Страсти по странным, нелогичным, откровенно предвзятым судебным решениям в стране не утихают, а напротив, набирают обороты. Вчера на публику вылез одиозно известный Азимбек Бекназаров и попытался еще больше накалить обстановку, когда заявил, что по факту отказа от уголовного преследования махрового бакиевца Молдомусы Конгантиева должны высказаться Отунбаева и Атамбаев.
Попытка раскачать ситуацию со стороны интригана была открытой, он предвкушал, как столкнет лбами прежних президентов с нынешним, но вряд ли провокация пройдет, так как политическая ситуация на сегодня такова, что ключевые фигуры предпочитают уже не грохотать публично, а напряженно наблюдают за развитием событий.
События же развиваются именно так, как активному большинству социума не хотелось бы. То есть, чего боялись, то и получили. Конечно, по одному только делу Конгантиева рано еще говорить о реставрации бакиевщины, но тенденция, однако, уже вырисовывается. Тенденция к открытой предвзятости правоохранительной и судебной системы, которая ну, никак не вяжется с громкими лозунгами Сооронбая Жээнбекова о борьбе с коррупцией и реформе судебной системы.
Все и так прекрасно понимают, что Конгантиев виновен. Но следствие по его делу проходило очень вяло, многократно приостанавливалось в связи с состоянием здоровья, принимались ходатайства и пересмотры и тд. Можно ли счесть отказ от преследования справедливым, учитывая причастность Конгантиева к многочисленным темным делам бакиевского режима и абсолютно очевидную виновность в кровавой бойне 7 апреля? Вряд ли. Конгантиев был оной из ключевых фигур бакиевского режима, он многое знал из того, что происходило тогда и прикрывал такие громкие дела, как заказное убийство Садыркулова. Ведь это не его ведома следствие списало убийство трех человек на банальную аварию и состряпало дело против ни в чем не повинного встречного водителя, который за тем очень скоро скончался в тюрьме. Разве за это Конгантиев не должен нести ответственности?
В сфере исполнения закона Кыргызстан уже давно находится в таком положении, где административный ресурс всегда стоит над законом. И сколько бы ни тасовали кадры в следственных органах и судах, результат почему-то получается один и тот же. Парадоксальная ситуация – все знают, кто преступник, вор или коррупционер, и все твердо уверены, что сядет он, только если не поладит с политическим руководством страны. В последнем случае в вину ему могут вменить вообще что угодно, а приговор не заставит себя ждать.
Очень показательно дело Омурбека Текебаева. Ему уж явно есть за что отвечать перед законом, Это тоже знают все. Но, увы, отказ Генпрокуратуры в пересмотре его дела объясняют отнюдь не судебной справедливостью, а попросту тем, что Текебаев рассматривается сегодня как слишком неудобный деятель. Если бы он попросил помилования - вышел бы сразу. Но он хочет полного оправдания - то есть с прицелом на будущие выборы президентские. Жээнбекову он в качестве такого конкурента не нужен. Есть там и второе дно. Текебаев может быть выпущен при условии, что он развернет кампанию против Атамбаева. Но он этого делать явно не собирается. Он сразу начнет кампанию против самого Жээнбекова. Ведь нельзя забывать что Текебаев не свободен в своих действиях, ему платят из-за океана и оттуда же ставят цели и задачи. А там - это не здесь. Там никому не интересен бывший президент, там важно нацелить все пики на нынешнего, трепать нервы действующей власти, дестабилизировать обстановку в стране здесь и сейчас - вот задача вашингтонского обкома!
Зато другой деятель – Канатбек Исаев, который проходил по двум уголовным делам, видимо, стал фигурой, угодной власти. Он сговорчивей, он сможет быть полезным. Как в антиатамбаевской политической кампании, так и в консолидации вокруг Жээнбековых северных политиков. Сегодня, не секрет, идет обострение тайбалистских настроений. Как бы не старались Жээнбековы заткнуть рты общественности, грозя даже уголовной ответственности за региональное размежевание, но разговоры о том, что вновь началось засилие южан, не утихают, а нарастают наоборот. И в этом кроется политическая суть: выходцы с юга, братья Жээнбековы только на своих земляков и могут опереться. Северные политики подспорьем никак не становятся. Для этого-то и может понадобиться Исаев. Его выпускают – он обеспечивает действующему президенту поддержку северных.
Так что сегодня уже было во всеуслышание заявлено, что Исаев – вовсе никакой не коррупционер. А то, что с его подачи незаконно приватизировали половину Токмака – так это ерунда, за это не судят. Коррупционную статью ему закрыли.
Вот так вот борьба с коррупцией – на деле! Как вот теперь отмазать Исаева от попытки захвата власти вот вопрос. Но, видимо, сейчас помозгуют и его тоже решат. Будет Исаев чистеньким. И готовеньким. Готовеньким к благодарным поступками во славу клана Жээнбековых…
Можно, конечно, счесть это досужими домыслами, но схожих примеров «презумпции виновности/невиновности» отечественных политиков и госчиновников исключительно по политическим мотивам у нас сколько угодно. Прочно замешанный в коррупционном скандале с реконструкцией дороги «Балыкчи-Корумду» бывший премьер Темир Сариев преспокойно гуляет на свободе, и дела на него не завели. А по точно такому же факту коррупции при модернизации ТЭЦ Бишкека и ровно с той же доказательной базой возбудили дела против двух экс-премьер-министров Жанторо Сатыбалдиева и Сапара Исакова. Когда в апреле этого года уголовное дело по факту злоупотребления должностным положением завели на Аскарбека Шадиева, его почему-то не арестовали сразу, как это бывало с другими госчиновниками, а позволили ему уехать из страны.
Перед законом все равны - декларируют нам сегодня. Но, как говаривал Оруэлл, некоторые равнее. Дали уйти Шадиеву. Именно позволили ему уйти. Вряд человек, который привык есть и какать на золоте, и правда переходил речку вброд - т е незаконно пересекал границу. Тогда бы он угодил в руки таджикских погранцов - почище чем Остап Бендер. Ему позволили уйти - ну, разве что платочком вслед не помахали, а теперь разводя руками и объявляют в розыск, хотя и так известно, где он находится, но все равно его не достать.
А вот Раима-Миллиона выпустили из страны, видимо, даже с платочками. Потому что на него уголовного дела даже не заведено. Как же так? - воскликнет наивный читатель - Все СМИ и соцсети разрываются от негодования в адрес бывшего таможенника, вес называют его коррупционером номер один. Но не пойман - значит, и не коррупционер вовсе.
Наконец, Бабанов. уголовное дело вроде бы есть, но в розыск он не объявлен. Бабанов где-то гуляет, бизнес его процветает, никто не чешется... Более того, он, беглый, и первые лица, обмениваются какими-то странными сигналами. Первые лица целуют бабановского сынка, Бабанов из своего далека сердечно благодарит лиц за поцелуй. И это при том, что в предвыборную кампанию стране было обещано посадить Бабанова первым из 35-ти коррупционеров.
Так кто же они, эти коррупционеры, - если и тот, и этот вовсе как и не они? Кто же они? Те бедолаги, которые назначены виновными в аварии на ТЭЦ - по сути мелкие сошки, да парочка крупных сошек, которые назначены виновными за то, что были вхожи в экс-президентские покои. Больше коррупционеров, видимо, нет. Были коррупционеры. Но они самоликвидировались. И вообще, не приставайте к царю с дурацкими вопросами!...
Так что не остается никаких сомнений – под суд у нас попадают не виновные, а только недоговороспособные. И это, пожалуй, самый тревожный признак в нашем государственно-политическом устройстве. Любая власть, приходя на смену прежней, первым делом стремится взять под свой контроль органы правоохраны и уголовного судопроизводства.
Именно личный контроль, чтобы тем самым обеспечить себе приоритет в решениях их сферы компетенции.
Называется это каждый раз красивым определением «судебная реформа». Но в действительности означает только очередную смену должностных лиц на более подходящие для конкретной власти. И доказывает, что сама управленческая верхушка государства подчиняться закону на равных с любым другим гражданином страны не готова и не согласна.
А не готова по большей части потому, что и ей есть что скрывать от закона.
Нурдин Айвазов
: 0