Пять центральноазиатских республик ожидаемо оказались в фокусе внимания западных (и не только) грандов. «ВЭС 24» пошел по следам нью-йоркского и берлинского саммитов, выясняя, какое место может занять регион во внешнеполитических стратегиях Запада.
Западная альтернатива?
Если представить себе интерес западных держав к Центральной Азии метафорически, то всплывает образ эдакого лощеного господина во фраке и цилиндре (именно так изображали буржуинов в нашем советском детстве), высокомерно наводящего монокль на некий объект, который ранее не находился в центре его внимания или находился, но гораздо в меньшей степени.
Нынешняя геополитическая разверстка заставляет англосаксов и европейцев присмотреться к региону пристальнее. Отсюда и саммиты – сначала в Нью-Йорке, потом в Берлине, - и небывалая активность НПО и лидеров общественного мнения с западной пропиской в странах региона. Задач у западного блока ровно две: 1) максимальное отчуждение центральноазиатских стран от российских проектов в какой-бы то ни было сфере, 2) максимальное охлаждение отношений стран региона с КНР. Обозначить наиболее приоритетную задачу сложно – обе они одинаково важны и для Вашингтона, и для Брюсселя, и для Лондона.
Мы видим огромное количество проплаченного пиара, доносящего жителям стран региона, в сущности, один очень простенький нарратив (он может варьироваться в деталях): Россия – это упадок, отставание и тлен, Запад – это сияющая альтернатива. «ВЭС 24» неоднократно писал о фабриках-кухнях, стряпающих под руководством шеф-повара в колпаке с логотипом USAID эти аппетитные с виду, но совершенно не съедобные блюда.
Несъедобные потому, что западники, по устоявшейся традиции, втюхивают странам Центральной Азии пустой фантик или, говоря по-умному и по-философически, симулякр. Какие бы замечательные разговоры ни велись с лидерами стран региона в Нью-Йорке и Берлине, они пусты, бессмысленны и беспощадны. А главное – совершенно не подтверждаются реальными практиками и статистикой. С неделю назад, например, вышла аналитика по торговым партнерам Узбекистана – страны, которую сейчас активно обхаживают и Запад, и, кстати, Япония и Южная Корея. Казалось бы, столь пристальное внимание к Ташкенту со стороны дипломатического корпуса, а также мозговых центров США и Европы должно конвертироваться в экономические проекты, рабочие места, миллиарды долларов торговых оборотов. И что же мы видим: на первом месте среди ведущих экономических партнеров республики - Китай, затем - со сравнительно небольшим отставанием - Россия (обе страны с миллиардными оборотами), затем идут Казахстан и Турция. Маяк демократии – США – не попали даже в десятку. Правда, где-то в хвосте болтается Литва, видимо, она-то и отдувается за весь цивилизованный мир. Подобная или очень похожая картина с внешнеторговыми партнерами и у других стран региона.
Наша мысль проста и прозрачна – Запад не предлагает ничего, кроме своей, сугубо чуждой республикам Центральной Азии, повестки. Защита меньшинств, открытое общество, торжество демократии, етс. Ни Байден, ни Шольц даже не попытались предложить лидерам стран ЦА что-то сколько-нибудь весомое в обмен на поддержку антироссийских санкций. Диалог проходит в духе расстройства аутистического спектра: «Мы хотим, чтобы вы прекратили сотрудничество с Россией и КНР» - «Хорошо, а что взамен?» - «Ничего» - «Спасибо».
Действительно, предложение, от которого сложно отказаться. Мы прекрасно понимаем, что центральноазиатские элиты и куплены, и проданы, и снова куплены. Мы не осуждаем - элиты всех без исключения постсоветских стран типологически очень похожи. Но мы тешим себя надеждой, что у некоторых представителей этих элит все же теплится государственный инстинкт. Итак, никакой западной альтернативы не существует. Он – Запад - ее просто не предлагает. А что же он предлагает?
Вам революцию какого цвета?
Вся внешнеполитическая активность Запада основывается на одном принципе – получение максимального количества рычагов влияния на внутреннюю политику в регионе, попросту говоря, вмешательства в эту политику. Если размотать любой без исключения западный проект, например, ЦАРЭС (Центрально-Азиатское региональное экономическое сотрудничество), то мы видим ровно те же яйца только в профиль – серьезные ассигнования (завозимые чуть ли не в чемоданах и кэшем в Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан) на поддержку «свободной журналистики» и «гражданского общества». Вероятно, что-то перепадет и дизайнерам, работающим над будущей революцией (тюльпаны и апельсины были, надо что-то новое).
Каков будет результат этих революций? Хаос, прекращение выгодных связей с Россией и Китаем, социальная нестабильность, перерастаемая в бунты. Но даже не это главное – рядом Афганистан, в котором США оставили достаточную «закладку», чтобы в случае чего запалить регион так, чтобы он полыхал синим пламенем. Война – это легитимный инструмент Запада, он ее всегда так и рассматривал. А война, в которой одни туземцы убивают других туземцев (поверьте, их ход мыслей именно таков), - это желательная война.
Атом раздора
Кроме того, мы видим, как означенные фабрики-кухни активно клепают жуткие истории про негативные последствия для стран региона сотрудничества с Россией в энергетической сфере, являющейся для центральноазиатских республик ключевой. Сколько шизофренического бреда мы читали о газовом союзе, столько же (только, пожалуй, более ядреного) читаем о потенциальном строительство АЭС в Казахстане Росатомом. Российский атом, понятное дело, не такой, он только навредит. То ли дело атом американской компании-банкрота Вестингауз – он еще и крестиком вышивать умеет.
В РК дошли до поистине странных и пугающих фантазий – а не построить ли АЭС из блоков: кусок Франция построит, кусок – США… Ну чисто Гоголь! Может, сразу ядерную катастрофу объявить, чтобы время сэкономить? К слову, Турция почему-то русского атома не боится, более того, несмотря на то, что хоть и боком, но является членом западного блока, выбрала именно Россию для строительства АЭС «Аккую». Почему? Да потому что это выгодно и надежно. А еще потому, что сотрудничество с Росатомом гарантированно означает помощь в создании местной научной и прикладной школы в сфере мирного атома. Недаром Россия в Турции строит даже школу. Однако ряд казахстанских деятелей на голубом глазу говорит (разумеется, за зеленые деньги) о небывалом вреде сотрудничества с российской компанией.
Говоря об альтернативах, надо понимать одну вещь. Никогда дискурс, то есть поток слов, размышлений, фантазий, часто просто вербальный мусор, то есть единственное, что может предложить Запад, не переборет реальность. То есть перебороть-то может (мы видим это на Украине), но построить ничего не в состоянии, а только разрушать. А реальность – это 7 тысяч километров общей границы. Реальность – это техническая близость инфраструктур и технологий (все родом из СССР). Реальность – это язык, объединяющий все страны региона, как бы это кому-то не нравилось. И да, реальность может не нравиться, это правда. К ней может быть много вопросов. Но она неизбывна. Она просто существует, и с ней надо работать. Желательно, сообща.
Источник информации: https://asia24.media
Гороскоп с 25 ноября по 1 декабря 2024 года. Какие события наиболее вероятны в ближайшие дни? К чему вам стоит подготовиться? Чего избегать, к чему стремиться? Ответы на эти вопросы вы найдете в еженедельном
Подробнее »
На 25.11.2024 | |
USD | 86,5000 |
EUR | 90,3449 |
CNY | 11,9347 |
KZT | 0,1737 |
RUB | 0,8477 |