Ырыс алды ынтымак (залог счастья в единении)
Кыргызская поговорка
Как известно, в 21 июля в Чолпон-Ате состоялась 4-я консультативная встреча глав государств Центральной Азии, на которой обсуждались важные вопросы регионального сотрудничества в новых геополитических реалиях. В статье «Встреча президентов ЦА в Чолпон-Ате» автором уже анализировались некоторые из них, и в рамках настоящей статьи хотелось бы продолжить начатый анализ и развить те предложения, которые в них содержались.
Напомним, что в той статье рассматривались вопросы влияния изменения климата на водные ресурсы региона и проблемы регионального сотрудничества в этой сфере. В частности, вопросы продвижения национальных интересов Кыргызстана в рамках Международного Фонда спасения Арала (МФСА.
В следующем году все страны Центральной Азии будут отмечать 30-ти летний юбилей этой организации, а с ними и страны-доноры и международные организации, которые оказывали помощь ей все эти годы.. Все страны региона, но, возможно, без Кыргызстана, который уже более 6 лет находится в статусе «замороженного» участника в деятельности Фонда и его органов.
Если вернуться к истории этого вопроса, то вспомним, что 18 мая 2016 года в Брюсселе (Бельгия) на 3-м заседании Диалога высокого уровня «Европейский Союз – Центральная Азия» тогдашний первый заместитель министра иностранных дел Кыргызской Республики Д.Кемелова заявила, что Бишкек «замораживает» участие в МФСА. Почему и зачем принималось это недальновидное и неконструктивное решение автором настоящих строк уже рассматривалось в ряде статей по данному вопросу, но ситуация так и не изменилась.
Создание МФСА в 1993 году предусматривало страновое председательство по принципу ротации и президенты Фонда сменялись 8 раз, проведены 11 саммитов Глав государств-учредителей, но ни разу за весь этот период Кыргызстан не использовал этот принцип. Почему – тоже интересный вопрос.
Что произошло с тех пор, как Бишкек «заморозил» свое участие? Международный фонд спасения Арала как работал, так и продолжает свою работу, терпеливо ожидая, когда же наши чиновники образумятся и начнут более трезво и компетентно смотреть на вопросы регионального сотрудничества.
Более того, не снизилась и активность его деятельности. Узбекистан, председательствовавший на тот момент, передал на очередной 3-летний срок руководящие функции Туркменистану, а с 2020 года во главе Фонда стал Таджикистан – страна не менее горная чем Кыргызстан и такая же отдаленная от Аральского моря, но понимающая важность водных и гидроэнергетических вопросов и эффективно формирующая и проводящая свои национальные интересы.
Следует отметить, что 21 июля 2022 года в Чолпон-Ата в рамках 4-й Консультативной встречи Глав государств Центральной Азии президенты подписали решение о продлении полномочий Президента Таджикистана Э.Рахмона в качестве Президента МФСА на год по инициативе таджикской стороны, которая из-за пандемии COVID-19 в 2020 году не смогла приступить к исполнению председательских функций. Там же поддержано предложение таджикского лидера о проведении 5-й Консультативной встречи 14-15 сентября 2023 года в Душанбе, который пройдет одновременно с очередным Саммитом МФСА.
Важно подчеркнуть, что Таджикистан проявляет завидное усердие и активно продвигает повестку МФСА. С 2021 года организовано два заседания членов Правления Фонда на уровне заместителей глав правительств, ответственных за вопросы водных ресурсов и охраны окружающей среды. На одном из них утверждена Программа действий по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря (ПБАМ-4), на другом – Региональная программ по охране окружающей среды для устойчивого развития Центральной Азии (РПООСУР ЦА). Срок реализации региональных документа до 2030 года и оба без участия и согласования с Кыргызстаном. Не потому, что Бишкек хотят отделить или обделить, наоборот – при любом председательстве все документы официально направлялись в МИД Кыргызстана, как и приглашения для участия представителей от кыргызской стороны в организуемых МФСА мероприятиях.
Доходили ли потом они до профильных министерств и ведомств, и разрабатывалась ли наша позиция с учетом национальных интересов – это другой вопрос, но факт остается фактом, наше внешнеполитическое ведомство упорно игнорировало МФСА все эти годы. Также таджикская сторона в целях реализации ПБАМ-4 организовала ряд встреч в формате «профильные ведомства государств-учредителей МФСА – международные партнеры по развитию».
Нельзя сказать, что Кыргызстан совсем не участвовало в жизни МФСА. Теперь уже экс-Президент С.Жээнбеков принимал участи в заседании Совета Глав государств-учредителей МФСА 24 августа 2018 года в Туркменбаши «как приглашенный Президентом Туркменистана», что записано в Совместном коммюнике Совета. А 26 апреля 2022 года в Туркестане, Казахстан, официальные делегации стран Центральной Азии вместе собрались на международной конференции к 30-летнему юбилею Международной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК, рабочий орган МФСА). В качестве приглашенного участвовал директор Службы водных ресурсов при МСХ КР А.Сокеев.
К деятельности Рабочей группы по совершенствованию организационной структуры и договорно-правовой базы МФСА, которая сформирована и работает последние четыре года, в 2021 году присоединились официальные представители от кыргызской стороны.
В этом отношении, важно подчеркнуть, что в одном из пунктов Совместного заявления Консультативной встречи в Чолпон-Ата указано: «Главы государств подчеркнули значимость осуществляемых работ по совершенствованию организационной структуры и договорно-правовой базы Международного Фонда спасения Арала и отметили необходимость их скорейшего завершения, с учетом интересов всех стран Центральной Азии».
Наши соседи по региону осознавая глобальность и важность проблемы Арала как квинтэссенции водных проблем региона продвинули резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН 63/133 от 11 декабря 2008 года предоставила Фонду статус наблюдателя в Генассамблее Организации. После этого принят ряд резолюций о сотрудничестве между ООН и МФСА, но все это предпринималось без нашего участия.
Логичен вопрос – а как Кыргызстан продвигает свои интересы на глобальной уровне используя площадку ООН и как наши соседи реагируют на них? Республика инициировала принятие резолюций Генассамблеи ООН «Природа не знает границ: трансграничное сотрудничество – ключевой фактор в сохранении, восстановлении и устойчивом использовании биоразнообразия», «Международный год устойчивого горного развития, 2022» и Генеральной конференции ЮНЕСКО «Расширение мониторинга и исследований горных ледников» (41-ая сессия). Однако, все страны Центральной Азии поддержали кыргызские инициативы. Совместно продвинули резолюцию ГенАссамблеи ООН «Зона мира, доверия и сотрудничества в Центральная Азия».
Вот здесь впору вспомнить кыргызские пословицы «Достук тар кыяда сыналат» (дружба познается на узкой тропе) и «Жаман туугандан жакшы коңшу артык» (лучше хороший сосед, чем плохая родня).
Зачем Кыргызстану МФСА? Во всех совместных заявлениях по итогам встреч президентов стран нашего региона в двустороннем формате подчеркивается особая роль МФСА, который является уникальной организацией и востребованной площадкой для решения всего комплекса социально-экономических, водохозяйственных и экологических проблем бассейна Аральского моря. Подтверждается заинтересованность в активизации сотрудничества в рамках Фонда, путем расширения взаимодействия стран региона с международными организациями, финансовыми и экологическими институтами по реализации конкретных программ и проектов в бассейне Аральского моря.
Аральское море, расположенное на границе Казахстана и Узбекистана, до 1960-х гг. было 4-м крупнейшим по площади озером мира. Однако в последующем водоем почти исчез, в остатках воды увеличилась соленость, практически исчезла рыба. Ветер поднимает песчаную ядовитую пыль с засоленной территории высоко в атмосферу и переносит на дальние расстояния, в том числе покрывает ледники и деградирует их, ускоряя процесс таяния и общей деградации горных экосистем региона.
Как уже отмечалось выше, Кыргызстан ни разу не председательствовал в МФСА и не проводил мероприятия на высшем и высоком уровнях. Однако с приходом к Президента С.Жапарова, настроенного на расширение регионального сотрудничества имеются положительные сдвиги в деле укрепления партнерства с соседями. Есть понимание, что, находясь в одном едином регионе, проблемы водных ресурсов и охраны окружающей среды не могут иметь только национальный масштаб.
Так сложилось природой и историей, что две великие реки региона Сырдарья (она же продолжение Нарына) и Амударья, - берут свое начало в горах Кыргызстана и Таджикистана, текут в Аральское море. В Центральной Азии вода является не только важнейшей составляющей социально-экономического развития, но и ключевым звеном национальной и региональной безопасности. Наши страны всегда старались придерживаться позиции развития всестороннего сотрудничества по водно-энергетическим вопросам в регионе на принципах добрососедства, поддержки, взаимного уважения и учета интересов.
На страны-верховья накладывается особая ответственность за вопросы рационального использования водных ресурсов, которые усугубляются в условиях изменения климата. Нельзя оставаться в стороне от экологических проблем в соседних странах, признанных таковыми на глобальном уровне. Проблема Арала, переноса вредных солей напрямую влияет на ледники, которые нужно спасать от ускоренного таяния. В подписанном президентами региона Совместном заявлении 4-й Консультативной встречи в г.Чолпон-Ата говорится, что «Стороны подчеркивают важность продвижения на площадке ООН международных и региональных инициатив по решению важнейших экологических вопросов в регионе». Узбекистан и Казахстан на высшем уровне заявили, что готовы участвовать в строительстве ГЭС «Камбарата-1», которая важна для Кыргызстана, но пока сдерживается как из-за дороговизны проекта, так и за нашей непонятной позиции нашего внешнеполитического ведомства по МФСА, которая критиковалась автором этих строк с момента принятия решения «заморозке», да и гораздо ранее по всему комплексу экологических вопросов регионального и глобального уровней, относящихся к сфере внешней политики.
Понимая свою зависимость от водных ресурсов, формирующихся на территории Кыргызстана, наши соседи готовы и участвуют в содержании ряда водохранилищ на территории Кыргызстана, вода из которых поступает как кыргызским фермерам, так и узбекским и казахским хозяйствам и крестьянам.
Президент Казахстана К.Токаев в Чолпон-Ата призвал усилить взаимодействие стран в рамках МФСА. Положительно отметил участие кыргызской стороны в региональной Рабочей группе по совершенствованию его организационной структуры и договорно-правовой базы. Выразил надежду на возобновление полноценного сотрудничества с кыргызской стороной в рамках Фонда.
Справедливости ради надо отметить, что МФСА не работает как «фонд» в полном понимании этого слова, не аккумулирует средства. Но он является важным институтом, инструментом и механизмом сотрудничества, которым мы должны научиться эффективно пользоваться. Изучая бассейновые организации по управлению и использованию трансграничных рек в разных уголках планеты, осознаешь, что созданный в первые годы провозглашения нашими государствами независимости и суверенитета, Фонд пережил периоды становления и некоторой трансформации, определенные взлеты и невзгоды, и продолжает оставаться востребованным.
Кыргызстану не надо надеяться, что МФСА будет давать средства на реализацию его проектов. Это в первую очередь политическая площадка на уровне глав государств и рабочая на нижестоящих уровнях. МФСА никому денег не выдавал, но способствовал государствам-учредителям в их привлечении со стороны международных партнеров по развитию для реализации национальных и региональных проектов и программ.
Во взаимодействии пяти государств Центральной Азии наш регион в глазах международного сообщества будет выглядеть как единый и сплоченный и, соответственно, улучшится инвестиционный фон.
Кроме того, повысится уровень доверия между самими странами региона, что окажет кумулятивный эффект на остальные сферы – границы, торговля и т.д. Согласитесь, это для всех нас очень важно.
Также Кыргызская Республика в рамках ПБАМ-4 и РПООСУР ЦА будет участвовать в совместной реализации региональных проектов по всему спектру вопросов экологии, водных ресурсов, социально-экономического развития.
2023 год приходится на период продолжения председательства Таджикистана в МФСА и перед странами Центральной Азии поставлена важная задача и возложена большая ответственность по проведению юбилейного года. Для Кыргызстана было бы правильным скорее заявить о возврате к полноценной деятельности в Фонде и его рабочих органах, присоединиться к реализации ПБАМ-4 и РПООСУР ЦА, на деле показать заинтересованность в деле совершенствования деятельности МФСА и выйти с инициативой принятия председательства на очередной 3-летний срок в 2024-2026 гг.
Подводя итог изложенному, хотелось бы привести еще одну поговорку наших предков: «Ынтымагың болбосо, ит менен кушка жем болорсуң» (если у тебя нет согласия с другими, ты станешь пищей для псов и хищных птиц), которая приобретает особую актуальность в современных условиях глобальных процессов тектонических трансформаций. И еще раз подчеркнуть, что если мы поставим цель взять полномочия председательства в МФСА в 2023 году, и сможем к тому времени сформировать свое видение наших интересов, то это позволит нам взять стратегическую инициативу в вопросах регионального сотрудничества как с нашими соседями, так и с международным сообществом в целом. И не только регионального, но и глобального уровней тоже, об этом автором уже писалось много раз в статьях по проблемам экологии, изменения климата и устойчивого развития во внешнеполитическом контекстах.
Исмаил Даиров
: 0