История знает немало тиранов – завоевателей покорявших мир силой оружия. Айтматов покорил мир могуществом мысли и слова. Подобно пророку Моисею, которому, через 40 лет скитаний раступилось Красное море, открывая его народу светлый путь, появление Айтматова в жизни кыргызского народа воистину такое же чрезвычайное и пророческое явление.
Да, Айтматов наш национальный пророк. Не в том смысле, что он создатель какой – то новой религии, и не в том, что все его предсказания сбылись, а в том, что он с наибольшей полнотой и ясностью выразил в своих творениях сущность кыргызского национального характера. В чем же эта сущность состоит? «Самое трудное быть человеком изо дня в день», - писал Чынгыз Төрөкулович. Это значит быть прежде всего человечным и отзывчивым, способным понимать чужое как свое, отсутствие национального чванства. Именно с этой позиции в своих произведениях Чингиз Айтматов раскрывает замечательные качества своего народа: бесподобное гостеприимство, крепкую семейную традицию, уважение к старшим, особенно к родителям, доброту и великодушие.
Пожалуй, никто другой из кыргызской интеллигенции, ни в прошлом, ни в настоящем, не был таким страстным глашатаем национального духа и национального самознания кыргызского народа, как Айтматов. Он не только мечтал, а исступленно боролся, чтобы свой народ занимал достойное место среди народов мира, его голос гордо звучал во всемирном концерте наций. Это во -первых.
Во – вторых именно Айтматов, единственный, из всех известных мировых писателей, обладает уникальной способностью перевоплощаться в чужую национальность. И в таком качестве пытается ответить на самые т.н. «проклятые» вопросы, волнующие человечество. Вот перечтите например, «Плаху» Айтматова, где все персонажи русские, даже сам Христ говорит на русском языке, и если бы не было его подписи, вы бы никогда не узнали, что это написал кыргызкий писатель. Какие потрясающие, фантастические образы в романе «И дольше века длится день»! Но в этих фантастических образах раскрыта богатейшая палитра национального характера казахского народа.
Чингиз Айтматов был убежденным интернационалистом, ратовал за расцвет единой, многоязыковой исторической общности – советского народа. Вместе с тем он считал, что «интернационализм не есть замена национальных культур неким общим стереотипом, как подчас ошибочно полагают некоторые люди, а есть всемерное развитие всех национальных культур и языков на основе идейного единства всего общества.
В – третьих, поистине изумителен Айтматов как мыслитель, как философ. Его мировоззрение не только соответствует силе его художнического гения, но, быть может, подчас обретает вселенские масштабы. Его некоторые пророческие предсказания настолько живые и реальные, что потрясает воображение своей глубиной и трагичностью.
Так, в фантастическом романе Чингиза Айтматова «Тавро Кассандры» космический монах Филофей («Крыльцов) совершает величайшее генетическое открытие: уже в первые недели внутриутробного развития человеческий зародыш способен интуитивно предугадывать то, что ожидает его в грядущей жизни. Через знак – сигнал, изобретенный Филофеем, эмбрион выражает свое негативное отношение к рождению. Это как будто кричат следующие строки из русского народного фольклора:
«Ах зачем, ах, зачем
Родилась я на свет?
Ах, зачем, ах, зачем
Меня мать родила?»
Этот знак – сигнал проявляется в виде небольшого пигментного пятна на лбу у женщины, вынашивающей такой плод. Это тавро называется «тавром Кассандры». Эта ошеломляющая фантастика Чингиза Айтматова осталась бы лишь фантастикой, если бы сама реальность не была страшнее айтматовской фантастики. 11 миллионов детей, ежедневно умирающих сегодня в мире от голода, болезней и криминальных абортов – это разве не страшнее фантастики. И в самом деле зачем им надо было родиться?
А киты, в этом же романе, которые не выдерживают обвал, извращение нравственности человечества и плывут к берегу и выбрасывают себя на погибель, разве не страшнее фантастики?
Всего 8 лет назад скончался Айтматов. Однако мог ли он тогда предполагать, что за этот короткий миг произойдет такая радикальная реверсия, как будто история, пройдя точку своего временного апогея, вершину эволюционной дуги, повернулась вспять. Дело в том, что мир сегодня выглядит даже более опасным, чем он казался при живом Айтматове. Турбулентное мировое развитие сегодня характеризуется не миром, живущим под сенью закона, а откровенным, ничем не ограниченным, повсеместным насилием. С новой силой свирепствует международный терроризм. Возобновляется гонка вооружений. Беспрецедентно нарастают все известные формы неравенства. Имущественная поляризация как внутри отдельных стран, так и по линии «Север - Юг» постоянно усиливается. В США пятая часть семей концентрирует 80% национального богатства, а в России всего 100 олигархов владеют 35 процентами богатств России?! Оксфордский комитет помощи голодающим показал, что всего 85 миллиардеров обладают теми же богатствами, что и половина общего населения планеты — около 3 миллиардов людей. Кроме того, этот же комитет обнаружил, что Один процент населения земли владеет половиной всех богатств человечества и находится на пути к тому, чтобы заполучить все, что есть у оставшихся 99 процентов вместе взятых к 2016 году.
Сам Бог изрек: я все на свете отдал человеку, веря и полагаясь лишь на его честь и совесть. То есть Бог отдал все свое внечеловеческое творение, всю окружающую среду в распоряжение человека, чтобы он использовал его так, как он сам захочет, но по совести. А человеческая натура оказалась жадной, алчность является одной из основных ее характеристик. К общему нашему несчастью, сегодня алчность правит миром, стала основой развития мировой экономической системы.
Как раз такая перспектива мирового развития страшила, тревожила и Ч.Айтматова. Он в своем последнем романе «Когда падают горы» пророчески предрекал: «Вместо «Красного колеса» по стране покатилось «колесо Желтое», и еще неизвестно, что страшнее». Еще в детстве оказавшись под Красным колесом большевистского террора и испивший полную чашу горя и страдания, он на финише своей жизни, увидев все сегодняшние «прелести» Желтого колеса оказался в полном недоумении и ужасе.
Господствующая ныне потребительская идеология и практика стимулирует тотальное моральное разложение, делает богатых еще богаче, бедных еще беднее. Наметились устойчивые тенденции к потребительству, сверхбогатые бравируют своей без духовностью, считая, что все можно купить за деньги. Всмотритесь вокруг: миллионы живут едва сводя концы с концами, в то же время сверкающие джипы раскатывают по улицам Бишкека, мелькают зазывной рекламой супермаркеты и дорогие рестораны, развлекательные ночные клубы и дискотеки – остается только руками развести. Великий философ Мераб Мамардашвили определял такую ситуацию как вход общества в фазу безнормности. Это когда у человека нет четких представлений о том, что хорошо, а что плохо. В самом деле, сегодня имеет место сплошная подмена понятий и ценностей. Вчерашний презираемый спекулянт сегодня всеми уважаемый депутат – олигарх. Теперь в одном ряду стоят академик, токарь, бандит и проститутка. Молодёжь откровенно стремится к тому, чтобы обучаться и работать там, где можно распиливать откаты, то есть воровать. Слово «воровать» почти утратило своей негативный смысл! Можно уже говорить об утрате основных инстинктов: как легко молодые мамы убивают или выбрасывают своих детей, подонки не просто обирают людей, а выбирают для этого беспомощных. Если мы не будем учитывать эти тенденции, может произойти то, что называется точкой невозврата.
И, действительно, существующая мировая система вступила в критическую фазу, нарастает ситуация неопределенности, накапливаются кардинальные общественные импульсы, предвещающие по сути, конец существующего мирового порядка. Сегодня человечество похоже на маятник, который раскачивался все сильнее и сильнее пока не достиг самого верхнего положения, где застыл в положении часовой стрелки, показывающей двенадцать. Ни одна живая душа в мире не может предсказать, в какую сторону он свалится в следующее мгновение. Его положение крайне неустойчивое, он обязательно свалится. Одинаково вероятно он может упасть как налево, так и направо. То есть мы живем во вселенной неопределенности. Мы живем в несовершенном и несправедливом мире. Мы живем в мире неравенства. Однако все мы должны стремиться к тому, чтобы мир стал более справедливым и более прекрасным, о чем мечтал великий Айтматов.
Ж.Сааданбеков
общественный деятель,
доктор политических наук,
профессор
Гороскоп с 11 по 17 ноября 2024 года. Какие события наиболее вероятны в ближайшие дни? К чему вам стоит подготовиться? Чего избегать, к чему стремиться? Ответы на эти вопросы вы найдете в еженедельном гороскопе.
Подробнее »
На 24.11.2024 | |
USD | 86,5000 |
EUR | 90,3449 |
CNY | 11,9347 |
KZT | 0,1737 |
RUB | 0,8477 |