Адресуется всем, кто сегодня говорит о «немотивированной агрессии России против независимого демократического государства».
В 1999 году Украина и Российская Федерация обменялись ратификационными грамотами к утверждённому парламентами обеими странами Договору о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной. Договор явился реакцией на анонсированные в 1996 году планы США расширить НАТО за счёт включения в неё стран Варшавского договора: Чехии, Польши и Венгрии которые уже подали заявления на вступление в НАТО.
Это противоречило достигнутым, но не зафиксированным на бумаге договорённостям о нераспространении НАТО на восток.
Впрочем, эти устные договорённости были нарушены сразу же уже в 1990 году, когда ГДР была поглощена Западной Германией и на её территории сразу появилась инфраструктура НАТО.
Согласно статье 6 договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной, каждая из сторон обязалась воздерживаться от участия или поддержки каких бы то ни было действий, направленных против другой стороны а также обязалась не допускать, ЧТОБЫ ЕЕ ТЕРРИТОРИЯ БЫЛА ИСПОЛЬЗОВАНА В УЩЕРБ БЕЗОПАСНОСТИ ДРУГОЙ СТОРОНЫ. Таким образом Россия, очевидно, реагировала на расширение НАТО, подстраховавшись межгосударственным договором с Украиной. Практически сразу Украина приступила к саботажу договора.
В далёком июле 2002 года, всего спустя три года после ратифицирования договора с Россией и в нарушение собственной конституции тогдашний Президент Украины Леонид Кучма подписал Указ о введении в силу решения Совета национальной безопасности и обороны (СНБО), на котором было принято решение о вступлении в НАТО.
В апреле 2004 года тогдашний Кучма подписал уже утверждённый парламентом закон о быстром доступе сил НАТО на территорию Украины, что прямо противоречило взятым на себя обязательствам перед Россией.
Каким образом украинские государственные органы принимали решения, которые прямо нарушили и подписанные ими международные договоры и собственную конституцию остаётся только догадываться. На самом деле сначала нужно было или разорвать договор с Россией, а потом уже стремиться в НАТО или вообще не подписывать никаких договоров с НАТО. То же самое следовало сделать и с конституцией, хотя с конституцией дело обстояло в принципе нерешаемо: Конституция ссылалась на Акт провозглашения независимости Украины, в котором чётко и однозначно фиксировался внеблоковый статус страны. И выйти из положения можно было бы только путём отмены Акта, что само собой с юридической точки зрения означал бы отказ от независимости, за которую так радели сторонники независимости. Вот такой вот комичный эпизод, приведший впоследствии к нынешним тяжелейшим последствиям.
В общем украинские власти просто наплевали и на собственную конституцию, и на ДОБРОВОЛЬНО взятые перед Россией на себя договорённости объявив курс на вступление в НАТО. Существует также ещё один малоизвестный эпизод, который не относится прямо к нарушению договоров, но иллюстрирует украинский подход в принципе. С 2003 по 2008 год около двух тысяч украинских солдат и офицеров принимали участие в так называемой миротворческой миссии в Ираке, которая надо отдать должное, была одобрена ООН. А так называемой она являлась, потому что за пять лет пребывания иностранных войск в том числе украинских погибли по разным данным от 107 до 300 тысяч мирных жителей.
Воистину поменьше бы таких миротворческих миссий и поменьше жертв войны было бы в мире. На самом деле украинская армия тогда соучаствовала в уничтожении иракского населения и в то время, к сожалению, мы не видели никаких акций протеста со стороны прогрессивной российской, кыргызской прозападной или украинской общественностей. Ни один сторонник майдана 2004 года не вышел протестовать против участия украинской армии в оккупации Ирака, формально названной миротворческой миссией. Однако мы понимаем, чем это было на самом деле, попыткой Украины примазаться к гегемону, в то время когда Россия была слаба, изо всех сил наперегонки пыталась создать стратегическое партнёрство с США и одобряла все инициативы в ООН, попутно в одностороннем порядке, в подарок американцам, выводя базы с Кубы и Вьетнама в 2000 году при раннем Путине.
Российская сторона вплоть до 2014 года постоянно выражала на недопустимость курса Украины на вступление в НАТО, ссылаясь на подписанный договор, но в то же время ограничиваясь устными посланиями и не предпринимая никаких мер. Все предупреждения были украинской стороной проигнорированы.
Украина начала требовать вывода черноморского флота из Севастополя к 2017 году и наотрез отказываясь от каких-либо переговоров по данному вопросу. С учётом утверждённого курса на вступление в НАТО перспектива появления в Севастополе базы флота НАТО была совершенно реальной. Для этого как мы упомянули ранее даже вступления в Украины в блок не требовалось, страны альянса, и так имели право доступа к украинской территории.
В 2008 году за счёт огромных скидок на газ в размере 6 млрд долларов ежегодно Россия и Украина договорились о продлении срока аренды базы в Севастополе до 2042 года. Но в 2014 грянул второй майдан, и Украина сразу приступила к нарушению 12 пункта договора с Россией, в котором говорилось о недопустимости дискриминации русского языка в Украине. Закон позволявший применять русский язык на региональном уровне и в образовании был отменён националистами, причём практически все европейские правительства осудили данный поступок украинской власти.
Убедившись в полной недоговороспособности украинских властей, неоднократное наглое нарушение всех договорённостей и учитывая волеизъявление населения Крыма Россия также перестала выполнять ставшими уже бессмысленными обязательства и приняла решение о воссоединении с Крымом, после чего договор хотя формально и действовал, но по сути уже окончательно потерял всякий смысл.
Позже мы поговорим и о минских договорённостях.
Курбан Союнов
: 0