Экс- заместитель председателя таможенной службы Райымбек Матраимов, выйдя с допроса в ГКНБ, заявил, что подает судебные иски к журналистам радио Азаттык и экс-депутатку Ширин Айтматовой. Мол, его достала уже вся та клевета, которую эти персонажи на него льют. Айматова, хорохорясь, тут же ответила, что «это хорошая возможность получить у него объяснения по поводу его богатств». Сразу и не скажешь, что за этим – обычная правовая безграмотность или лукавство. Неужто Айтматова не знает, что бремя доказательства в гражданских судах лежит на ответчике? То есть, что-то доказывать придется не Матраимову, а именно ей…
На самом деле этот суд – хорошая возможность для всех нас, для широкой общественности, узнать, кто в этой истории прав, а кто лжив. И – да! Для журналистов Азаттык и Ширин Айтматовой это очень хорошая возможность в суде подтвердить свои расследования и предоставить документы, факты. И более того – а суде они обязаны будут это сделать.
Потому что ситуация с азаттыковскими обвинениями в адрес Матраимова пока что неоднозначная. Все обличительные материалы пока что существуют – если они и правда существуют! – только в загашниках Азаттыка. Более того. Те «журналисты» Азаттыка, которые выставлены авторами обличений, уже покинули Кыргызстан – заранее. Они вовсе не собирались давать каких-либо пояснений даже спецслужбам. И, соответственно, никаких документов правоохранительным органам не представлено. И азаттыковские «герои» оказались недоступны. Как это понимать? Если люди правы и имеются доказательства, то зачем им бегать от своей правоты?
Если на суде информация Азаттык подтвердится, то честь и хвала. А вот если на суде радио Азаттык и Айтматова не смогут юридически доказать, обосновать свои медийные обвинения, то будет очень неприятная картина. Играть на медийном поле, показывать нужные кадры, красиво говорить, аргументировать материалами - все это легко, там есть режиссер, прочие помощники. А вот делать это в суде - это другое дело. В суде будет немного сложнее. Поэтому журналисты Азаттык и движение Умут должны серьезно подготовиться к судебным тяжбам.
С другой стороны, я как обыватель, как гражданин, ожидал что расследования радио не будут ограничиваться одной фамилией. Я, и думаю многие граждане, возлагали надежды, что мы в дальнейшем узнаем о коррупционных делах касательно энергетики, золоторудных и других месторождений, о рейдерских захватах. Я ожидал услышать не одну, а 200 или 300 фамилий. Ну хорошо, Бог с вами, хотя бы 50 фамилий. Ведь, согласитесь, мои друзья, в Кыргызстане немало коррупционеров, олигархов и преступников, сделавших нечестные многомиллионные капиталы с 1991 года. Чего стоит отдельное расследование по бизнесу и имуществу наших чиновников за границей. Раз якобы у Матраимовых в Дубае есть дома и квартиры, значит и другие чиновники Кыргызстана имеют такое же недвижимое имущество и бизнес где-то в Турции, России, Лондоне, в США, и в тех же Эмиратах.
На недавнем митинге граждане (НПОшники и студенты Американского университета – ред.) потребовали борьбы с коррупционерами. Однако, в руках митингующие держали портреты одного только Матраимова. Почему? Граждане требуют сажать коррупционеров, но на митинге звучит фамилия только одного человека. Так вот если бы радио Азаттык провело бы более масштабные расследования и озвучили бы хотя бы 50 фамилий госчиновников, преступников и олигархов, на митинге мы бы увидели 50 различных портретов. Я думаю, и сейчас не поздно. Тогда никто бы не обвинял радио Азаттык в односторонней деятельности.
Раз радио Азаттык на американские доллары горит желанием раскрыть нам глаза на коррупцию, - пусть Азаттык проведет масштабные расследования и разоблачения в отношении других лиц. Это будет большим вкладом радио Азаттык в развитие Кыргызстана. Это не сарказм, а искренние слова. Сейчас общество ждет от радио Азаттык именно таких масштабных разоблачений. Это будет справедливо.
Дайте еще 50 фамилий и 50 расследований.
Медербек Корганбаев
От РЕДАКЦИИ
Если помните, мы сразу выказали сомнения в полной достоверности материалов Азаттыка. Как мы понимаем, они делятся на три части – условно. Первая часть – о выводе безналичных средств в иностранные банки и в офшоры. Что это за деньги толком не ясно. Нигде не сказано, что бюджетные. Видимо, все же это частные средства, владельцы которых предпочитают не держать их в Кыргызстане. Есть ли тут нарушения закона, тоже не ясно до конца. На первый взгляд нет – хозяин вправе распоряжаться своими деньгами по своему усмотрению. Но, скорее всего, какие-то законодательные ограничения есть – так что истина где-то посередине…
Вторая часть – о вывозе крупных сумм наличкой. Этим занимаются курьеры. И опять же у Азаттыка нет полной ясности: что за деньги? Даже если они криминального происхождения, - это надо доказать.
Ну, и третья часть касается Матраимова. И вот тут Азаттык вступает в область своих догадок, предположений, обвинений. Доказательств какой-либо связи Матраимова с выводом безналичных средств нет. И связи с курьерами, везущими нал, тоже нет. Связь эту Азаттык ДОДУМАЛ. Но документов у него нет – и быть не может. И именно потому азаттыковцы ведут себя сейчас как зайцы. Даже хуже. Можно сказать, навалили кучу дер…ма – и смылись…
Остается вопрос – и наш автор правильно его задает: почему Азаттык столь маниакально вцепился в одного Матраимова? Настолько, что даже дрон пытался ему во двор запускать – это нарушение границ частной жизни, между прочим, за это папарацци все всем мире бьют… Может, там что-то личное?
Или, напротив, это хорошо продуманная стратегия? Отвлекающий маневр? Пока социум на все лады возмущается Матраимовым, он забывает о других проблемах, которых сегодня больше, чем когда-либо. Да и очень удачно можно перевести стрелки с тех, кто на самом деле виноват в этих проблемах, на Матраимова. Пока в него тычут пальцем, не тычут в Сооронбая Жээнбекова.
Это испытанный и очень действенный прием внутренней политики: в стране должен быть человек, которого ненавидят больше, чем руководителей, – этакий назначенный виновник всех бед. Пока срабатывает...
: 0