В Кыргызстане полным ходом идет предвыборная агитация кандидатов в депутаты нового созыва ЖК. И, конечно же, пока все внимание населения обращено на выборы, кое-кто под шумок пытается протащить весьма чувствительный для государства и общественности проект конституционного Закона КР «О государственном языке».Итак,
19 октября на едином портале общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики опубликовали данный проект закона о госязыке. Инициатором документа значится правительство, а разработчиком – Национальная комиссия по государственному языку при президенте КР.
Нацкомиссию по госязыку, напомним, создал в
1998 году действующий на тот момент президент
Аскар Акаев. За всю 30-летнюю историю своего существования эта организация может, на наш взгляд, смело претендовать на звание
«самой никчемной и бесполезной» в Кыргызстане.
Уж сколько денежных средств ей выделялось на реализацию различных программ по развитию госязыка, сколько было сказано умных и важных слов, сколько дельных предложений высказано в ходе круглых столов, тренингов, семинаров, пресс-конференций и прочих симпозиумов, но
«упрямое» население как не знало кыргызский, не знает и не стремится изучать его.
А причина до банальности проста – отсутствие четкой координационной работы, да и излишний популизм. Все это способствовало тому, что вопросы по развитию языка – одной из основополагающих составных государственности – были пущены на самотек. Проще говоря, много говорилось тогда и говорится сейчас, но, увы, мало делается. А если и делается, то мягко говоря, через пень-колоду. Как не было в Кыргызстане научно разработанной и проверенной методики, легкой для усвоения, так нет ее и сейчас.
До сих пор страна испытывает недостаток в хороших учебниках, квалифицированных преподавателях, а качество преподавания госязыка по-прежнему не дает желаемых результатов. И как следствие – часть населения страны, не владевшая кыргызским, на госязыке так и не заговорила, время безнадежно упущено, а денежные средства растрачены впустую и, кстати, продолжают тратиться неизвестно на что.
Отметим, финансирование Нацкомиссии по госязыку происходит ежегодно. По данным СМИ,
в сентябре 2017 года выделялось
210 миллионов сомов. А
на 2018 год, по словам на тот момент заместителя министра финансов КР
Алмаза Азимова, на развитие госязыка было запланировано выделение
200 миллионов сомов.
В качестве примера имитации бурной деятельности можно привести проект Нацкомиссии по госязыку, стартовавший
в августе 2014 года. Суть его сводилась к тому, чтобы дисциплины в русскоязычных школах преподавались на кыргызском языке. Участвовали в эксперименте
30 школ и
пять дошкольных учреждений.И? Каков результат, да и есть ли он вообще? Кто-нибудь знает или слышал?
Несвоевременно и опасно!Вы заметили, что дискуссии вокруг госязыка с завидной синхронностью возникают тогда, когда в республике случаются какие-нибудь очередные политические события? И если раньше данная тема бурно обсуждалась в обществе, оппоненты ломали копья в СМИ и соцсетях, то в этот раз разработчики закона КР
«О госязыке» пошли
«партизанским» путем, – потихоньку разместив законопроект на портале общественного обсуждения. И никакой информации об этом в СМИ.
А когда журналисты
«Кундеми» принялись штурмовать неудобными вопросами разработчика, коим значится Нацкомиссия, та срочно разместила документ и на официальном сайте организации. Аж
за шесть дней до окончания общественного обсуждения. Последним днем обсуждения указано
22 ноября.А может быть, в Нацкомиссии забыли, что Кыргызстан – страна многонациональная и обсуждение такого важного и нужного нормативно-правового акта должны проводить с максимальным привлечением общественности? Скажем больше: выносить вопрос о госязыке в период избирательной кампании – неприемлемо!
«Диверсанты» из НацкомиссииМало того, что внимание общественности сосредоточено на предвыборной агитации, так Нацкомиссия еще и озаботилась вопросом о госязыке именно тогда, когда население вынуждено решать энергетические, экологические, продовольственные и экономические проблемы. И да, позволим себе напомнить инициатору – кабмину и авторам, если они вдруг запамятовали, что пандемия не окончена и проклятый ковид не побежден.
А ведь на фоне такой неблагоприятной обстановки языковой вопрос рискует привести не только к расколу общества по языковому принципу, но и к другим негативным и глубоким последствиям.
Казалось бы, Нацкомиссия как уполномоченный орган, контролирующий единую политику в области развития госязыка и совершенствования языковой политики, наоборот, должен быть заинтересован в межнациональном согласии и гражданском мире. Однако этот орган нарушает Конституцию первой же фразой своего детища:
«Кыргызский язык – это язык титульного народа, образовавшего суверенную Кыргызскую Республику, и один из древних тюркских языков, в котором зародились выдающиеся культурные ценности».К чему скрывать, наше общество негласно и так разделено на
«городских» и
«сельских»,
«обеспеченных», «середнячков» и
«малоимущих»…Да что говорить, сами же, как выразились разработчики,
«титульные» делятся на
«кыргызов» и
«киргизов», на
«северных» и
«южных», существует и межродовое деление…
А вы, хочу спросить, Конституцию Кыргызстана читали? Первая фраза в главном законе страны звучит так:
«Мы, народ Кыргызской Республики»! И замечу, в этом документе отсутствует понятие
«титульный»!
Никого не удивлю признанием, что не все кыргызы являются носителями государственного языка. Для некоторых, как их презрительно называют
«киргизов», родной язык – тот язык, на котором они думают, с помощью которого они постигают мир, набираются знаний и формулируют свои мысли.
Рискую навлечь на себя очередную порцию гнева, но скажу: кыргызский язык в силу разных обстоятельств и условий пока не может быть языком межнационального общения, так как подавляющее большинство других этносов в силу полученного образования традиционно общаются между собой на русском.
Разработчики же законопроекта, упорно не замечания существующих реалий, называют языком межнационального общения государственный.
Признавая это, утверждаю непреложную истину: никто не выступает против необходимости развивать госязык, кыргызстанцы обеими руками
«за», но только не за счет сужения сфер использования других языков и ущемления прав нашего многонационального общества.
Для развития кыргызского языка необходим не метод запрета, а создание благоприятной языковой среды, должна быть заинтересованность и необходимые условия, о которых общество не просто твердит, а взывает к власти на протяжении 30 лет.
Это разработка качественных учебников, подготовка грамотного преподавательского состава и оплата его труда, создание альтернативных способов изучения языка для тех, кто, например, работает, и организация бесплатных курсов для всех желающих. Именно так! Ведь если мы хотим продвигать язык, то должны вспомнить, как продвигался в свое время русский на территории Средней Азии, и использовать эти приемы.
За время своего многолетнего существования Нацкомиссия могла хотя бы разработать качественный глоссарий, словари, подготовить педагогический состав, чтобы малышей с детских садов действительно обучали, а не так, как на самом деле происходит – учат госязыку в яслях, школах, университетах, но как не знали кыргызстанцы госязык, так и не знают.
Поэтому разработку законопроекта необходимо перенести на более благоприятное время, так как сегодня ни государство, ни общество к этой
«реформе» не готовы, а принимать мертворожденный закон, таящий в себе еще и угрозы межнациональным отношениям, – глупо и даже опасно!
Подстава для президентаНам очень захотелось побеседовать с авторами законопроекта и задать вопросы председателю Нацкомиссии по госязыку
Сыртбаю Жолдошевичу Мусаеву, но в назначенное время журналисты на рабочем месте его не застали. Свой
«побег» изданию
«Кундеми» он позже объяснил тем, что человек он «
сам себе не принадлежащий» и как раз в назначенное время его
«срочно вызвали в кабмин». А после, сообщил он, немедленно вылетает по заданию самого
Садыра Нургожоевича (президента Кыргызстана, – прим. ред.) в Ош, где пробудет неделю. Не меньше!
Дать номер телефона своего заместителя Мусаев отказался, потому как его зам – человек не менее занятой. К слову, в тот день президент Кыргызстана Садыр Жапаров, подъезжая к зданию своей администрации, несмотря на занятость, встретился с собравшимися там жителями жилмассива «Жер-Ынтымак».
Отметим, назвать имена других разработчиков законопроекта, которые смогут прокомментировать этот
«шедевральный» документ, ни председатель Нацкомиссии, ни ее пресс-секретарь, ни курирующий этот вопрос сотрудник кабмина не смогли. А вообще, складывается ощущение, что документ написан с кондачка.
Не будем сильно углубляться в содержание, заострим внимание на том, на что без слез смотреть невозможно. Например, в документе говорится об обязательном использовании госязыка в сфере пользовательских интерфейсов компьютерных программ и веб-сайтов.
Также – в надписях на дорожных знаках, вывесках и других указателях названий географических объектов и объектов топонимики на территории Кыргызстана.
А дальше еще веселей: в документе указано, что
«языком туристического и экскурсионного обслуживания является государственный язык».Всем понятно?! Приезжает иностранный турист, а ему экскурсовод рассказывает о нашей замечательной стране, ее истории, достопримечательностях и выдающихся деятелях, коими богата наша земля, даже не на английском, что было бы понятно для гостей, а исключительно на государственном языке. В силу патриотизма!
Сразу вспоминаю всем известный мем –
«Ничего не понял, но очень интересно!». Законопроект также предполагает изготовление товарных знаков, указателей улиц, дорожных знаков с использованием госязыка, при этом авторы документа в справке-обосновании указывают, что реализация закона не требует финансирования,
а обязательный анализ регулятивного воздействия (АРВ) отсутствует.Видимо, все само переведется, переименуется, назовется или, как вариант, обяжут предпринимателей добровольно-принудительно сделать все за свой счет.
Не навреди!Языковой вопрос – сфера тонкая и деликатная, и яркий тому пример – Украина, когда попытка вознести украинский язык, сузив при этом пространство для русского языка, привела к печальным событиям в этой стране. Нужно понимать и осознавать, что Закон КР «О госязыке» требует глубокого государственного подхода. Ведь непродуманные шаги чреваты дестабилизацией обстановки в обществе.
Уверена: общество понимает важность развития государственного языка, так как это один из признаков суверенитета государства, идентификатор нации, но давайте этим вопросом заниматься профессионально не только в плане разработки методики, но и с учетом политических и общественных реалий.
И самое главное – с учетом потребностей народа, не диктуя, не давя на людей, а формируя у них глубинную мотивацию для изучения языка. В том числе и на экономической платформе. Ежедневно, ежеминутно…
https://kundemi.kg/