Наиболее обсуждаемой темой со дня вступления в ноябре 2017 года в должность нового президента Кыргызстана остается назначение кадров. Разные интерпретации назначений имеют общий лейтмотив – «наших снимают», и далее приводятся аргументы в пользу этих самых «наших». Другая сторона поддерживает своих «наших», назначенных на должности.
Если отойти от обсуждений места рождения, этнической и родовой принадлежности, то можно обнаружить весьма существенную деталь. На должности возвращаются люди, умеющие не только говорить и рукой водить, но и работать головой и руками.
Период кадровых назначений со дня приобретения независимости в 1991 году и до апреля 2010 года можно назвать «перезагрузка 1.0». На смену старой (советской) системы управления пришла новая, но система назначения по-прежнему основывалась на лояльности назначенцев своему патрону.
Период с апреля 2010 года по ноябрь 2017 года – «перезагрузка 2.0» - период назначений, с одной стороны, на революционной волне, а с другой – на фоне меняющейся политической конъюнктуры. С ноября 2017 года картина кадровых назначений меняется.
Поясним на примере назначения Генерального прокурора. Нынешний генпрокурор Откурбек Джамшитов является первым с 2010 года генпрокурором прошедшим все ступени прокурорской службы: от стажера–помощника прокурора до прокурора области.
Из предыдущих четырех генпрокуроров только А.Бекназаров дослужился до старшего следователя прокуратуры, остальные имели только юридический, но не «прокурорский» стаж работы. Примерно такая же картина происходит в других госорганах.
В целом, назначение революционеров на разные должности оправдано в критические для страны периоды истории. Однако избрание в ноябре прошлого года нового президента подводит черту под кризисами, имевшими место в прошлом, что означает сосредоточение усилий на решении иных задач. Поэтому можно утверждать о «перезагрузке кадров 3.0».
Злую шутку с молодыми назначенцами сыграла агрессивно насаждаемая с 2009 года идеологема о том, что Грузию «подняли» молодые. Действительно, первыми руководители госорганов были молодые люди в возрасте от 25 лет, но вторыми и третьими руководителями, ключевыми работниками оставались все те же люди «в возрасте».
Грузины использовали тактику «от молодых идеи, от остальных – претворение идей в жизнь». В Кыргызстане почему-то решили, что молодые и есть «волшебная палочка», и жизнь изменится к лучшему только от самого факта их назначения на разные должности. Чуда не произошло.
В политическом анализе есть формула Гудхарта – когда усилия направлены на разрешение индикатора проблемы, а не самой проблемы. Примерно то же самое произошло и у нас. Люди сконцентрировали внимание на одном из трех деревьев, и не увидели ни леса, ни остальные два дерева.
Надо признать, что подобный подход в назначении кадров содержал в своем механизме системную ошибку. Ее драйверы (молодые люди, не имеющие опыта работы в госорганах) зачастую принуждали остальных просто следовать за собой, перенимать институты и правила игры, не всегда корректно работавшие в других странах. В результате такого подхода смычки между идеями и реализацией не получилось, в итоге инновационные идеи не получили институциональной поддержки.
Также отмечались попытки выстраивания системы управления государством без учета того факта, что Кыргызстан, среди всего прочего, состоит из сложных и разнообразных общественных групп, и иногда для продвижения реформ государству и обществу требуется тонкая экономическая и политическая настройка.
В результате, положительный эффект от работы назначенцев дополнялся негативными побочными эффектами, которые до сих широко муссируются в стенах Жогорку Кенеша, в средствах массовой информации и среди простых граждан страны.
Наиболее распространенной ошибкой была подмена важнейших функций - стратегического планирования и принятия политико-определяющих решений, от которых зависит дальнейшее развитие государства в тех или иных сферах и отраслях функциями администрирования. Наиболее емко данный факт иллюстрируют слова одного из фигурантов разбирательства аварии на Бишкекской ТЭЦ – «молодые менеджеры не разбираются в работе», и далее шел вывод о том, что именно они являются причиной низкой эффективности работы.
Современное кыргызстанское общество – это сложный механизм, чтобы командовать им из одного центра. Тенденция нынешних кадровых перестановок позволяет говорить о том, что президент С.Жээнбеков и его команда понимают данное обстоятельство и связанные с ним проблемы и стремятся избежать ошибок первых лет независимости.
Перед формируемой командой управленцев стоит непростая двуединая задача: а) (краткосрочная) вернуть доверие нижестоящих структур к вышестоящим; и б) (долгосрочная) вернуть доверие граждан к аппарату управления.
Обзор выступлений и заявлений президента Кыргызстана позволяет сделать вывод о наличии сильной политической воли для проведения прогрессивных реформ в стране. Имеющуюся волю необходимо подкрепить умением возвращающихся управленцев планировать и предвидеть проблемы, чутко относится к нуждам людей. Главными факторами «очищения» госслужбы должны стать тщательный отбор и подготовка государственных и муниципальных служащих, вне зависимости от их региональной, этнической, конфессиональной или иной принадлежности.
Шерадил Бактыгулов, эксперт по госуправлению
: 0