Позавчера Бишкекский городской суд отменил приговор Первомайского районного суда в отношении Алмамбета Шыкмаматова, отправив дело на доследование. Ходатайство заявила адвокат депутата Чинара Джакупбекова и его быстренько, буквально в считанные минуты удовлетворили.
Уголовное дело на депутата-атамекеновца завели в феврале прошлого года, по версии Генпрокуратуры Шыкмаматов в 2011 году участвовал в проведении фиктивного тендера на закупку служебных авто для ведомства, в котором на тот момент работал, и по подложным документам купил машины у своей жены - по завышенной рыночной стоимости.
Дело Шыкмаматова, как и многие другие уголовные дела в отношении активных участников политического процесса страны, не обошлось без громких обвинений в адрес следственных органов и самой судебной системы. Так, депутат фракции «Ата Мекен» Наталья Никитенко заявляла, что Генпрокуратуру буквально натравили на политика за его резкие критичные высказывания по болезненным для властей вопросам. По словам Никитенко уголовные дела на атамекеновцев Текебаева, Шыкмаматова и Саляновой были инициированы тогда еще действующим президентом страны Атамбаевым.
Нынешнему решению Бишкекского горсуда в пространстве общественных мнений вновь придают политическую окраску. Пользователи соцсетей, а также несколько заметных политологов уже высказались о том, что пересмотр дела Шыкмаматова одобрен новой властью страны, поскольку ей не выгоден уход этого депутата из парламента. Став лидером фракции «Ата Мекена», этот уже доказал свою полезность действующему политическому режиму, выступая с ярыми нападками на Сапара Исакова и его правительство, а так же на самого экс-президента Атамбаева. И если теперь по результатам доследования ГКНБ прекратит уголовное дело против него, это будет вполне очевидной и открытой демонстрацией нового «госзаказа» в отношении Шыкмаматова - теперь уже положительного.
В данном контексте проводят параллель и с Омурбеком Текебаевым, которому в тот же день, 12 июня, Генпрокуратура отказала в пересмотре дела, оставив приговор в силе. Текебаев, выйди он на волю, явно не станет верным союзником Жээнбекова, а потому будет сидеть и дальше.
Такая общественная риторика вокруг дел Шыкмаматова и Текебаева в действительности говорит сегодня не столько о самих политиках и расстановке политических сил в стране, сколько, в первую очередь, о судебной системе. Несмотря на то, что любая власть в стране берется за судебную реформу, публично декларирует намерение на корню пресечь буйно цветущую коррупцию в судах, учиняет кадровые перестановки и в следственных органах, заявляет, что судьи и прокуроры в Кыргызстане должны быть кристально честны и неподкупны, а граждане должны начать доверять судебным органам – никакого доверия как не было, так и нет.
Громкие уголовные дела политиков по-прежнему считают не фактами реальной борьбы с коррупцией уже в самой власти (эту борьбу кыргызстанцам тоже обещают стабильно), а инструментом устранения политически неугодных фигур. Как пример - уголовное преследование Сапара Исакова и Кубанычбека Кулматова. Социум и некоторые СМИ открыто заявляют, что они оба не столь виноваты (или не в той мере), их дела по коррупции притянуты за уши и вся суть репрессий в лишь в том, чтобы на примере этих двоих припугнуть сторонников Атамбаева и заставить их отойти от бывшего экс-президента.
Потому общественность и гадает, что значит пересмотр дела Шыкмаматова: суды стали более независимыми? Жээнбеков ли решил продемонстрировать показную независимость судебных органов? или его окружение дало отмашку не прессовать полезного для нынешней власти скандального Шыкмаматова?
Сколько бы ни было версий, без ответа повисает в воздухе главный вопрос: так каково же сегодня на самом деле положение судебной системы, и если судебная реформа идет, то куда?
Карина Тен
: 0