валют НБКР
На 20.04.2024
USD 89,0165
EUR 94,7670
KZT 0,1993
RUB 0,9475