В минувшие выходные на полях саммита G20 в Риме главы МИД Турции и России обсудили запуск регионального механизма «три плюс три» для урегулирования ситуации на Южном Кавказе. Подобные договоренности – пример сотрудничества и добрососедства Анкары и Москвы, несмотря на богатую историю конфликтов между ними. Причем нередко разногласия в отношениях двух государств подогреваются сторонами, заинтересованными в их вражде и соперничестве.
В связи с этим сотрудничество Турции и России на евразийском пространстве могло бы стать основой стратегической стабильности региона. 12 ноября в Стамбуле состоится саммит глав Тюркского совета, где планируют принять в свой состав Туркменистан, а Украина рассчитывает получить статус наблюдателя.
Между тем Россия – страна, которая имеет самую большую территорию расселения тюркских народов, до сих пор не получала приглашения к участию в мероприятиях данной организации. Как ни странно, славянский и тюркский народы имеют много общего. Об этом даже свидетельствует идиоматическое выражение "Поскреби русского – найдешь татарина".
Территорию бывшей Золотой Орды, затем Российской империи и Советского Союза, а теперь стран СНГ населяли преимущественно тюрки и славяне. Смена эпох и форм правления сопровождалась историческими и этнокультурными интеграционными процессами. Результатом стало формирование русского этноса с элементами славяно-тюркской культуры, то есть смешения славянских, тюркских, финно-угорских и других народов. Как отмечают исследователи, в современной России представители тюрок и славян, которые живут друг с другом по соседству на протяжении многих веков, сохранили сходство не только этнокультурное, но и генетическое, во внешнем облике, менталитете и ведении быта. На сегодняшний день в России проживают 12 млн. 750 тыс. тюрков, а с учетом мигрантов – примерно 15-16 млн.
Таким образом, сегодня жители стран евразийского пространства – это близкие по культурным, духовным и религиозным ценностям народы. "Евразию можно представить как продукт непрерывного диалога между славянским и тюркским мирами, а значит, между православием и исламом", – считает азербайджанский политолог, лидер движения "Единения Славяно-Тюркского Мира" Адгезал Мамедов. По мнению эксперта, "религия должна служить залогом истинности идеологии евразийского сближения. Соответственно, Россия должна сблизиться с мусульманскими странами и в международном плане. Будущая идеология евразийского образования не может ограничиваться православием, она должна соединить православие и ислам".
Объединение славянских народов с тюркскими, которые в последнее время активно патронирует Турция, было бы выгодно и самой Анкаре. Во-первых, это может послужить импульсом для углубления экономического взаимодействия на евразийском пространстве. Пока что Евросоюз не торопится принимать Турцию в свои ряды, а развитие отношений в составе ЕАЭС значительно бы расширило торговые и инвестиционные возможности Анкары.
Во-вторых, консолидация тюркского и славянского миров способствовала бы нивелированию противоречий между Турцией и Россией, укреплению дружбы между народами, а также обеспечению целостности стран Евразии. Анкара и Москва могли бы выступить гарантами безопасности и стабильности этого стратегически важного региона. Как отмечает казахстанский эксперт Научно-исследовательского центра "Ел тарихы" Альбина Жанбосинова, "изучение истории взаимодействия славянских и тюркских народов дает нам возможность найти способы противостояния угрозам, нависшим сегодня над центральноазиатским регионом".
Идея создания тюрко-славянской интеграции высказывается достаточно давно, однако не получила практического воплощения. Возможно, это не в интересах противников сближения Турции и России, ведь подобное этнокультурное объединение может стать мощным конкурентом Западу.
Руслан Касымов
: 0