Истек срок, отведенный Дональдом Трампом (надо полагать, в первую очередь самому себе) на завершение по крайней мере горячей фазы конфликта РФ и Украины. Но вместо прекращения огня на 90 дней с последующим продлением на неопределенный срок объявлено только кратковременное пасхальное перемирие. Не поражение стратегии Трампа (ибо переговоры продолжаются, и вовсе не исключено, что скоро увенчаются успехом), однако пока и не ее триумф. Еще нет достижения, за которое дают Нобелевскую премию мира. Налицо лишь убедительное свидетельство того, что далеко не все международные конфликты разрешимы кавалерийским дипломатическим наскоком, как бы президент США ни убеждал в обратном.
Сразу же необходимо оговориться: в российско-американском переговорном процессе, а также в переговорах, которые с ним связаны (с участием Украины и европейских союзников США), слишком многое остается за кадром для широкой публики. Не в последнюю очередь это объясняется уроками, которые извлекли в Белом доме из опыта общения с Кремлем в начале 2022 года. Тогда западные политики старались делать достоянием гласности чуть ли не каждый свой шаг на российском направлении, надеясь, что такая форма дипломатии окажется наиболее действенной. Надежды, как известно, не оправдались. Теперь же Трамп решил, что переговоры по деликатным и сложным вопросам любят тишину, а общественности до поры до времени надо довольствоваться лишь постоянными заверениями Белого дома в том, что все идет хорошо. Менять благостный тон отчетов об американо-российских контактах администрация президента США стала только по мере приближения к 20 апреля.
Мягко, но настойчиво команда Трампа, равно как и он сам, через прессу и публичные выступления сигнализировали, что переговорный процесс ради переговорного процесса Белый дом не устроит. Нужен осязаемый результат – и как можно скорее. Последнее заявление такого рода было непосредственно перед Пасхой. Его сделал госсекретарь США Марко Рубио после переговоров в Париже с представителями Великобритании, Франции и Украины. «Нам нужно выяснить здесь и сейчас, в течение нескольких дней, достижимо ли перемирие в краткосрочной перспективе. Потому что если нет – то, я думаю, мы просто будем двигаться дальше», – сказал он. Слова госсекретаря резко контрастировали с тем, что в тот же день сказал вице-президент Джей Ди Вэнс. Он заявил, что «оптимистично настроен» в отношении перспектив достижения мира в Украине. Что это, игра в доброго и злого следователя? Свидетельство разногласий в команде Трампа, о которых неоднократно, но неизменно ссылаясь только на безымянные источники, сообщали в американской прессе? А возможно, Рубио доверили всего лишь констатировать факт и изложить истинные намерения президента США?
Трамп никогда не говорил, что российско-украинский конфликт является для него альфой и омегой американской внешней политики. Аналогичны, а то и более радикальны по данному вопросу взгляды людей из его окружения. Достаточно вспомнить Питера Наварро, чье имя в связи с тарифной войной Трампа последнее время не сходит со страниц газет. Этот экономист, увлекающийся геополитикой, многократно говорил, что суперзадача для США – противостоять Китаю. Ее должен решать «правильный» американский президент, передав прочие конфликты в ведение американских союзников, для которых, учил Наварро, это станет еще и воспитательной мерой. Они, мол, должны отвыкнуть от иждивенческого отношения к Вашингтону и уютной жизни без обязательств под американским оборонным «зонтиком».
Слова Рубио можно трактовать как предостережение европейцам, что, если они не будут должным образом сотрудничать с Трампом, США готовы вовсе прекратить поддержку Украины, препоручив ее, таким образом, их заботам. В западных СМИ сложилась четкая картинка, что достижение мирной договоренности затягивает Кремль, руководствуясь в диалоге с американцами принципом «вам перемирие нужно – вы и старайтесь: выполняйте наши условия, снимайте санкции, идите нам навстречу». Но видит ли Трамп ситуацию так же? Для него главным препятствием могут быть и европейцы. Недопустимость территориальных уступок со стороны Украины и снятие санкций с РФ – это ведь по-прежнему принципиальная позиция ЕС, разделяемая подавляющим большинством входящих в него государств. А отвечающий в команде Трампа за контакты с Кремлем Стив Уиткофф уже несколько раз дал понять, что по крайней мере без отказа Киева от части территорий никак нельзя обойтись.
Возможно так же, что Рубио предостерегает Москву. Логично предположить, что раз перемирие недостижимо, то значит, приемлем ход, о котором Трамп говорил еще в свою предвыборную кампанию: Украине резко увеличивается военная помощь так, чтобы ее перевес над Россией стал очень существенным. Кроме того, президент США неоднократно подчеркивал, что и арсенал экономических мер воздействия на РФ у американцев не исчерпан. Не факт, что это так: пока ни один из представителей команды Трампа не назвал, какие еще мощные санкции Белый дом может ввести, не нанося определенного ущерба и экономикам стран Запада. Однако увеличить поставки вооружений Украине – задача для американского бюджета отнюдь не неподъемная. Правда, тогда о славе великого миротворца, порвавшего с курсом Джозефа Байдена, Трампу придется забыть. Президентом, который, по его словам, «заканчивает, а не начинает войны», он в историю точно не войдет.
https://www.ng.ru/dipkurer/2025-04-20/9_9238_conflict.html
Гороскоп с 21 по 27 апреля 2025 года. Какие события наиболее вероятны в ближайшие дни? К чему вам стоит подготовиться? Чего избегать, к чему стремиться? Ответы на эти вопросы вы найдете в еженедельном гороскопе.
Подробнее »
На 23.04.2025 | |
USD | 86,8750 |
EUR | 99,9019 |
CNY | 11,8791 |
KZT | 0,1677 |
RUB | 1,0883 |