Парламент Кыргызстана утвердил премьер-министра, а также представленные им структуру и состав правительства. Главой правительства стал руководитель Счетной палаты КР Улукбек Марипов. Он намерен упразднить ряд министерств и ведомств, а также должности вице-премьер-министров по социальному и экономическому блокам. Предполагается, что нынешний кабмин проработает до референдума по конституционной реформе, т.е. примерно три месяца. Своим мнением о целях и задачах нового правительства поделился политолог Таалайбек Джумадылов.
Выдвижение Улукбека Марипова на пост премьер-министра Кыргызстана стало, мягко говоря, большой неожиданностью для большинства кыргызстанцев. Его имя не фигурировало ни в прогнозах экспертов, ни в социальных опросах. Как так вышло, что его кандидатуру парламент утвердил практически единогласно?
- Улукбек Марипов – это очередной технический премьер, который назначен провести референдум, а после исполнить роль громоотвода за проблемы в экономике и социальной сфере. После на него «повесят всех собак», т.к. формально сейчас у него очень много полномочий – он избран на пост в соответствии с Конституцией 2010 года. Президент же сейчас, согласно Основному Закону, отвечает за внешнюю политику и безопасность. Т.е. за все проблемы, которые могут возникнуть в ближайшее время, придется отвечать именно премьеру.
Первые действия нового правительства принято оценивать через сто дней. Каковы ваши прогнозы на этот период?
- Однозначно, чуда за это время не произойдет. Я пока не вижу никаких положительных перспектив. Я очень сомневаюсь, что Улукбек Марипов может справиться с выполнением приоритетных на сегодняшний день для Кыргызстана задач. Сейчас нам нужен настоящий реформатор, харизматичный и волевой руководитель, способный принимать не популярные меры – повышение тарифов, налогов и т.д., потому что с учетом состояния нашей экономики – это сейчас единственный выход.
А нынешнее правительство, судя по тому, что они начали работу не с решения реальных задач, требующих безотлагательного реагирования, а со структурных преобразований, будет в ближайшее время заниматься лишь имитацией бурной деятельности.
Премьер-министр, представляя новую структуру правительства, заявил о намерении оптимизировать его работу. Депутаты одобрили инициативу. Какие, на ваш взгляд, результаты дадут структурные преобразования?
- То, что сейчас происходит в правительстве я бы назвал не реформированием, а имитацией реформ. Структурные изменения происходят под флагом, так называемой, оптимизации работы правительства, но таковой не являются. Если говорить об оптимизации, – то нужно было представить несколько вариантов структуры правительства, и уже из них выбирать тот, который наиболее подходит к нынешней ситуации в Кыргызстане. Нужно понимать, для чего мы это делаем и что в итоге получим – экономию бюджетных средств или повышение эффективности государственных услуг? Ответов на эти вопросы нет.
Поэтому сейчас происходит просто укрупнение существующих структур управления. Это в итоге приведет к чрезмерной концентрации функций в отдельных министерствах и ведомствах, что чревато рядом негативных последствий, включая потерю управления.
Есть такая басня про лебедя, рака и щуку. Так вот, учитывая положение дел в отдельных сферах, реформирование не только не улучшит ситуацию, а скорее наоборот, приведет к еще большему упадку. Например, согласно новой структуре правительства, систему паспортизации и регистрации граждан возвращают в МВД. Я считаю, что это не правильный подход. Потому что министерство внутренних дело должно быть заточено на три базовые функции – обеспечение общественной безопасности, поддержание правопорядка и борьба с преступностью.
А выдачу паспортов и регистрацию граждан вполне может выполнять государственная не силовая структура в то время, как их передача силовому ведомству может ослабить выполнение правоохранительными органами их базовых функций.
Еще одна проблема, которую повлекут за собой структурные изменения правительства – это необходимость менять нормативно-правовую базу, которая регулирует деятельность и определяет функционал каждой государственной структуры, а сейчас на это элементарно нет времени. У нового правительства и так короткий срок – до принятия новой конституции или до парламентских выборов, т.е. максимум до июня. В итоге все это время новое правительство будет заниматься не решением насущных проблем государства, а своими организационными и кадровыми вопросами.
На мой взгляд, сейчас не время для перемен. Учитывая нынешнюю социально-экономическую ситуацию, нужно принимать антикризисные меры, а не заниматься структурными преобразованиями.
Вы говорите, что сейчас нет реальных оснований для изменений в структуре правительства, тогда какова их цель? Почему реформирование затеяли именно сейчас?
- На мой взгляд, это имитация бурной деятельности и манипуляция общественным мнением. После октябрьских событий, после выборов президента у широких слоев населения есть определенные ожидания перемен, и изменение структуры правительства – это популистский ответ на общественный запрос на реформы. Сократить количество министерств и высокопоставленных чиновников – это самый простой способ наглядно показать иллюзию перемен. По большому счету – это профанация, которая в итоге может привести к очень печальным последствиям.
У нас кризис в экономике, проблемы с наполнением бюджета и выполнением социальных обязательств перед народом, есть серьезные проблемы с погашением внешнего долга, но вместо того, чтобы решать эти первоочередные задачи наши власти занимаются имитацией. И это стратегическая ошибка, на мой взгляд.
Источник - pikir-klub.kg
: 0