Со времен Акаева государственный аппарат научился составлять только концепции, стратегии, программы и сочинять никому не нужные статьи на экономические темы. В таком состоянии наше общество пребывает и сейчас. Нам бы перенять положительный опыт окружающих нас стран, но мы этого не хотим, и за 26 лет государственной самостоятельности ни к чему хорошему не научились. Самое главное, - мы сами ничего не умеем делать.
Считая, что рынок сам все отрегулирует, запустили экономику страны до уровня хозяйственного развала. На днях мне дали так называемую концепцию развития топливно – энергетического комплекса Кыргызской республики, разработанную научно – исследовательским институтом энергетики и экономики. Меня попросили сделать комментарии к этому материалу. По Ожегову концепция – это основная мысль и система взглядов к чему - то.
В нашем случае – это государственный взгляд на развитие ТЭК в целом. Документ состоит из 36 печатных страниц. Он почему – то сразу начинается с внешней политики, которая якобы должна развивать энергетическую дипломатию для реализации экспортных возможностей страны. По мнению разработчиков концепции, страна сейчас производит значительное количество лишней электроэнергии, и поэтому испытывает трудности по ее реализации, значит, надо задействовать дипломатические каналы для продажи ее другими странам. Разработчики концепции должны были знать, что наша страна на 30 - 40 отстала от потребностей страны по электроэнергетике, ничего из новых генерирущих мощностей за это время не создавая и не обеспечивая модернизацию существующих.
Поэтому наша страна еще долго будет лишена возможности экспортировать электроэнергию в другие страны. При ежегодном росте потребления электроэнергии на 5 процентов, мы уже два года подряд недостающую электроэнергию покупаем у соседей, и разрыв между генерирующими мощностями и спросом на электроэнергию внутри страны будет расти, которого мы можем не догнать. Они пишут, что энергетическую политику мы будем осуществлять путем внедрения принципа стратегического управления и планирования. Вот это да! Отмечая, какие угольные месторождения у нас каменные, а какие бурые, мы в концепции не пишем, как мы их задействуем, чтобы сельское население и районные и другие котельные могли использовать его сполна. В концепции мы не пишем, нужен ли нам уголь вообще как топливо? и что мы будем делать со всеми простаивающие у нас угольными шахтами. Мы же без них не обеспечим свою энергетическую независимость. Хорошо, что после 15 лет авантюры по поводу строительства ТЭС на угольном разрезе «Кара – Кече», его, наконец – то, не включили в нынешнюю концепцию.
Мы опять пишем, что у нас потенциал гидроэнергетических ресурсов равен к 245,2 млрд. кВт.ч. Зачем это писать? если за это время из этого ничего не использовали, - даже в течение 33 года не могли завершить строительство маленькой Камбар – Атинская ГЭС – 2. Почему бы в концепции нам не записать, что страна принимает срочные меры для строительства Камбар – Атинской ГЭС -1, каскада Верхне Нарынских ГЭС, запустит к строительству Сарыджазской ГЭС иностранных компаний, в том числе из Китая? Почему бы в концепции не записать, что непрерывное строительство гидроэлектростанций на горных реках станет золотым прииском для развития, и будущий региональный оптовый рынок электроэнергии будет базироваться на мощностях гидроэлектростанций, которых мы создадим? Мы должны также записать, в какие сроки нам закончить реконструкцию Токтогульской, Крупсайской, Таш – Кумырской и Уч – Курганской ГЭС? Нам нужно в концептуальном плане определятся по поводу того, что по международной программе CASA – 1000, ничего не создавая из генерирующих мощностей, мы хотим поставлять электроэнергию в Пакистан и Афганистан, поскольку данная программа – авантюрная и потому не выполнимая. Почему наш премьер – министр в течение года дважды посетил город Душанбе для участия на церемонии запуска данного проекта, из которого все страны Центральной Азии вышли?
Мы ничего не записали по поводу строительства малых ГЭС, которые без помощи и поддержки нашего государства молодые люди начали их уже строить. Мы должны записать, какая будет государственная политика в данном вопросе. В концепции мы должны записать, что малые ГЭС будут строиться приоритетном порядке и для этого нам нужно привлекать любые инвестиций. Мы еще должны были зписать, что нерешенность вопроса о приемке электроэнергии малой ГЭС государственными распределительными компаниями не будет препятствием на пути к сооружению малых ГЭС. Их по стране нужно построить около 70. Не нужно призывать Жогорку Кенеш, чтобы он принял какое – то решение по данному вопросу, - его можно решить постановлением правительства. Может ли энергетическая сеть страны существовать без высоковольтных линий электропередачи и местных линий среднего и нижнего напряжения?
Поскольку там все сетевое оборудование на 85 процентов уже устарело и требует срочной замены, каким образом мы решим проблему реконструкции и модернизации указанных сетей? Концепция не дает ответа на такие вопросы. А эту проблему мы решим, передав местные линии в руки только состоятельных частных компаний. Мы не просто передадим, а передадим с условием, что они в течение определенного срока обеспечат полную модернизацию сетей. Группа людей, готовившая концепцию развития энергетического комплекса страны, должна была понимать такую простую вещь. Она, видимо, не знала, что 30 процентов местных линий электропередачи в Бишкеке и в Чуйской долина уже находятся в руках частных компаний, которые успешно справляются с задачей реконструкции и модернизации сетей, и у них потери электроэнергии в 3 раза меньше, чем у государственных распределительных компаний. Вот, что нам необходимо было предусмотреть в концепции развития ТЭК! Если говорить о возобновляемых источниках энергии, то, в первую очередь, нам надо сказать об использовании энергии солнца. У нас из 365 дней – 300 солнечных, и мы ничего не предлагаем по использованию энергии солнца, без которой мы не обойдемся.
В соседних с нами странах уже дошли до так называемой микрогенерации – производства электроэнергии с использованием энергии солнца для обеспечения электроэнергией объектов малой мощности. Это солнечные энергоустановки, устанавливаемые на крышах зданий и жилых домов, в том числе многоэтажных. Мы совсем далеки от такого вопроса. Но мы уже спокойно могли бы на крышах индивидуальных и многоквартирных домов и других малых объектов устанавливать простейшие солнечные батареи для получения горячей воды, аккумулировав ее на крышах тех же зданий. Если бы глав архитектура Бишкека установило такое градостроительное положение, при котором все высотные и малоэтажные дома будут в обязательном порядке устанавливать такие батареи, - это будет решением вопроса. Да и иностранных компаний, специализирующихся на установке солнечных батарей, уже много. Но мы этим вопросом тоже не хотим заниматься.
По всему миру сейчас идет ажиотаж по поводу установки так называемых ветряков. Оптимальным для установки ветряков считается местность, где среднегодовая скорость ветра доходит до 5 метров в секунду. Как писал великий Ч. Айтматов: «Мы живем среди гор в долинах». Мы можем в любом месте поставить такие установки. В районе города Балыкчи - на выходе из Боомского ущелья - скорость ветра (среднегодовая) - 10 метров в секунду.
Почему бы нам, использовав данный фактора, не провести международный конкурса среди иностранных профильных компаний по строительству ветрянных электростанций в районе города Балыкчи?
Базарбай Мамбетов
Гороскоп с 2 по 8 декабря 2024 года. Какие события наиболее вероятны в ближайшие дни? К чему вам стоит подготовиться? Чего избегать, к чему стремиться? Ответы на эти вопросы вы найдете в еженедельном гороскопе.
Подробнее »
На 03.12.2024 | |
USD | 86,7993 |
EUR | 91,1696 |
CNY | 11,9372 |
KZT | 0,1663 |
RUB | 0,8158 |