Альпинист Владимир Шатаев своими руками вытащил тело жены, погибшей на пике Ленина на высоте 7000 метров. Он убежден, что и Наталью Наговицину можно было спасти и спустить с гор живой. Но ее, считает Шатаев, никто и не собирался спасать. По предположению альпиниста — так как родственники не заплатили.
Напомним, что несколько дней назад были официально прекращены поисково-спасательные работы на пике Победы, где на высоте 7200 метров с 12 августа остается заблокированной московская альпинистка Наталья Наговицина. МЧС Киргизии признало ее пропавшей без вести — хотя известно, где она находится. Это протокольная процедура, когда невозможно установить, жив человек или мертв.
16 и 19 августа оператор дронов Андрей, выступающий в соцсетях под ником maga_fpv, запускал БПЛА с камерой высокого разрешения к месту нахождения альпинистки. На записях видно, что в те дни женщина была жива и довольно бодра — она активно махала рукой дрону, высунувшись из палатки. Это опровергло мнения многочисленных экспертов, которые доказывали, что на такой высоте человек не может прожить больше двух-трех дней. Но Наговицина поставила этот рекорд, видимо, организм у нее был железным.
После того как сын Наговициной обратился в СКР и показал эти видео, прося возобновить спасательную операцию, а Александр Бастрыкин взял это дело под свой личный контроль, МЧС Киргизии запустило на пик Победы военный дрон. Ведомство распространило запись. Но качество записи такое плохое, что разглядеть на ней вообще ничего невозможно. Военные упоминали про тепловизор, он не зафиксировал на горе признаков жизни. Но разве можно зафиксировать инфракрасное излучение с расстояния более полукилометра, на котором летал дрон?
В любом случае консилиум альпинистов, собранный организовавшей восхождение Наговициной турфирмой «Аксай-Трэвел», сообщил о невозможности ее спасения с пика Победы.
Так можно было спасти Наталью или нет? Или, как все в один голос утверждали, с таких высот никого нельзя вытащить?
«Я сам спустил тело своей жены Эльвиры с высоты 7000 метров на пике Ленина, — рассказывает aif.ru альпинист Владимир Шатаев. — Она возглавляла группу из восьми женщин. Они застряли на вершине из-за непогоды и погибли все».
Это восхождение было в августе 1974 года. Первая женская альпинистская экспедиция отправилась штурмовать пик Ленина на Памире и при спуске с вершины застряла на высоте 7000 метров. У них была рация, женщины передавали информацию о своем положении. Им на помощь бросились все альпинистские группы, находящиеся на пике Ленина. Первыми на место прибыли команды из Японии и США. Но они опоздали буквально на несколько часов, к тому моменту все женщины, в том числе и Эльвира Шатаева, были уже мертвы.
«Спустя год я собрал команду, и мы спустили тела всех восьмерых, — вспоминает Владимир Шатаев. — Каждое тело несли два-три человека. Никто из нас не погиб, не получил травм, даже не обморозился. И с такой высоты снять тела реально. А в случае с Натальей — она была жива, это вообще другой случай. Конечно, надо было спасать. Я сам ходил на пик Победы, знаю эту гору и знаю, что это возможно. Но в этой истории много странностей и вопросов».
По словам Шатаева, необходимо зафиксировать, что первая спасательная группа выдвинулась на пик Победы 16 августа. А Наговицина получила травму 12 августа.
«У Романа (один из трех мужчин из группы Наговициной) была рация, до случившегося он вел активные переговоры с базовым лагерем, — отмечает альпинист. — Было сообщено и о ЧП с Натальей. Спасательная группа должна была выдвинуться уже на следующий день, 13 августа. Но этого не произошло. Потому что никто не пошел. В этой ситуации надо разбираться».
Почему же никто не отправился спасать женщину? Шатаев говорит, что на тот момент в базовом лагере — вниз по горе — находились 62 альпиниста, причем акклиматизированные. И многие из них — сертифицированные горные спасатели, то есть люди с необходимой подготовкой и квалификацией именно для вытаскивания людей с высоты.
«Никто из них не пошел тогда, — сокрушается Шатаев. — Раньше у нас был принцип — сам погибай, но товарища выручай. И люди шли, выручали, погибали. А сейчас уже давно не так. Альпинизм из спортивного превратился в коммерческий. Спасают, да. Но за большие деньги. Возможно, что в тот момент спасатели и не пошли за Наговициной потому, что им не предложили денег».
Конечно, родственники Натальи могли заплатить за ее спасение. Но это люди, далекие от альпинизма. Сын, 27-летний Михаил Наговицин, вообще далек от всякого спорта. Ее сестра Юлия Лыкова — тоже. Скорее всего, этим людям, выросшим на песнях Высоцкого, просто в голову не пришло, что времена изменились, и нужно платить за то, чтобы кто-то отправился спасать попавшего в беду товарища.
Как говорят альпинисты, за месяц до случившегося с Наговициной с этого семитысячника гиды-спасатели сняли тело девушки-альпинистки. Тело. А тут живая. Но, скорее всего, гидам за эвакуацию тела той девушки ее родственники заплатили, и очень много.
Самое же интересное, что, по информации вестника альпинизма mountain.ru, спасательная группа из четырех альпинистов, стартовавшая 19 августа, шла вовсе не к Наговициной, а искать тело погибшего Луки Синегильи. Но и они были вынуждены 22 августа прекратить поиски из-за испортившейся погоды.
Владимир Шатаев говорит, что сезон восхождений на пике Победы длится обычно примерно до 25 августа. По его словам, примечательно, что 19 августа, когда Наговицина еще была жива, МЧС Киргизии на вертолетах вывезло всех 62 альпинистов из базового лагеря. То есть там никого не осталось. Даже если бы родственники Наговициной опомнились бы и предложили спасателям деньги, идти за ней уже было некому.
Начальник базового лагеря Дмитрий Греков в интервью СМИ говорил, что группа Натальи Наговициной, Романа Мокринского, Луки Синегильи и Гюнтера Маркуса отправилась штурмовать пик Победы не с профессиональным, а с любительским снаряжением плохого качества. Без кислородных баллонов, без спутниковых телефонов, только с рациями. И палатки у них были низкокачественными, иначе палатка, в которой находилась Наталья, не порвалась бы от ветра. Но он же сам выдал этой группе разрешение на восхождение, причем, как он сам утверждал, разрешение на самостоятельное восхождение, без гида. По его словам, Мокринский был рядовым членом группы, а не гидом. Очень, очень много вопросов в этой истории — так отмечают все, кто хоть что-то понимает в альпинистском деле.
Ситуация с Натальей Наговициной вызвала огромный резонанс в российском обществе. Люди разделились на две неравные части. Первая, меньшая, считала, что альпинистку надо было спасать, и даже сейчас еще можно попытаться. Вторая, и таких подавляющее большинство, убеждены, что женщину вообще не надо было даже пытаться спасать, ведь она знала, на что шла, поэтому «самадуравиновата», и незачем рисковать ради нее жизнями других людей.
«Я убежден, что спасать надо, — признается Владимир Шатаев. — Всех, всегда, в любых случаях, на любых высотах. Так было в наше время. И сейчас спасают. Но, повторюсь, за большие деньги. Но я считаю, что это аморально».
https://dzen.ru/a/aLCPczThzRdpW_4b?from_site=mail
Гороскоп с 25 по 31 августа 2025 года. Какие события наиболее вероятны в ближайшие дни? К чему вам стоит подготовиться? Чего избегать, к чему стремиться? Ответы на эти вопросы вы найдете в еженедельном гороскопе.
Подробнее »
На 29.08.2025 | |
USD | 87,3563 |
EUR | 101,7089 |
CNY | 12,2464 |
KZT | 0,1625 |
RUB | 1,0774 |