Если бы не многочисленные повсеместные надписи на баннерах, развешанных по областям, дорогам и весям Кыргызстана, торжественно сообщающие, что 2018-ый – год развития регионов, сами бы регионы, пожалуй, так и не узнали о выпавшем на их долю счастье. Потому что лозунги-то есть, а вот развитие – увы… Хоть каких-то реальных улучшений и проектов, которые можно было бы записать в копилку достижений руководства страны, не найдешь днем с огнем. А что же вместо?
Отрезанные от цивилизации
Состояние дорог везде, кроме столицы и ее окрестностей, стабильно колеблется от плохого к худшему. Автомобильное путешествие, что по югу страны, что по северу, да даже по единственной соединяющей два региона главной трассе – настоящее испытание на прочность автомобиля и угроза благополучию водителя и его пассажиров.
Еще летом прошлого года Сооронбай Жээнбеков, в должности главы правительства, побывал в отдаленных южных регионах и высказался о необходимости улучшения транспортной инфраструктуры Юга. Минтранс бодро рапортовал, что за счет донорских средств и республиканского бюджета постоянно строятся сотни километров дорог и ремонтируются старые. Но на деле, и спустя год, водители, которым постоянно поневоле приходится проверять на себе качество строительно-ремонтных работ, легко подтвердят, что никаких улучшений нет.
Опытные автомобилисты и перевозчики на крупногабаритном транспорте рассказывают, что дорожное полотно либо вовсе не ремонтируется, либо делается это не эффективно и спустя рукава. Так, например, в аварийном состоянии до сих пор остаются трассы ЭМ-02 «Джалал-Абад-Сузак» и М-41 «Базар-Коргон-Массы». Трасса ЭМ-02 «Массы-Ноокен-Кочкор-Ата» после ремонта быстро превратилась в аварийную из-за плохого качества дорожного полотна, а кроме того, дорогу сделали слишком узкой, заложив пространство, где с трудом могут разминуться две легковые машины, хотя места на еще одну полосу вполне хватало. Однако асфальт ремонтники почему-то уложили не на всю ширину.
В районе Кочкор-Аты, как сообщают местные жители, из-за глубины колеи транспорт проходит с трудом и часто застревает. Но, ни эту дорогу, ни разбитую дорогу «Таш-Кумыр-Кербен», несмотря на многочисленные жалобы, ремонтировать никто не спешит. Наконец, при строительстве окружной дороги «Ала-Бука-Аксы-Таш-Комур», необходимость которой президент в прошлом году обозначил даже на уровне личного распоряжения - трасса действительно очень нужна в связи с деятельностью близкорасположенных горнорудных предприятий - дальше первых двух километров дело не двинулось. По маршруту до сих пор периодически проходит грейдер, ровняя дорогу, но асфальтом на ней даже и не пахнет.
Те, кто на Юге бывает редко, тоже могут оценить все «прелести» наших дорог, достаточно проехаться на Иссык-Куль или еще ближе – из Бишкека в Кара-Балту. А между тем, налаженное транспортное сообщение – основа развития регионов. Без него невозможны в принципе никакие инновации, открытие новых производств, торговля и приход внешних инвесторов.
Здравоохранение и даже просто чистая питьевая вода – это не про регионы
Только в середине текущего августа 12 человек из села Калматай Кара-Кульджинского района республики были госпитализированы с подозрением на сибирскую язву. В июне в Базар-Коргонском районе Джалал-Абадской области с тем же предварительным диагнозом госпитализировали еще 11 человек. Ранее сибирской язвой заразились 3 жителя села Казыбек Ат-Башинского района Нарынской области. Эпидемиологическая обстановка в связи с этим опасным инфекционным заболеванием каждое лето накаляется до предела.
Санитарные службы локализуют очаги, но год от года сибирская язва возвращается. Из-за ограниченного доступа к чистой питьевой воде, аварийного состояния систем водоснабжения или полного их отсутствия распространены в регионах и другие инфекции, те типичные «болезни грязной воды», которым служит попадание сточных и дождевых вод, проходящих через захоронения и скотомогильники, в те источники, где люди берут воду для питья. Часты отравления сельскохозяйственными химикатами, так же попадающими в питьевую воду.
Причем, жалуются на это не только жители высокогорных труднодоступных сел, но и население самой курортной области Кыргызстана – очистные и водоотводные сооружения Иссык-Кульского региона, отслужившие свой срок еще двадцать лет назад, не справляются с той нагрузкой, которая на них ложится. Но даже заманчивая перспектива обеспечить хорошей санитарной инфраструктурой область, с которой можно получать прямой доход от туризма, не подвигает руководство страны озаботиться строительством санитарно-очистных сооружений.
Уровень здравоохранения в регионах вообще фатально проседающая в социальной политике и государственном финансировании сфера. Пока госчиновники бодро говорят с высоких трибун о том, что Кыргызстану, благодаря высокому уровню рождаемости, в отличие от многих других стран, не грозит демографический кризис, республика может «похвастать» и одним из самых высоких уровней материнской и детской смертности.
А меньше месяца назад соцсети всколыхнул пост 29-летней Эркингуль Койбаковой, врача-хирурга Нарынского областного центра семейной медицины. Девушка открыто рассказала о том, как выживают медики, работающие вдали от столицы, в бюджетных учреждениях здравоохранения. Зарплат врачей в семьях, где есть дети, зачастую не хватает даже просто на еду. А пациенты, в свою очередь, не могут доехать до областного центра, чтобы получить там медицинскую помощь, потому что у самих нет денег на дорогу.
О хоть каком-то базовом обеспечении региональных больниц современным медицинским оборудованием и говорить не приходится, равно как и о привлечении новых квалифицированных кадров. В региональные больницы идут работать либо в отсутствие возможности переехать поближе к центру, либо, как Эркингуль Койбакова, из чисто альтруистического порыва помочь малой родине. Но голый энтузиазм дело единичное, а массово никто работать в региональном здравоохранении не рвется, и молодых медиков в их стремлении жить хотя бы не впроголодь трудно осудить.
4 августа, во время посещения больницы в городе Кара-Куле Джалал-Абадской области премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев сообщил, что грядет повышение зарплат медикам. Правда, тут же оговорился, что не всем, а отдельным категориям, и не уточнил, на сколько. Но зная, как обычно у нас повышают пенсии, социальные пособия и зарплаты работникам бюджетной сферы, рассчитывать на существенное улучшение достатка врачей не приходится. Зато отечественные госчиновники очень любят раздавать такие сладкие посулы и обещания во время своих рабочих поездок по отдаленным уголкам страны. Очень уж стараются понравиться электорату.
За гранью бедности, на грани отчаяния
Регионы Кыргызстана сегодня существуют по принципу – кто смог, уже уехал. Отсутствие рабочих мест, доступа к базовым социальным благам, медицине, образованию, налаженной инфраструктуре, порождает гигантскую волну внутренней и внешней миграции. В рейтинге самых экономически уязвимых областей лидируют Баткенская, Ошская и Джалал-Абадская. Эти регионы постоянно теряют наибольшую часть трудоспособного населения, уезжающего на заработки, и живут практически целиком за счет денежных переводов своих трудовых мигрантов.
Сложно представить более очевидный показатель того бедственного положения, в каком к настоящему моменту оказались жители глубинки. В 2018-ом отток из республики трудовых мигрантов достиг максимальной отметки за последние три года, и в свете провозглашенного «Года развития регионов» факт этот выглядит красноречивой эпитафией всем лозунгам руководства страны, аккуратно растиражированным и развешанным повсюду для галочки.
Карина Тен
: 0