Анкара не готова мириться с наличием в Кыргызстане образовательных учреждений, якобы подконтрольных «Фето» – организации опального Фетхуллаха Гюлена. Более того, под благовидным предлогом борьбы с террористическими угрозами Турция намерена трансформировать лицеи «Сапат», которые сейчас работают под контролем и в соответствии с требованиями Министерства образования КР, в школы, подконтрольные напрямую Правительству Турции. Об этом, в очередной раз, мягко, но настойчиво сообщил посол Турции Женгиз Камиль Фырат, отвечая на вопросы журналистов.
Лицеи «Себат» и университет Ататюрк-Алатоо стали камнем преткновения в кыргызско-турецких отношениях в 2016 году. Основателя сети учебных заведений Фетхуллаха Гюлена обвинили в организации попытки военного переворота в Турции в июле 2016 года. После этого в стране были закрыты все созданные Гюленом образовательные учреждения, а тысячи преподавателей были задержаны за «распространение террористических идей».
Вслед за этим Турция начала требовать закрытия «гюленовских» школ по всему миру, в том числе и в Кыргызстане. Экс-президент Алмазбек Атамбаев тогда назвал абсурдной идею закрытия дающих качественное образование лицеев. МИД Кыргызстана призвал Турцию не вмешиваться во внутренние дела страны. Тем не менее, для снятия обвинений в «террористической угрозе» были проделаны определенные шаги: в 2017 году школы были переименованы, изменились модели обучения и устав, но самое главное – одним из учредителей сети стало Министерство образования КР.
Однако такие изменения турецкую сторону не удовлетворили. Не получив требуемого от Атамбаева, президент Турции Реджеп Эрдоган вновь поднял этот вопрос на встрече с новоизбранным президентом Сооронбаем Жээнбековым в апреле 2018 года. Тогда же правительство Турции пояснило, что вместо закрытия «Себатов» предлагает перевести учебные заведения под контроль турецкого государственного фонда «Маариф». Образовательный фонд был создан в 2016 году, главная его задача – перехватить управление зарубежными школами, связанными с «Фето», также фонд имеет право открывать новые учебные заведения за пределами Турции. В 2017 году «Маариф» взял под контроль «гюленовские» учреждения в ряде африканских стран, в 2018 зам. премьер-министра Турции призвал власти Монголии передать школы «Фето» в управление фонда. Аргумент всегда один, больше похожий на шантаж: наличие подобных учебных заведений ставит под угрозу дружественные отношения между странами.
И вот, 13 июля посол Женгиз Камиль Фырат вновь заговорил о необходимости устранения в Кыргызстане «террористических ячеек» в виде гюленовских лицеев.
«Если говорить об организации Гюлена, то мы считаем, что здесь они работают в торговле, сфере образования и других социальных проектах. Мы ведем переговоры по этому поводу с правительством Кыргызстана. К примеру, мы передали свои требования по поводу школ «Себат» или, как их сейчас называют, «Сапат». Мы ждем, какое решение будет принято кыргызской стороной. С учетом требований образовательной сферы Кыргызстана мы предоставляем информацию о фонде «Маариф». Председатель попечительского совета этого фонда – министр образования Турции. Государственное учреждение. Мы предлагаем, чтобы наш фонд открыл в Кыргызстане свои школы. К примеру, если фонд откроет школы в Бишкеке, то получавшим в «Себате» 30 тысяч сомов учителям «Маариф» будет платить по 40 тысяч. Если «Себат» берет за обучение, к примеру, две тысячи сомов, то наши школы – одну тысячу
сомов. Мы предлагаем кыргызстанцам альтернативные школы. По этому вопросу будут приняты решения» - говорит посол,- «Мы предлагаем от имени Турции сделать ваши школы хорошими, дать качественное образование детям. Выбор за вами…».
Посол убежден, что путем переговоров и более частых встреч на высшем уровне, этот вопрос может быть разрешен. И не скрывает, что приглашение Сооронбая Жээнбекова на инаугурацию Реджепа Эрдогана – это показательный жест. Он неоднократно повторил, что турецкая сторона предлагает альтернативу, а выбор остается за Кыргызстаном, однако, исходя из прошлого опыта, очевидно, что отказ повлечет за собой очередные проблемы в двусторонних отношениях.
Принимая во внимание вышесказанное, можно задаться вопросом: стоит ли подвергать риску едва наладившееся партнерство? Не проще ли уступить требованиям, тем более, что турецкая сторона рисует такие радужные перспективы? Но тут вот какая загвоздка: «Сапат» официально заявляет о непричастности к каким-либо экстремистским или противозаконным организациям. Кроме того, стоит учитывать тот факт, что учебная сеть существует с 1992 года, и дает действительно высокий уровень образования, что подтверждается результатами учеников на международных олимпиадах. И еще раз о главном – соучредителем учреждений «Сапат» является Министерство образования и науки Кыргызской Республики, а не Турецкой.
Так что помимо того, что сам факт перевода учебной сети под контроль «Маариф» очень уж похож на рейдерство, возникают сомнения еще и по поводу дальнейшего функционирования этих лицеев и университета. Фактически, соглашаясь на условия Турции, Кыргызстан открывает в стране целую сеть учебных заведений, подконтрольных другому государству. «Сапат» в нынешнем виде существует как сеть обычных частных школ. В случае же перехода управления к фонду «Маариф» – это будет своеобразное «государство в государстве», управляемое правительством Турции. Не будет преувеличением сказать, что это уже вызывает опасения за национальную безопасность.
И здесь возникает уже совсем другой вопрос: не пытается ли турецкая власть подсунуть Кыргызстану «троянского коня»? На фоне слов посла о том, что Турция просто стремится дать кыргызстанским детям качественное образование, очень справедливо звучит мнение кандидата педагогических наук Куштарбека Кимсанова: «Если эта система будет приведена, то зачем надо заменять образовательное учреждение "Сапат"? Может лучше попробовать внедрить в другие государственные школы. Какой смысл внедрять что-то другое на замену "Сапату", который работает стабильно, вырос до уровня самофинансирования? Значит, здесь стоит цель не улучшение качества образования в стране, а другая, секретная, цель».
И в самом деле, если бы наши друзья были озабочены исключительно уровнем образования, то почему бы тогда не предложить свою систему в государственных образовательных учреждениях, где этот уровень, как известно, и правда хромает. Но поскольку власти Турции неоднократно заявляли именно о необходимости ликвидации заведений Гюлена, то слова о беспокойстве за образованность выглядят довольно лицемерно, не так ли?
В сентябре ожидается визит Реджепа Тайипа Эрдогана в Бишкек. Очевидно, что власти Турции рассчитывают на решение «школьного» вопроса со стороны Кыргызстана к этому времени. Остается озвучить финальный вопрос: пойдет ли правительство на уступки, ставя под сомнение независимость свою и государства?
Нурдин Айвазов
: 0