В последние десятилетия все чаще и чаще говорят о росте населения и обеспечении его продовольствием. Речь идет о том, что постепенное нарастание продовольственного дефицита может привести к глобальным потрясениям, вызвать торговые войны и конфликты. Ведь так оно и идет.
Еще в ноябре 1974 года Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) ООН впервые поставила вопрос о проблеме продовольственной безопасности, в которой особое место уделено обеспечению населения земного шара хлебом.
На протяжении многих лет валовой сбор зерновых мира все время составляет примерно 2 млрд тонн. А между тем население мира увеличивается быстрыми темпами: если в 1820 году этот показатель составлял около 1 млрд человек, в 1920- около 2 млрд человек, то в 2020 году уже превысил 7,7 млрд человек. При этом, по мнению ученых, в 2120 году, т.е. примерно через сто лет, на нашей планете будет свыше 12 млрд человек.
Причем почти весь прирост населения приходится на развивающиеся страны. Такой несбалансированный рост населения приводит к утрате равновесия в структуре производства и потребления продовольствия.
Это ощущается и у нас в стране, которая еще полвека тому назад не только полностью обеспечивала себя продовольствием, но являлась крупным экспортером аграрной продукции.
В нынешних условиях, когда производство и снабжение продовольствием невозможно обеспечить за короткое время, непрерывное увеличение спроса на продовольственные товары и их потребление неизбежно ведет к повышению на них цен.
И хотя на Всемирном продовольственном саммите, состоявшемся в 1996 году, и на саммите тысячелетия ООН, состоявшемся в 2000 году, была выдвинута цель сокращения количества бедных в глобальном масштабе на половину до 2015 года, однако с начала текущего столетия количество голодающих людей неизменно возрастает. В 2000 году в мире 800 млн человек страдали от голода, а в 2007 году этот показатель увеличился до 923 млн, в 2009 году превысил один миллиард.
В 2020 году здоровое питание не могли позволить себе почти 3,1 млрд человек, что на 112 млн человек больше, чем в 2019 году – это стало следствием инфляции потребительских цен на продовольствие, вызванной экономическими последствиями пандемии COVID-19 и принятыми мерами по ее сдерживанию.
Мировая продовольственная безопасность обостряется не только ростом населения, нехваткой пахотных угодий, дефицитом водных ресурсов, но и глобальными климатическими изменениями, наступлением нынешнего энергетического и финансового кризиса, ведением протекционистской политики со стороны мировых держав в аграрной сфере, что в конечном итоге усиливает конкуренцию, нарушает естественный ход и ритм обеспечения населения продовольствием. Стремление сильных внешних игроков монополизировать внутренние рынки в данном сегменте не позволяет местному малому и среднему бизнесу развиваться в аграрной и перерабатывающей сферах. Этим и объясняется доминирование импортной продукции практически во всех развивающихся странах.
Однако, было бы наивно полагать, что проблема продовольственной безопасности в мире связана только с сельскохозяйственным производством, ужесточением конкуренции, ростом населения и увеличением спроса на продовольственные товары.
К сожалению, есть серьезные обстоятельства, которые являются закономерными последствиями научно-технической революции и они связаны с глобальной экологией, состоянием окружающей среды. Для Кыргызстана этот вопрос не праздный, а судьбоносный, потому что наша страна реально начала сталкиваться с негативными последствиями этой тенденции: тают вечные ледники, меняется климат, сокращаются объемы чистой воды.
Открытые данные о состоянии наших земельных, почвенных и водных ресурсов и факты, свидетельствующие о меняющихся и опасных тенденциях в природопользовании в Кыргызстане требуют принятия срочных мер в данном направлении. По мнению ученых, ситуация стала существенно хуже, чем несколько десятилетий тому назад, многие из наших продуктивных земельных и водных экосистем находятся под угрозой.
Наземные и водные экосистемы нашей страны испытывают сильнейшую нагрузку, и многие из них находятся в критическом состоянии. В сложившейся ситуации становится ясно, что в дальнейшем наша продовольственная безопасность будет зависеть от того, сумеем ли мы сохранить земельные, почвенные и водные ресурсы. В такой сложной ситуации оказались многие страны, в первую очередь развивающиеся.
Эта проблема стала глобальной и в одиночку эту задачу не решить. Именно поэтому, президент С.Жапаров, 2 ноября 2021 года, в Глазго (Шотландия), выступая на Саммите мировых лидеров об изменении климата, призвал создать под эгидой ООН специальный фонд для реализации целевых программ по адаптации к изменению климата с упором на сохранение ледников, лесов и биоразнообразия, повышения подготовленности к природным бедствиям, социально-экономическую поддержку горных сообществ, особенно женщин и детей.
Как известно, более 60% населения Кыргызстана проживает в сельской местности. Причем «каждый четвертый житель Кыргызстана живет за чертой бедности. К концу 2022 года из-за растущей инфляции доля таких людей может увеличиться до 35 или даже 38 %», - предупреждает специальный докладчик ООН по вопросам крайней нищеты Оливье де Шуттер. По его словам, это отбросит страну на десятилетие назад.
Наша страна не сможет преодолеть бедность, где люди в основном занимаются сельским хозяйством, без создания современной, эффективной ирригационной системы, отвечающей самым высоким экологическим требованиям. Еще в 2017 году правительство разработало государственную программу развития ирригации, а после инициировало поправки в Водный кодекс КР. Но по истечении пятилетки проблемы с обеспечением регионов водой и населения не решены. Как и все другие государственные программы эта задача успешно провалена, отчасти из-за недостаточного финансирования. И может быть впервые за предыдущие тридцать лет, наше правительство начало уделять должное внимание проблемам ирригации, выделив на эти цели только из бюджета астрономическую сумму — более 1 млрд сомов.
Однако, несмотря на это, по вине отдельных отраслевых ведомств, продолжается медленное освоение выделенных бюджетных средств, уже утвержденных зарубежных грантов и льготных кредитов.
А между тем, как отмечалось выше, будет быстро расти спрос на продукцию агропродовольственного сектора в мире. По оценкам ФАО, к 2050 году сельскому хозяйству нужно будет производить почти на 50% больше продовольствия, волокон и биотоплива, чем сейчас.
Кыргызстан особая страна на постсоветском пространстве, где имеется ряд перспективных направлений в аграрном секторе, перерабатывающей промышленности и в экологической сфере. К сожалению, отечественный бизнес в этих секторах, по разным причинам, не занимает лидирующие позиции и зря, потому что во все времена в народе говорили: «хлеб — всему голова».
Авазбек Атаханов
: 0