Своим мнением о том, что происходило в начале января в соседнем Казахстане, с корреспондентом «Кундеми» делится эксперт по вопросам нацбезопасности, ветеран спецслужб, полковник Таалайбек Джумадылов.
Правильно ли мы поступили и что делать?
– Перед тем, как решался вопрос о вводе в РК кыргызстанских сил, в обществе шли жаркие споры о том, стоит ли нашим войскам участвовать. И я не завидую нашему президенту. С одной стороны общественность давит, что казахи – братья, и он останется в истории как кровавый президент, направивший войска убивать братьев, а с другой стороны - обязательства перед партнерами…
– А вы заметили, кто раскачивал? Несмотря на то, что ОДКБ действовала очень грамотно, юридически безупречно, оперативно и эффективно, в информационном сопровождении имели место очень существенные упущения и недоработки.
Резко активизировалась, как мы видели, «оппозиция Казахстана в изгнании» в лице беглого Аблязова по кличке Шахматист (Мухтар Аблязов – бывший казахстанский чиновник, лидер оппозиционного движения «Демократический выбор Казахстана», – прим. ред.) через свою штаб-квартиру в Киеве.
Также активно распространялись инструкции по действиям в условиях «мирного» протеста от находящейся под крышей польских спецслужб NEXTA (децентрализованное белорусское средство массовой информации, которое вещает через Telegram-канал, YouTube-канал и другие соцсети и мессенджеры, – прим. ред.).
Например, как переворачивать полицейскую машину, что такое «сцепка», как правильно кидать обратно светошумовую гранату без ущерба для себя, как захватывать административные здания…
Абсолютно правильно сделали братья-казахи – отключили интернет, чтобы информационного воздействия было как можно меньше. Но тогда действовать начали через нас. Помните тот опереточный митинг у «Белого дома» в Бишкеке с участием 40-50 человек? А на каналах CNN, BBC, Euronews и прочих создали информационную картинку, будто «весь кыргызский народ выступает против использования сил ОДКБ».
Тут же масло в огонь подлили и наши депутаты, не собравшиеся на заседание в первый день. Я повторюсь еще раз: мы - члены ОДКБ и должны действовать строго в соответствии с Уставом организации, который еще и ратифицирован нашим парламентом.
– Или, как вариант, ранее нужно было приостановить членство…
– Верно, как в свое время сделал Узбекистан. Договор ОДКБ называют «ташкентским»… По иронии судьбы, страна, где он заключался, приостановила свое членство в организации. Но мы-то из этого договора не выходили и о приостановке своего членства не заявляли.
И с точки зрения международного права, заявлений нашего главы государства, а также кыргызского внешнеполитического ведомства, «мы привержены к выполнению союзнических обязательств, так как являемся стратегическими партнерами и союзниками». Нам нужно было «глубоко» задуматься, и, исходя прежде всего из наших национальных интересов, принять стратегически выверенное решение. Закономерен вопрос: какие были способы, прежде чем сразу, сплеча, давать согласие?
Во–первых, Садыр Нургожоевич при принятии решения об участии миротворческих сил ОДКБ был обязан сослаться на то, что в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики использование любого воинского контингента Вооруженных сил КР за ее пределами возможно только с согласия Жогорку Кенеша.
– Это было выполнено.
– Не совсем так. Данная процедура была выполнена уже после того, как Никол Пашинян (председатель Совета коллективной безопасности ОДКБ – премьер-министр Армении, – прим. ред.) объявил, что Советом глав государств ОДКБ принято решение об отправке миротворческих сил.
Я абсолютно уверен в том, что миротворческая операция будет успешной. Но я и за то, чтобы в перспективе (короткой или долгосрочной) все эти либеральные лозунги - «русские оккупанты» или «предали национальные интересы» – не оправдались и чтобы потом не говорили: «Кыргызы вместо того, чтобы протянуть руку помощи…»
– Кыргызстан протянул руку помощи…
– И спецназом в том числе. Я говорю о дальнейшей возможной интерпретации, что «мы притащили свой спецназ и заняли сторону русских оккупантов». Я категорически против этого!
– Какие дальнейшие перспективы у Касыма-Жомарта Токаева?
– У него только один путь – резко повысить благосостояние казахского народа. Каким путем? Все просто.
Подавляющее большинство крупных сырьевых ресурсов в Казахстане контролируют транснациональные корпорации (британские, голландские и т.д.). Индус английского происхождения владеет Карагандинским металлургическим комбинатом. Среди казахских олигархов есть и наши земляки – Машкевич и другие… Я думаю, пришло время все-таки им поделиться с народом Казахстана.
Во-первых, вернуть народу когда-то купленные за копейки ресурсы, чтобы население получало соответствующую и справедливую долю от этих национальных богатств. Иного пути у него нет.
Если же он поступит по – другому, то в случае такой фатальной ошибки он навсегда останется в истории с клеймом «предателя». Токаев – дипломат и эти вещи прекрасно осознает.
– А может ли наш президент рассчитывать на помощь со стороны ОДКБ, если, не дай бог, в Кыргызстане возникнет подобная ситуация? Масса сообщений о том, что ОДКБ неоднократно отказывала в помощи Кыргызстану.
– Дабы навсегда выбить почву из-под ног «доброжелателей» ОДКБ, подчеркну, что эта организация не помогала, потому что никто в установленном порядке не обращался. Нужно же читать документы – первоисточники.
В договоре прописано, что обращаться необходимо не устно, а письменно. И все решения Совета ОДКБ, согласования о применении того или иного воинского контингента либо проведении миротворческой операции принимаются тоже письменно.
Причем решение принимается на консенсусной основе. Это очень важно! То есть согласными должны быть все члены ОДКБ, и если кто-то не согласен, он должен написать о своем особом мнении.
– В 2010 году во время межэтнических событий на юге Кыргызстана Роза Отунбаева упоминала в своей речи ОДКБ.
– Она упоминала ОДКБ в устном выступлении, а такие вещи в международном праве неприемлемы, потому что «заклятые партнеры» могут обвинить в оккупации.
Что же касается печальных событий в конце апреля и в начале мая прошлого года, когда случился вооруженный конфликт в Баткене, Садыр Нургожоевич не счел нужным обратиться в ОДКБ. Его на тот момент пресс-секретарь Галина Байтерек, и в СМИ это есть, сообщила: «Спасибо большое за предложение, но мы сами разберемся».
Теперь возникает очень важный вопрос: что делать Кыргызстану в сложившейся ситуации? Прежде всего нам нужно совершенствовать свою систему обеспечения национальной безопасности.
Цель системы обеспечения национальной безопасности – во-первых, своевременно, на ранних стадиях, выявлять угрозы и определять вызовы; во-вторых, принятие превентивных мер реагирования, чтобы не было ущерба. А если все-таки невозможно избежать издержек, то негативные последствия должны быть минимальными
.
Ситуация в Казахстане показала, мягко говоря, полную несостоятельность органов нацбезопасности РК, несмотря на хорошее материальное, кадровое обеспечение, прекрасную заработную плату, хороший соцпакет и то, что сотрудники проходили обучение в подобных центрах в России, Турции, США.
К моему огромному огорчению, КНБ Казахстана не то что своевременно эти угрозы выявил, «контора» оказалась во главе этого процесса, о чем свидетельствуют аресты и предъявление обвинения в государственной измене главе спецслужб господину Масимову.
И, исходя из вышеизложенного, нам необходимо было еще вчера (я подчеркиваю – вчера!) провести в закрытом режиме экстренное заседание Совета безопасности.
– Действительно, что-то заместитель председателя Совбеза КР Таалатбек Масадыков затаился… А где он?
– Сейчас в Кыргызстане, но, по инсайдерским сведениям, в самый разгар событий в Казахстане Масадыков находился на рождественских каникулах в Баку. Кстати, рекомендую данный вопрос задать ему лично. Ведь он же адекватный и открытый человек, матерый дипломат с богатым опытом в разрешении именно подобного рода проблем в Афганистане.
Так вот, на экстренном заседании Совбеза в закрытом режиме нужно было определить, какие угрозы исходят и какие превентивные меры нам необходимо принять.
Мы – республика, где трижды удавалось насильственным путем сменить власть и захватить ее цитадель - «Белый дом». Кроме того, мы - государство, где мечетей больше, чем школ, у нас во время прямых теледебатов один из кандидатов в президенты открыто заявляет о том, что в Кыргызстане нужно строить шариатское государство, отказавшись от светской этики.
Ранее я давал вам интервью, в котором мы обсуждали «тайную вечерю» руководителя Госкомиссии по делам религий Акина Токталиева – орденоносца и личного адвоката нашего действующего президента, заместителя муфтия, почетного профессора Мадридского университета Кадыра Маликова, и сына «вечного бульдозера революции» Азимбека Бекназарова, которые рассуждали о том, что время пришло и они должны предпринять необходимые меры для построения исламского государства.
Печально то, что наша спецслужба с тех пор ничего так и не сделала. Также нет информации о деле со злоупотреблениями муфтия при использовании денег, собранных на хадж. Чем, кстати, дело закончилось?
– От ГКНБ КР по этому делу официальной информации не поступало. У ведомства есть замечательная отговорка: «информация не разглашается в целях следствия». Правда, наша спецслужба в недавнем своем официальном пресс-релизе рекомендовала родственникам задержанных и пострадавших в Казахстане молиться…
– Тогда к табличке с названием ведомства «Госкомитет национальной безопасности КР» следует дописать «…и Духовное управление мусульман Кыргызстана».
К моему глубочайшему сожалению, вынужден констатировать, что вместо оперативного проникновения в спящие ячейки религиозно–экстремистских организаций, наоборот, последние проникают во все ветви государственной власти, включая и наш «Белый дом».
Кстати, появился шикарный повод «навести порядок в собственной юрте», так сказать, произвести «зачистку» и вымести поганой метлой, как бы это жестко ни звучало, всех враждебных нам элементов. В том числе и так называемых иностранных агентов, которые за деньги вмешиваются в политическую жизнь страны, подрывая ее государственность.
И я бы посоветовал высшему руководству нашей страны, которому еще ранее рекомендовал купить глобус, докупить учебник по геополитике, лупу, компас и басни Крылова. Тем более, что Садыр Нургожоевич сейчас в отпуске (на момент интервью - ред).
Используя данный инструментарий, нужно для начала прочитать учебник, затем посмотреть на глобус и через лупу определить роль и место Кыргызстана в этом глобальном мире.
А на лупе должны быть написаны два национальных интереса любого государства – это благосостояние собственного народа и безопасность. Это два высших приоритета, которые глава государства обязан обеспечить неукоснительно, – и это его прямая обязанность!
Ну а в баснях Крылова написано, как правильно себя вести или, наоборот, как не поступать. Да и вообще считаю, что такой обязательный «джентльменский набор» следует протокольно прописать и закрепить: «Как только человек занимает политическую должность министра, главы ГКНБ, секретаря Совбеза, зама председателя Совбеза, каждому положен такой набор, по должности!».