Конфликт – как столкновение взглядов, целей, картин мира, образов жизни не всегда является отрицательным явлением в обществе, вернее даже, всегда является выгодным состоянием, если начать им управлять, тогда, конфликт превращается в ресурс для развития, поскольку заставляет искать пути выхода из нестандартной ситуации. Опасным конфликт может быть в том случае, если выигрывает его только одна сторона. Управление же конфликтом означает, что победившими должны стать каждая из сторон, и каждый должен приобрести собственную выгоду и смысл из этого конфликта.
Другими словами, управляемый конфликт всегда должен обеспечить мир, который будет лучше предыдущего, для каждого его участника. На мой взгляд, в кыргызском обществе существует как минимум 4 глубоких социальных конфликта, некоторые из них довольно опасные и имеют риск вылиться в насильственную форму, а другие скрытые, но вполне ощутимые в умах и поведении людей.
И все эти противоречия могут быть управляемыми, и тем самым стать ресурсом для развития общественных отношений. Борьба светских и религиозных ценностей. Наравне с ростом религиозности и религиозной атрибутики, особенно исламской, наращивается встречная волна светских убеждений. И та и другая сторона, всячески пытается показать свое превосходство, одновременно оказывая влияние на еще не определившиеся части общества. Наличие данного конфликта настолько очевидно, что их следы борьбы хорошо отражаются в различных сферах жизнедеятельности, например, в современных кыргызских фильмах, музыке, одежде, общественных местах, СМИ, сети и даже в некогда общепринятых праздниках (избранные даты для избранных).
Опасность ситуации заключается в том, что главным предметом конфликта являются ценности, борьба за сохранение и распространение которых как правило являются самыми сильными и ожесточенными, т.е. по сути, здесь почти нескончаемая энергия до самого победного конца. Ресурс же заключается в том, что на стыке этого кризиса возможны выработки таких стратегий, подходов и норм общественных отношений, которые нейтрализуют угрозы радикализма и экстремизма (в том числе светского) и насильственных конфликтов, не навсегда, но на длительное время. На мой взгляд, управление дданной ситуацией возможно через значительную либерализацию светской и религиозной среды и предоставление свободы полного самоопределения обществу.
Если государственная идеология неспособна предложить альтернативу, необходимо дать возможность — это сделать самому обществу. Государственному регулированию и контролю должны подлежать только те сферы деятельности и активности, которые несут в себе реальные угрозы безопасности граждан и территориальной целостности страны. Все остальное, связанное с распространением, пропагандой и практикой религиозных или светских ценностей, взглядов и образов жизни должны быть согласовываться внутри самих общественных отношений, в том числе, через участие разных идей в политической борьбе.
С другой стороны, важно в обществе стимулировать открытые и прозрачные дискуссии о пользе и вреде разных идеологий и взглядов, существующих в обществе. Это должно помочь в самоопределении различных социальных течений, до тех пор, пока в обществе не родится согласованный вариант общественных ценностей и принципов. Кризис самоидентификации и самоопределения этнических доменов. Национальный вопрос – пожалуй является одним из самых сложных, как с точки зрения понимания его сущности, так и его управления.
Я склонен полагать, что в основе любых этнических противоречий, где бы то ни было, стоит что-то большее, чем просто борьба за материальные ресурсы, территории или еще что-то, речь идет о кризисе этнической и национальной самоидентификации и самоопределения, в том числе и в Кыргызстане. Этнокультурные коды народов, проживающих в Кыргызстане противоречивы, как между собой, так и внутри, а реальных механизмы, сглаживающие существующие этнические противоречия не выработаны.
Конфликт этнических доменов, если не будут найдены и внедрены сглаживающие стратегии, то, к сожалению, либо ведет к постепенной эмиграции и соответственно моно-этнизации страны; либо к цикличности повторения конфликтов, не редко с проявлением насилия; либо к появлению этнических анклавов с самостоятельными и независимыми системами функционирования внутри. Управление же здесь может заключаться в реализации эффективных интеграционных проектов, прежде всего в сфере образования и поликультурного воспитания. Необходимо расширять знания населения о разных культурах Кыргызстана, в том числе через организацию интенсивных и разносторонних культурно-образовательных экспедиций, и экскурсий, как для молодежи, так и для взрослых.
Необходимы особые и реальные стимулы (квотирование, поощрение) для вовлечения представителей разных этнических групп в структуры местного, регионального и республиканского уровней управления, особенно в секторах образования, здравоохранения, правоохранительной системы, судов и армии. Лидеры этнических сообществ должны быть вовлечены в процессы выработки и реализации государственных политик, не для галочки, а с реальным отражением особых этнических интересов в принимаемых политиках. Кыргызский культурный разлом север-юг.
Активные потоки миграции с юга на север страны, безусловно усиливает плотность населения, особенно в Бишкеке и вокруг, обостряет борьбу за экономические ресурсы и в целом повышает градус социальной напряженности. Однако, миграция не есть основной источник накала, во многом ситуация определяется действительно, наличием определенных различий между культурами севера и юга, в принципе.
Пока социальное напряжение по этому поводу менее выраженное, просто потому, что интеграция и адаптация происходит быстрее, что говорит о высокой социальной гибкости населения. Следует ожидать, что в условиях ухудшения социально-экономического и политического положения Ферганской зоны потоки миграции на север будут продолжаться, и провоцировать рост социальной напряженности. Другой сдерживающий момент, заключается в том, что почти никто из действующих политиков не осмеливается открыто использовать региональный фактор в политической борьбе, это и опасно, и невыгодно, пока…
Однако следует понимать, что реальные настроения людей рано или поздно превращаются в политические идеи и требования. В этих условиях, в Кыргызстане уже давно назрела потребность в признанном, транс-региональном национальном лидере, который будет одинаково признан «своим» и на севере, и на юге.
Первостепенная задача, здесь связана с укреплением транспортной связности двух регионов, которая частично реализуется, за счет строительства альтернативной дороги, но этого недостаточно и важно проектировать развитие также и другие виды транспортных сообщений. Вторая важная задача должна быть связана с обеспечением обоюдной торгово-экономической заинтересованности регионов. Пока, только юг имеет реальные интересы на севере, однако необходимо развивать и подогревать интерес севера к югу. «Село против Города» или «Оборона городского образа жизни». Из-за тех же больших потоков сельского населения в города и слабой системы фильтрации и адаптации самих городов, городская среда размывается и быстро уничтожается.
Происходит колоссальное и быстрое превращение городов в «развитые села», пожалуй, из всех городов Кыргызстана, пока Бишкек и только местами сохраняет, хоть немного, но культуру города, остальные города уже перешли в статус «развитых сел». Остатки городской идентичности и образа жизни все больше изолируются и всячески пытаются обеспечить свою безопасность, в том числе буквальным образом, через установку железных оград целых кварталов, чип-очип-ованием калиток и подъездов, посещением только проверенных заведений, словом огибая все те места, где возможны встречи с сельской культурой.
Кстати, на эти настроения и бизнес ориентирован, условно, крупные и современные торговые центры – это элемент городского стиля, а базары и уличная торговля – сельский. Конфликт этот, довольно распространенный во всем мире, в том числе и в развитых странах, однако превалирование сельского типа мышления и поведения значительно замедляют процессы развития общественных отношений, науки, бизнеса и государства в целом. Интуитивно, сельский тип всегда стремится к городскому, как к более комфортному и прогрессивному образу жизни.
Однако конфликт возникает в момент, когда город не может принять село, а село еще не имеет навыков и умений перехода, и на этом противоречии возникает естественное сопротивление сторон. Управление здесь может заключаться в создании особых социокультурных преобразователей.
Очевидно, должен появиться этический кодекс горожанина, который будет понятен и ясен каждому.
Не последнюю роль в этой ситуации играют городские службы, город должен соответствовать требованиям порядка и чистоты, который будет отличаться от села. Необходимо всячески поддерживать и стимулировать появление молодежных субкультур (прежде всего, европейского типа), в совершенно разных сферах, как музыка, спорт, искусство, наука, литература, которые должны способствовать включению сельской молодежи в городскую среду.
Артур Букалаев
Гороскоп с 11 по 17 ноября 2024 года. Какие события наиболее вероятны в ближайшие дни? К чему вам стоит подготовиться? Чего избегать, к чему стремиться? Ответы на эти вопросы вы найдете в еженедельном гороскопе.
Подробнее »
На 22.11.2024 | |
USD | 86,5000 |
EUR | 91,1797 |
CNY | 11,9520 |
KZT | 0,1748 |
RUB | 0,8574 |