Исполнилось 32 года, как ограниченный контингент советских войск покинул пределы Демократической Республики Афганистан. По традиции воины-афганцы каждый год чтят память тех, кто погиб в Афганистане, исполняя свой интернациональный долг. Эта война для нас длилась почти десять лет, в ней участвовали миллионы людей, в том числе тысячи кыргызстанцев. Но война в Афганистане после вывода советских войск не прекратилась, наоборот, приобрела совершенно новые формы и до сих пор продолжается.
Больно осознавать, что почти сорок лет там идет война, которая ежедневно уносит многие невинные жизни мирных людей, детей, стариков и женщин. Все желают установления мира в Афганистане, но, наверное, этого прежде всего хотят солдаты, которые прошли через эту войну, невольно ставшими орудиями в руках мировых вершителей судеб. И мне, как участнику этой войны, тяжело осознавать, что и я несу ответственность за эту великую людскую трагедию и «нескончаемую» афганскую войну.
Сегодня по-разному объясняют истоки той войны, и очевидно, в угоду идеологическим и конъюктурным интересам многие очевидные исторические факты будут сфальсифицированы в будущем. Но как бы не переписывали историю, правда сохранится в ней, потому что сила в правде.
Все те, кто прошел через эту войну честно исполняли свой интернациональный долг перед афганским народом. Мы не только воевали, но и восстанавливали Афганистан, строили школы, больницы, детсады, дороги, заводы, фабрики, колхозы и искренне верили, что братский афганский народ в будущем заживет счастливой жизнью. Однако, Афганистан постепенно погружался в арену геополитического противостояния между Западом и Востоком, страна буквально провалилась в бездну хаоса и гражданской войны.
Существуют различные подходы к причинам и истокам этой войны. И хотя сегодня основным виновником развязывания «афганской» войны выставляют лишь Советский Союз, который, конечно, несет ответственность за эту трагедию, но в реальности ситуация была немножко иная. И об этом знают практически все, кто мало-мальски занимался Афганистаном.
Как известно, десятилетнее военно-политическое присутствие СССР в Афганистане не дало ожидаемых результатов. В мае 1988-го Советский Союз начал вывод войск из страны под давлением мирового сообщества и углублением системного кризиса в социалистическом содружестве.
15 февраля 1989 последнее подразделение 40-й армии СССР покинуло Афганистан. По официальным данным, на афганской войне погибли более 15 тысяч только советских военнослужащих, несколько десятков тысяч военнослужащих Вооруженных Сил Демократической Республики Афганистан, около 90 тысяч. моджахедов. Кроме того, боевые действия послужили причиной гибели около двух миллионов мирных жителей, несколько миллионов человек получили увечья, ранения, а миллионы людей оказались вынужденными переселенцами и беженцами.
Уход Советского Союза из Афганистана было воспринято моджахедами как победа, но афганцам так и не удалось остановить маховик войны, которая продолжается поныне.
К сожалению, Афганистан стал жертвой жесткого военно-политического противостояния мировых держав, что способствовало полной потере государственного суверенитета Афганистана.
Однако, не все знают, что предпосылки к гражданской войне появились там еще в начале семидесятых годов, когда страна вступила в серьезный политический кризис, который продолжается и сейчас. В 1973 году, во время визита короля Афганистана Захир-Шаха в Италию, в стране произошёл государственный переворот. Власть была захвачена родственником Захир-Шаха Мухаммедом Даудом, провозгласившим первую республику в Афганистане. Исламисты со своей стороны начали оказывать жесткое сопротивление, подняли несколько восстаний, но все они были подавлены правительственными войсками. Правление Дауда завершилось в апреле 1978 года – Саурской революцией, казнью его самого и членов его семьи.
27 апреля 1978 года в Афганистане началась Апрельская (Саурская) революция, в результате чего к власти пришла Народно-демократическая партия Афганистана, провозгласившая страну Демократической Республикой Афганистан (ДРА). Попытки руководства страны провести новые реформы, которые позволили бы преодолеть отставание Афганистана, натолкнулись снова на сопротивление исламской оппозиции. По сути, уже в 1978 году в Афганистане началась гражданская война.
8 мая 1978 года афганское правительство через посла СССР в Кабуле официально обратилось к советскому правительству с просьбой срочно направить в Афганистан советских советников - партийных, военных, хозяйственных для оказания интернациональной помощи ДРА.
Со второй половины 1978 года СССР направил в Афганистан несколько сот советников.
В марте 1979 года, во время мятежа в городе Герат, последовала первая просьба афганского руководства о прямом советском военном вмешательстве.
19 марта 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС Леонид Брежнев сказал:
«Был поставлен вопрос о непосредственном участии наших войск в конфликте, возникшем в Афганистане. Мне думается, что… нам сейчас не пристало втягиваться в эту войну. Надо объяснить… афганским товарищам, что мы можем помочь им всем, что необходимо… Участие наших войск в Афганистане может нанести вред не только нам, но и прежде всего им».
Было резко увеличено число советских советников, в первую очередь, военных, в Афганистане: с 409 человек в январе до 4500 к концу июня 1979 года.
Американцы тоже не сидели сложа руки, согласно мемуарам бывшего директора ЦРУ Роберта Гейтса, 3 июля 1979 года американский президент Джимми Картер подписал секретный президентский указ, санкционирующий финансирование антиправительственных сил в Афганистане. В своём интервью 1998 года французскому журналу Le Nouvel Observateur, Збигнев Бжезинский вспоминал:
«Мы не толкали русских вмешиваться, но мы намеренно увеличили вероятность, что они это сделают…».
Между тем, вооружённые выступления оппозиции, мятежи в армии, внутрипартийная борьба, и особенно события сентября 1979 года, когда лидер НДПА Нур Мохаммад Тараки был арестован и затем убит по приказу отстранившего его от власти Хафизуллы Амина - вызвали серьёзное беспокойство у советского руководства.
При Амине в стране развернулся террор не только против исламистов, но и против членов НДПА, бывших сторонниками Тараки. Репрессии коснулись и армии, главной опоры НДПА, что привело к падению её авторитета в обществе, вызвало массовое дезертирство и мятежи, способствовало дальнейшему обострению ситуации в Афганистане. С целью сохранения своей власти в стране, руководство НДПА только с сентября по декабрь 1979 года 7 раз обратилось к Советскому Союзу об оказании немедленной военной помощи.
В начале декабря 1979 года в Баграм был направлен так называемый «Мусульманский батальон» - отряд особого назначения ГРУ - специально созданный летом 1979 года из советских военнослужащих среднеазиатского происхождения, в том числе кыргызстанцев, для охраны Тараки и выполнения особых задач в Афганистане.
С 10 декабря 1979 года началось срочное развёртывание и мобилизация частей и соединений Туркестанского и Среднеазиатского военных округов. Была поднята по сигналу «Сбор» 103-я Витебская гвардейская воздушно-десантная дивизия, которой отводилась роль основной ударной силы в предстоящих событиях.
Тогда ситуация в мире в целом была неспокойная, стояла гнетущая атмосфера большой войны между Востоком и Западом. По мнению многих экспертов, решение стран НАТО от 12 декабря разместить в Западной Европе почти 600 новых ракет Першинг-II, что кардинально меняло военно-стратегический баланс между СССР и США, психологически и политически спровоцировало советское руководство к трагическому решению о вводе своих войск в Афганистан.
По свидетельству начальника Главного оперативного управления - первого заместителя начальника Генерального штаба Вооружённых Сил СССР В. И. Варенникова, в 1979 году единственным членом Политбюро, не поддержавшим решение об отправке советских войск в Афганистан, был А. Н. Косыгин.
Участники событий вспоминали, что начальник Генерального штаба Н. В. Огарков активно выступал против ввода войск, по поводу чего имел острые споры с членом Политбюро ЦК КПСС министром обороны СССР Д. Ф. Устиновым. Также против ввода войск были C. Ф. Ахромеев и В. И. Варенников, Е. М. Примаков и О. Т. Богомолов.
Советский Союз сделал ставку на смену афганского лидера. Бабрак Кармаль и несколько его сторонников были тайно привезены в Афганистан 14 декабря 1979 года и размещены в Баграме среди советских военнослужащих.
16 декабря 1979 года была произведена попытка убийства Х. Амина, но он остался жив, и Кармаля срочно вернули в СССР. При этом Амин, по свидетельству очевидцев, оставался уверенным, что его хотят убрать американцы и с целью укрепления своей охраны поручил 20 декабря 1979 года из Баграма в Кабул перебросить «Мусульманский батальон», который был включен в бригаду охраны Аминовского дворца.
Параллельно, до 25 декабря 1979 года в Туркестанском военном округе был подготовлен к вводу в Афганистан 40-я армия.
К вечеру 23 декабря 1979 года было доложено о готовности войск к вводу в Афганистан. 24 декабря Д. Ф. Устинов подписал директиву № 312/12/001, в которой говорилось:
«Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, дислоцированных в южных районах нашей страны, на территорию ДРА в целях оказания помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств».
Участие советских войск в боевых действиях на территории Афганистана директивой не предусматривалось, не был определён порядок применения оружия даже в целях самообороны.
Правда, уже 27 декабря появился приказ Д. Ф. Устинова о подавлении сопротивления мятежников в случаях нападения.
Предполагалось, что советские войска станут гарнизонами и возьмут под охрану важные промышленные и другие объекты, высвободив тем самым части афганской армии для активных действий против отрядов оппозиции, а также против возможного внешнего вмешательства. Утром 25 декабря 1979 года советские войска начали прибывать на территорию ДРА, особых эксцессов не было, за исключением небольших вооруженных столкновений локального характера.
Вечером 27 декабря советские спецподразделения взяли штурмом дворец Амина, операция продолжалась 40 минут, во время штурма Амин был убит. По официальной версии, опубликованной газетой «Правда», «в результате поднявшейся волны народного гнева Амин вместе со своими приспешниками предстал перед справедливым народным судом и был казнён».
Как и многим моим сверстникам, мне не удалось избежать той войны. В 1983-1985 года я служил военным переводчиком в Демократической Республике Афганистан и искренне верил в то, что помогаю братскому афганскому народу строить новую жизнь и совершенно не предполагал, что эта война будет длиться более сорока лет. Светлая память всем жертвам афганской войны и пусть в Афганистане будет мир и человеческое счастье.
Авазбек Атаханов
: 0