Недавно депутаты ЖК в очередной раз подняли вопрос экстрадиции Бакиевых, зачем – непонятно. Потому что за такими требованиями в очередной раз стоит обычный популизм. Удобно издалека грозить в сторону тех, кого и так народ не любит. Но как бы ни хотелось на словах привлечь бакиевский клан к ответственности на родине, из области пустых мечтаний это желание никуда не материализуется.
Зато в связи с теми же Бакиевыми у нас в стране до сих пор висит вполне реальное дело, где и фигуранты не сбежали пока за границу, и привлечь к ответственности при желании можно каждого, кто в нем замешан, потому что доказательств и показаний собранно аж на 15 томов, и чувство справедливости тоже требует. Это так называемое «Дело мародеров», вот уже восьмой год буксующее в раскисшей колее отечественного правосудия.
За восемь лет о разграблении банковских ячеек, бакиевских домов и офисов в 2010-ом успели подзабыть, да оно и не мудрено, новых проблем всегда хватает. Но дело о тех мародерствах - если вдруг кто-то уже перестал следить - до сих пор не закрыто, периодически всплывает, иногда меняя курс чуть ли не в прямо противоположную сторону и обратно, и конца и края этому не видно. Итак, краткая история донельзя запутанного следствия для освежения памяти:
Первые два года никаких особых подвижек по делу практически и не было, а первый скандал разразился в 2012-ом. Тогда парламентская фракция «Республика» на внеочередном заседании ЖК представила видео-интервью участников апрельских грабежей имущества семьи Бакиевых. Среди основных респондентов фигурировал некий Абдулла Юсупов, который в интервью давал показания против депутата «Ата Мекена» Райкана Тологонова и его сына Мусы. Позже Юсупов дал показания и против других членов партии – тогдашнего лидера «Ата Мекена» Омурбека Текебаева и его соратника Туратбека Мадылбекова. После скандала с этим видео в парламенте была создана депутатская комиссия по расследованию фактов мародерства, состоящая из представителей всех пяти фракций.
Генпрокуратура не нашла убедительных на ее взгляд доказательств, чтобы привлечь атамекеновцев к уголовной ответственности. До суда дошло только дело Абдуллы Юсупова. И было это в бытность генпрокурором Аиды Саляновой, которая позже стала депутатом «Ата Мекена» (совпадение или нет? – остается только догадываться). Депутатская комиссия же высказала иное мнение. Пока начальник Главного следственного управления МВД КР Кубатбек Норузбаев рапортовал, что фактов участия в мародерстве депутатов «Ата Мекена» - Омурбека Текебаева, Райкана Тологонова, Болота Шера и Туратбека Мадылбекова – нет, депутатская комиссия заявила СМИ, что показания Абдуллы Юсупова подтверждаются. Парламентарии настоятельно просили ГП КР проверить законность и обоснованность прекращения уголовного преследования вышеперечисленных депутатов.
Имеющиеся в деле схемы телефонных разговоров и показания свидетелей доказывали, что Райкан Тологонов и Туратбек Мадылбеков были на 10 разграбленных объектах во время апрельских событий. Против Текебаева и Шера депутатская комиссия, по своим словам, ничего не нашла. В итоге же получилось, что по результатам той первой проверки оказался за решеткой сын одного из депутатов – Муса Тологонов. Суд приговорил его к 12 годам лишения свободы.
В 2013 году ныне бывший глава МВД Зарылбек Рысалиев оказался втянут в новый скандал с новым изобличительным видео по мародерам. В сеть выложили съемку, где видно, как человек, похожий на экс-начальника СИЗО №1 Марса Джусупбекова, разговаривает с заключенным Абдуллой Юсуповым через решетку камеры. Юсупов якобы собирался поменять свои показания против Текебаева и оболгать главу ГСИН Рысалиева. Взамен Юсупов потребовал, чтобы лидер «Ата Мекена» помог ему выйти на свободу. Его собеседник, предположительно Джусупбеков, на видео отвечает, что обо всем договорился. Не использовать такой козырь атамекеновцы конечно не могли.
Текебаев тут же заявил о необъективности следствия, партия потребовала увольнения Рысалиева, и хотя вскоре он сам ушел в отставку, уход Рысалиева молва прочно связала с «Делом мародеров» и тем скандальным видео.
Чуть позже Абдуллу Юсупова и еще троих фигурантов дела без громких политических имен (поговаривали, что просто «шестерок», прикрывших собой реальных устроителей грабежей и поджогов) - Абдували Акжолова, Азамата Шергазиева и Дастана Оморова - признали виновными по всем предъявленным статьям и приговорили к лишению свободы сроками от 13 до 17 лет.
В 2015 году случился новый скандал. Из кабинета судьи Азамата Джумагулова, который рассматривал дело о мародерстве, пропали 6 из 8 имеющихся на тот момент томов уголовного дела. А в самом кабинете, чтобы скрыть факт кражи, был устроен поджог. По официальной версии следственных органов заказчиками похищения документов и поджога выступили Юсупов и Акжолов. Два года спустя Генеральная прокуратура передала материалы «Дела мародеров» ГКНБ. Причина не сообщалась, но прецедент вызывал закономерное предположение, что некие громкие политические имена в деле все же замешаны, оттого им теперь и будет заниматься Госкомитет национальной безопасности. 28 марта 2017-го, когда материалами дела занялся уже ГКНБ, был задержан экс-депутат «Ата Мекена» Райкан Тологонов. В СИЗО ГКНБ его водворили до окончания следствия. С тех пор расследование официально продолжается, но более свежей информации по нему нет.
Не нужно быть опытным оперативником, чтобы понимать, что 8 лет даже для самого сложного и запутанного дела – это очень много. И не нужно быть популистом от политики, чтобы согласиться с тем, что довести «Дело мародеров» до конца действительно важно (в 2010-ом это был самый популярный лозунг каждого второго публично выступающего).
Важно не только из принципа и справедливого чувства брезгливости к тем, кто цинично и хладнокровно планировал грабежи, пока на площади гибли люди, и кто просто использовал апрельский переворот как возможность наживы. В первую очередь это важно ради элементарной безопасности. Пока не выявлены и не осуждены преступники, пока этот «нарыв» не вскрыт и не вычищен до конца, невозможно говорить о том, что в стране не осталось преступников бакиевских времен, которые бы ни понесли наказание.
И сколько бы власти не боролись с коррупцией, сколько бы новых уголовных дел не заводила Генпрокуратура, очевидно, что гнилой душок из прошлого-то остается. Кто-то все еще ходит на свободе, кто-то не разоблачен и не получил свой срок. Явно рассчитывая на то, что, как это часто у нас бывает, за давностью лет «Дело мародеров» просто постепенно забудется и сойдет на нет.
Но вместо того, чтобы на словах презирать «бакиевщину» и время от времени бессмысленно грозить кулаком в сторону политических беглецов, действительно стоит в этом контексте заняться только одним. Довести, наконец, до точки расследование длинной в 8 лет и наказать виновных.
Болот Мукабаев
: 0