Вчера стало известно, что Государственная регистрационная служба отозвала иск о признании недействительным паспорта Кубанычбека Кулматова. До начала судебного заседания в Первомайском районном суде Бишкека, где должны были рассмотреть исковое заявление ГРС, судья Алмаз Калыбаев объявил, что от директора Департамента регистрации населения поступило письмо с просьбой о том, чтобы суд оставил их иск без рассмотрения и вернул материалы в ведомство. Суд просьбу удовлетворил. Сторона защиты предполагает, что ведомство отозвало иск, поскольку по нему нет доказательных документов.
О том, что выдвинутое против Кулматова обвинение в незаконном получении паспорта гражданина КР рано или поздно рассыплется, можно было судить еще на этапе его выдвижения. После ареста экс-мэра сложилось устойчивое ощущение, что следствие усиленно ищет, что бы еще на Кулматова повесить, чтобы наверняка оправдать его пребывание в СИЗО, и за неимением лучшего сгодилась старая история с гражданством.
Впрочем, все точки над i в ней удалось расставить довольно быстро. ФМС России прислала официальный ответ о том, что российского гражданства у Кулматова нет. К тому же следственным органам напомнили, что в соответствии с Законом КР, по этому делу в любом случае уже истек срок давности.
Но ГРС не успокоилась и «в связи с обращением следственного управления ГКНБ» все равно выступила с иском о признании недействительными двух последних паспортов Кулматова. На что там в ГРС надеялись, честно говоря, непонятно. Видимо, на чудо, учитывая заведомо известное отсутствие состава преступления. Чуда, как водится, не случилось, вот и пришлось скромненько забирать собственный иск, вокруг которого потихоньку уже начинал тлеть следственный скандал с необоснованным требованием, ни много ни мало, лишить Кулматова гражданства КР.
Дух скандала вообще витает вокруг дела экс-мэра столицы с завидной регулярностью. 13 ноября в ответ на вопрос депутата Бакытбека Жетигенова, почему с Кубанычбеком Кулматовым до сих пор не проведено ни одного следственного мероприятия, замначальника ГСУ ГКНБ Сагынбек Самидин уулу заявил, что подследственный сам отказывается от дачи показаний: «Он пользуется своим правом. У него статус обвиняемого, он может отказаться от дачи показаний. Он не дает показаний, почему мы должны его допрашивать?». Жетигенов уточнил, что речь о том, что следственный комитет ни разу за четыре месяца с момента задержания Кулматова, не вызвал его на допрос. «Если он согласится дать показания, то мы пригласим. Официально отказ был, есть протокол. Адвокат иногда не правильно доносит информацию», - объяснился замначальника ГСУ.
Адвокат Кулматова Сергей Слесарев прокомментировал СМИ этот ответ ГКНБ уже на следующий день: «Следствие почему-то начинает дискутировать на тему, что он [Кулматов] не дает показания. Я уже отвечал: он дал показания, будучи еще свидетелем. Он не обязан оправдываться, он все уже дал». Так почему же Сагынбек Самидин уулу или кто либо другой из представителей следственных органов ГКНБ не сообщили правду: что показания Кулматова просто уже есть в деле. А вместо этого предпочли публично выставить экс-мэра этаким «запирающимся» обвиняемым, который радикально пошел в отказ давать показания?
Справедливости ради, это не первый случай, когда заявления ГКНБ по делу Кулматова расходятся с тем, о чем говорят адвокат или близкие экс-мэра. Ранее, в конце сентября случился еще один неприятный инцидент. Супруга задержанного Жамиля Кулматова рассказала, что управление Госкомитета нацбезопасности семь раз отказало ей в свидании с мужем. В ГКНБ ответили, что Кулматова не предоставляла необходимые документы, подтверждающие ее родственную связь с задержанным, и потому получала отказы. Жамиля Кулматова назвала это заявление ложью, возразив, что причины отказа ей не объяснили ни разу, и распространила в СМИ копии своего свидетельства о браке и семи своих заявлений с 11 июня по 12 сентября 2018 года с просьбой о свидании с супругом, не получивших ответа. Кто в этой истории говорит правду, а кто – нет, так и осталось по умолчанию на совести сторон...
Но не слишком ли много уже к текущему моменту набралось следственных «косяков» и недомолвок вокруг, казалось бы, всего-то дела одного госчиновника. Неоправданный иск от ГРС, противоречивые заявления – чем дальше, тем больше кажется, что о компетентном и беспристрастном следствии тут речи не идет.
Карина Тен
: 0