Президентские выборы в середине октября этого года, безусловно, станут главным политическим событием 2017 года. Как говорят в СМИ, сейчас начался парад съездов, где выдвигаются кандидаты в президенты, и самовыдвиженцев. Каждый претендент на президентский пост уже развернул тихую агитацию в СМИ, соцсетях, естественно, в своей манере, но с одним объединяющим признаком. Все обещают сказку сделать былью, обещают манну небесную и прорыв во всех областях жизнедеятельности государства. Это, конечно, похвально, что претенденты на верховный пост пусть даже на словах готовы сделать все для процветания государства. Но…
Есть и другая сторона амбиций кандидатов в президенты, многие находятся в плену стереотипов прошлого, точнее парадигме. Даже их обещания, высказывания говорят о том, что они так и не осознали, насколько президент страны потерял в полномочиях, как изменилась роль главы государства. Сразу можно сказать, что таких сверхполномочий, как у Акаева или Бакиева, уже нет и не будет, когда президент мог контролировать полностью и правительство, и парламент. Нет таких возможностей, какие были у Атамбаева, который сам признавался, что Конституция 2010 года содержит в себе достаточно много размытых положений, которые могут стать соблазном для президента и вновь скатить страну в авторитаризм.
Как бы не ругали нынешнего президента, но он сумел преодолеть и перешагнуть через свои амбиции и внести поправки в основной закон с целью недопущения отката к сверхсильному президентскому правлению. Возможно, адекватная оценка политики Атамбаева – дело будущего. Так и не дождались от него того, что традиционно сопровождало любую конституционную реформу почти в любой стране СНГ, не только в Кыргызстане - Атамбаев не пошел на отмену статьи, что одно и то же лицо не может быть избрано президентом дважды. В этом, наверное, и главная заслуга действующего президента.
Вместо этого значительно была усилена роль премьер-министра, который вкупе с коалицией большинства в парламенте становится ключевой фигурой в системе госуправления.
Фактически глава правительства становится самостоятельным в ряде главных вопросов, в кадровых и финансовых. Премьер может воспрепятствовать подписанию президентом каких-либо законов, принятые парламентом, которые могут повлияет на госбюджет или вносят изменения в налоговое законодательство. Никогда раньше премьер не имел возможности решать, может ли подобный закон быть отозванным, если он уже прошел через сито Жогорку Кенеша, но не отвечал реально складывающейся финансовой ситуации. Премьер-министр, часто скрипя зубами, был вынужден смириться с принятием различных популистских законов, отягощающих бюджет, или накладывающих на него дополнительные расходы. А новые поправки делают премьера абсолютно самостоятельным в таких решениях.
Помимо этого, глава правительства получил право самостоятельно назначать и освобождать глав местных государственных администраций. В прежней редакции Конституции он мог так действовать только с согласия местных кенешей, что часто создавало ситуации, где выполнение решений правительства фактически саботировалось. Но вступающие в силу поправки позволят сформировать вертикаль исполнительной власти, которая полностью подчинена премьер-министру и избавиться от уже надоевшего народу партийного засилья, когда главами районов становятся люди, чья компетенция вызывает нарекания.
Позиция главы кабмина становится ключевой и в решении вопросов об освобождении от должности министров, за исключением руководителей госорганов, ведающих вопросами обороны и национальной безопасности. Премьер может подать президенту представление об освобождении министра. Но если глава государства в течение пяти рабочих дней не примет соответствующего решения, то премьер после консультаций с лидерами фракций парламентского большинства может сам освободить члена правительства от занимаемой должности, а потом внести в Жогорку Кенеш кандидатуру на вакантное место. То есть фактически, премьер-министр станет ведать почти всеми кадровыми вопросами в стране.
Ведущую роль в системе власти в Кыргызстане премьеру обеспечивают и возложенные на него обязанности по исполнению Конституции и законов. Кроме того, премьер должен принимать меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, а также обеспечивать реализацию мер по охране государственного суверенитета, территориальной целостности, защите конституционного строя, а также мер по укреплению обороноспособности, национальной безопасности и правопорядка. Возрастает влияние премьера и на внешнюю политику, президент должен согласовывать с главой правительства любые внешнеполитические решения, соглашения.
На фоне таких поправок достаточно скептически можно рассматривать обещания потенциальных кандидатов в президенты, они больше поддались популизму, чем исходят из реалий. Электорат также реагирует, до конца не осознав, произошедшие изменения. Иллюзорны также мечты о каких-то негласных ништяках родственников, близких, соратников кандидатов, которые, исходя из шансов своих фаворитов, уже возможно делят шкуру не убитого медведя. На пути каких-то амбиций, устремлений отхватить большой кусок из государственного пирога, как это было раньше, уже стоить сильный премьер, который будет бить по рукам и загонять в рамки конституционных полномочий президента. Как бы это не звучало резко, но это так. Попытки установления какого-то пусть даже скрытого авторитаризма также будут иметь печальные последствия для будущего президента. Против него ополчиться не только премьер с коалицией большинства в парламенте, а может со всем созывом, но и народ. Не стоит также забывать и обещания Атамбаева, который останется лидером одной из сильных партий и очень влиятельным политиком, жестко противостоять любой возможности отката к автократии.
В связи с этим, кандидаты в президенты должны трезво оценивать ситуацию, особо не поддаваться иллюзиям, самообману и популизму. Бесспорно, президент страны также играет ключевую роль в государстве, но он будет уже все свои решения принимать с оглядкой на премьера, согласовывая с ним.
Поэтому, возможно президентские выборы и станут главным политическим событием в стране, но не менее важным станет и вступление в силу поправок в Конституцию 1 декабря этого года, когда засияет звезда премьера.
Айбек Султанов
Гороскоп с 11 по 17 ноября 2024 года. Какие события наиболее вероятны в ближайшие дни? К чему вам стоит подготовиться? Чего избегать, к чему стремиться? Ответы на эти вопросы вы найдете в еженедельном гороскопе.
Подробнее »
На 13.11.2024 | |
USD | 86,2000 |
EUR | 91,6435 |
CNY | 11,9132 |
KZT | 0,1741 |
RUB | 0,8880 |