Раздел бывшей Сирии ожидаемо привёл к нарастанию напряжения между двумя самыми мощными странами региона. Каждая из сторон подозревает другую в нехороших намерениях, жёсткие заявления чередуются с резкими действиями, никаких иллюзий относительно гуманизма друг друга оппоненты не питают. Как далеко заведут их взаимные подозрения и велики ли шансы на начало ещё одной крупной войны, разбирался Царьград
Израиль за последние дни нанёс целую серию ударов по сирийским военным объектам, в результате чего, помимо прочего, полностью уничтожена крупнейшая сирийская авиабаза Тияс (она же — Т4), расположенная между городами Хомсом и Пальмирой.
Израильтяне били по ней и раньше — с целью уничтожить склады с оружием и остатки военной техники, оставшейся джихадистам в наследство от режима Асадов. Окончательно объект добили сразу после того, как Турция заявила о намерении разместить на ней свои войска.
Первого апреля стало известно, что Анкара планирует развернуть на базе купленный у России ЗРК С-400 "Триумф", чтобы создать "зону воспрещения доступа". А уже в ночь на третье по базе был нанесён сокрушительный удар. Мгновенная реакция, говорящая очень многое о том, как новые соседи и старые противники смотрят друг на друга.
Нужно понимать, что Турция пытается сейчас пожать плоды многолетних усилий по уничтожению режима Асада. Падение сирийской государственности под ударами турецких прокси стало моментом наивысшего геополитического триумфа Турции, а точнее — её президента Реджепа Эрдогана.
Израиль смотрит на происходящее с растущей тревогой. Беспокойство еврейского государства взывают две вещи. Во-первых, теперь северным соседом является не дряхлый, светский, коррумпированный, много раз битый режим Асадов, а джихадистское квазигосударство, где власть досталась людям, менее десяти лет назад хваставшимся в соцсетях отрезанными головами 12-летних врагов. То есть теперь сосед — противник мало того, что безжалостный, да к тому же ещё и совершенно не чувствительный к потерям.
Второй и ещё более значительной проблемой являются неоосманские амбиции Эрдогана и его окружения. Турция — это страна, имеющая территориальные претензии почти ко всем соседям. Она ведёт прокси-войны в широчайшей полосе, от Ливии до Карабаха, и претендует на то, чтобы стать одним из мировых лидеров, представляя в ООН весь исламский мир.
Израиль десятилетиями вел войну против "шиитского полумесяца", спонсируемого Ираном, но, уничтожив ряд ключевых союзников Тегерана, оказался перед перспективой войны уже с "суннитским полумесяцем", спонсируемым и возглавляемым Анкарой.
Динамичная, амбициозная региональная держава, стоящая одной ногой на Западе, имеющая огромное влияние на Европу и держащая руку на пульсе Востока, Турция 2025 года больше не претендует на "место за столом" Ближнего Востока, она планирует забрать весь стол. Сообщения о скором подписании турецко-сирийского оборонительного союза, в рамках которого в самом сердце Сирии будут созданы базы, вынуждают Израиль предпринять военные и дипломатические шаги, чтобы убедить Эрдогана пересмотреть свой курс. Неспособность Израиля сформировать северную сферу безопасности превращает израильско-турецкую войну через посредников в реальную угрозу — во много раз более опасную, чем Иран,— полагает советник бывшего президента Израиля Шимона Переса Йонатан Адири.
О том, насколько серьёзно еврейское руководство смотрит на турецкую проблему, говорит тот факт, что в январе текущего года Комитет Нагеля (структура, созданная израильским правительством в августе 2024-го для анализа оборонного бюджета и стратегии безопасности) прямо рекомендовал начать подготовку к войне с Турцией.
Мы наблюдаем фундаментальные изменения на Ближнем Востоке. Иран долгое время был нашей величайшей угрозой, но на арену выходят новые силы, и мы должны быть готовы к неожиданностям. Этот доклад даёт нам дорожную карту для обеспечения будущего Израиля,— заявил премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху, ознакомившись с содержанием документа.
В свою очередь, Турция обвиняет Израиль в агрессии против сектора Газа и геноциде палестинцев. Эрдоган и его окружение неоднократно сравнивали Нетаньяху с Гитлером и задавались вопросом: если Израиль может уничтожить палестинскую автономию, то что помешает ему атаковать других соседей в регионе, уничтожая их одного за другим?
Экспансионистская программа Израиля, движимая религиозным фанатизмом, не останавливается на Газе. Их следующей целью вполне может стать наша родина,— заявлял Эрдоган.
Понятно, что это очень лукавая риторика, строящаяся на умолчании и передёргивании некоторых фактов (например, того, что уничтожение сектора Газа стартовало после чудовищной резни, устроенной палестинскими боевиками 7 октября 2023 года). Однако наблюдая за неизбирательным применением силы со стороны ЦАХАЛ, на каждом шагу без колебаний истребляющего детей, женщин и просто толпы мирных жителей, возражать Эрдогану крайне сложно.
Гибель мирных людей является частью стратегии врагов Израиля, но и само еврейское государство не особо переживает по этому поводу, чем даёт вполне понятные основания для ненависти к себе по всему Ближнему Востоку. Эрдоган пользуется этой ненавистью как универсальной отмычкой, позволяющей ему апеллировать к самым разным аудиториям, которые во всех остальных отношениях имеют мало общего.
Очень показательным в этом отношении стало обращение Эрдогана к послам иностранных государств, произнесённое 3 марта. В нём он заявил, что:
В этой речи очень чётко видно, что Турция метит в круг великих держав, постоянных членов Совбеза ООН, тех, кто формально вершит судьбы мира. И намерена она войти в этот закрытый клуб не как отдельная страна, а как лидер и представитель всех мусульман планеты.
Точкой же сборки этой коалиции Эрдоган назначил борьбу с Израилем.
На первый взгляд возможное столкновение Турции и Израиля выглядит как битва карлика с великаном. Численность населения Израиля на конец 2024 года едва превышала 10 миллионов человек, Турции – 85 миллионов. Турецкое население чуть более возрастное, зато Анкара может легко опереться на колоссальный людской потенциал исламских стран.
Общая численность вооружённых сил Турции – 883 900 человек, включая 355 200 кадровых военных. Более полумиллиона служат в сухопутных войсках, ещё 100 тысяч — в ВВС, а 115 — в военно-морском флоте. Турция имеет более трёх тысяч танков, и это одна из немногих стран мира, обладающих реально боеспособными и многочисленными ВВС: 245 американских истребителей F-16, около 700 вертолётов.
К настоящему моменту Турция своими силами производит около 70% потребляемого оружия и является одним из лидеров в создании беспилотников. Именно турки заняты сейчас созданием флота надводных кораблей — носителей БПЛА.
Кадровый состав ЦАХАЛ в прошлом году насчитывал 170 тысяч активных военнослужащих плюс 465 тысяч резервистов. ВВС имеют 340 боевых самолётов всех типов, в том числе около 280 истребителей. Оценочно у ЦАХАЛ есть около 2200 танков, однако в частях – только 400 бронемашин, остальные в резерве, часть моделей — устаревшие.
В целом видно, что еврейское государство имеет некоторый перевес в воздухе, а турки — существенное превосходство на земле. И это очень беспокоит израильских экспертов.
Тот момент, когда турки смогут добраться до нас пешком, имеет значение. Уже сегодня Турция имеет практически неограниченный доступ к Северной Сирии, и они говорят о прокладке дорог, железных дорог и инфраструктуры по всей Сирии в будущем. Если это произойдёт, то однажды их способность перемещать военные силы в Сирии в больших масштабах станет значительной. Израилю нужно сделать всё, чтобы не превратить Турцию в активного врага, потому что Турция — это не Иран. Это более сильная страна, с более современной армией и гораздо более важным стратегическим положением, чем Иран. Не тот, с кем вы хотели бы оказаться в состоянии войны,— отмечал недавно доктор Хай Эйтан Коэн Янарокак, эксперт по Турции в Центре Моше Даяна Тель-Авивского университета.
Но это только часть правды. Вторая часть заключается в том, что Израиль имеет ядерное оружие и средства его доставки, а Турция — нет. Глядя на потенциал обоих сторон, можно отметить, что у каждой из них есть "игрушки", способные неприятно удивить оппонентов.
Израиль может огорчить Турцию:
Турция может опечалить Израиль:
Очень важный момент состоит в том, что все внешнеполитические успехи Турции куплены исключительно высокой ценой: режим Эрдогана буквально надорвал страну постоянной экспансией и форсированным развитием. Тяжесть перманентного экономического кризиса такова, что он уже превратился в демографическую катастрофу. В 2020 году на одну женщину в Турции приходилось 2,04 ребёнка, а уже в 2023-м — только полтора: совершенно катастрофический показатель, означающий вымирание нации.
Эрдоган надломил турецкое общество примерно так же, как большевики в своё время надорвали русскую деревню: и войну выиграли, и человека в космос запустили, вот только на русской демографии поставили крест. И это обстоятельство позволяет надеяться, что в долгосрочной перспективе все турецкие успехи окажутся замком на песке. И время прилива неумолимо приближается.
Совершенно другая ситуация у Израиля, где фертильность постепенно растёт и уже достигла показателя 3,03-3,16 ребёнка на женщину. Израиль — более многоэтничная страна, чем Турция, и доля евреев в его населении продолжает увеличиваться. Иными словами, в долгосрочной перспективе Израиль вполне может закрепить геополитические успехи новыми волнами поселенцев, которые создадут новые экономические кластеры и породят новую волну ненависти у окружающих народов.
Несмотря на то что и логика турецкого экспансионизма, и алгоритмы агрессивной израильской доктрины сдерживания, казалось бы, неумолимо толкают Анкару и Иерусалим к конфликту, на самом деле война между ними — событие непрогнозируемое. Прежде всего, потому, что оба общества подвержены внутренним изменениям.
Никто вам сейчас такой прогноз не даст. Вы на турецкие демонстрации против Эрдогана посмотрите. Там ситуация 50 на 50: скинут или не скинут Эрдогана. Опять же: кто придёт? Сможет ли он поставить кого-то из своих? Или не поставит? Тут диапазон возможного — какой угодно, вплоть до "позвонил Трамп, наехал и объяснил, что Турция останется без копейки денег,— отметил в разговоре с обозревателем Царьграда востоковед Евгений Сатановский.
Турция находится в очень сложном положении и в значительной степени справляется со своими проблемами за счёт России, не давая в ответ ни малейшей благодарности.
А с другой стороны, там может постепенно дойти до альянса Ирана, Турции и, например, всей этой Аль-Каиды* в Сирии, которая вся протурецкая. И тогда Израилю воевать точно придётся,— отметил эксперт.
У Эрдогана большой исторический зуб по поводу Израиля, поясняет наш собеседник, поскольку ХАМАС — это "Братья-мусульмане"*, "Партия справедливости и развития"* — это тоже "Братья-мусульмане"*. А из-за них Эрдоган очень сильно поругался и с президентом Египта Абделем Ас-Сиси, который это движение свергнул.
Вдобавок ко всему в регионе имеются крупные месторождения газа, которые выглядят желанным трофеем для любой стороны.
У Газы есть шельф, а на шельфе есть газ. Уж простите за каламбур. А Эрдоган до газа очень охочий. Ему газ и в Сирии не помешает, и в Газе, и в Ливии он тоже ему не мешает. И на Северном Кипре. Есть такой стратегический проект — "Голубая родина". Суть состоит в том, чтобы переделить шельф Средиземного моря. И под эту тему события могут развиваться каким угодно образом,— поясняет господин Сатановский.
Что касается политики России, то, по мнению эксперта, она поступила очень мудро, не став кидаться на защиту палестинцев и рвать отношения с Израилем, как это предлагали сделать некоторые горячие головы и происламские пропагандисты внутри России.
https://tsargrad.tv/articles/mest-prishla-turcija-protiv-izrailja-gotovitsja-bolshaja-vojna-polnyj-rasklad-sil-i-celi_1212722
Гороскоп с 14 по 20 апреля 2025 года. Какие события наиболее вероятны в ближайшие дни? К чему вам стоит подготовиться? Чего избегать, к чему стремиться? Ответы на эти вопросы вы найдете в еженедельном гороскопе.
Подробнее »
На 15.04.2025 | |
USD | 87,4500 |
EUR | 99,5924 |
CNY | 11,9743 |
KZT | 0,1687 |
RUB | 1,0464 |