На днях прозвучала ошеломляющая для постсоветского пространства новость: Премьер-министр Украины Алексей Гончарук заявил, что находящееся в государственной собственности АО «Укрзализниця» (железные дороги) могут отдать национальному оператору железных дорог Германии Deutsche Bahn AG в управление на 10 лет. Позже выяснилось, что немцы вообще не собираются брать национального железнодорожного перевозчика в управление и высказывание украинского премьер-министра было скорее стремлением выдать желаемое за действительное.
Шум немного улёгся, но за кадром осталось главное – некомпетентность и нежелание украинского кабмина заниматься хоть какой-то работой. Самое лучшее – найти богатого иностранного инвестора, который придёт, возьмёт в аренду хиреющее хозяйство и превратит его в сияющий город-сад. Это в принципе не впервой – ещё предыдущий украинский президент Порошенко всё зазывал на Украину богатых американских инвесторов. Затея эта так и не удалась, богатые американские инвесторы не расчехлили сундуки с долларами и не заспешили вкладываться в Украину.
Как и в Кыргызстане каждое последующее украинское правительство хуже предыдущего. Оно уже перестало даже пытаться изображать какую-то деятельность – главная идея как и в Кыргызстане: инвесторы, концессия, приватизация. Сдать что-нибудь в аренду, чтобы потом ничего не делать и только «рубить халявные бабки».
И неважно, что уже давным-давно опровергнуты примеры приватизации стратегических отраслей, ни в одной стране это не закончилось ничем успешным. Самым ярким примером тут может служить Аргентина 1993 года. По настоянию МВФ и Всемирного банка была проведена приватизация железнодорожной сети: она была разделена на куски каждый из которых был сдан в концессию частным компаниям само собой на условиях «вложения инвестиций, развития качества услуг, отказа от резкого увеличения тарифов для населения».
Словом, обычные бюрократические формулировки, о невыполнимости которых знали даже сами аргентинские чиновники, подписывавшие эту «туфту» со своей стороны. Сразу же начались массовые увольнения «избыточного персонала» - из компании за год были уволены более 60 тысяч человек. Огромная масса людей была вышвырнута на улицу и осталась без средств к существованию. «Эффективные собственники» принялись закрывать убыточные маршруты и задирать цены на востребованных. Никаких инвестиций само собой железнодорожная инфраструктура не дождалась – вложения в железную дорогу затратны и окупаются десятилетиями, частные компании по определению не делают таких длинных инвестиций.
Спустя 10 лет после приватизации количество железнодорожных станций сократилось на треть, а около 20% путей пришли в полную негодность. Скорость движения по остальным была снижена до минимума – даже на гужевом транспорте иной раз было добраться быстрее. Население осталось без каких-либо средств передвижения. Хотите, чтобы убыточные маршруты продолжали действовать? – Давайте субсидии!!! К 2007 году объём субсидий частным компаниям уже достиг объёма дотаций единому оператору перед приватизацией, и это притом, что были уволены 60 тысяч человек как мы помним!
Воистину капитализм - это приватизация прибылей и национализация убытков. Несмотря на субсидии никакого улучшения ситуации не просматривалось и пока железная дорога окончательно не встала, правительство Аргентины в 2013 году было вынуждено её национализировать.
Вспомним нашу национальную идею о поиске инвесторов – так как делать что-то самостоятельно мы уже давно разучились. В этой связи возникает вопрос, а зачем тогда Кыргызстану вообще нужно правительство, которое ничего не желает делать само и только ищет кто бы что за него что-то сделал? В таком случае, нам легче разогнать правительство, Жогорку Кенеш, суды за отсутствием пользы и оставить на местах только вече для народного схода по самым важным вопросам да суды аксакалов – видимо толку будет больше. Во всяком случае вред неочевиден. Мы до сих пор, спустя почти 30 лет ощущаем последствия от акаевского «поиска инвесторов», который на грабительских условиях отдал национальное достояние Кумтор за никому ненужные фантики иностранным «инвесторам».
Да, только на такого рода инвесторов и инвестиции мы можем рассчитывать. Каждый инвестор заточен на максимизацию прибыли и в наших нестабильных условиях это означает, что каждый инвестор закладывает «премию» в свой проект чтобы покрыть многочисленные риски. Иначе сюда не придут даже аферисты. Нужно разрабатывать золотое месторождение – ищите специалистов, выпускайте ценные бумаги под проект и делайте, то же самое сделает любой другой инвестор.
Нужно улучшить ситуацию в железной дороге – посмотрите как сделать так, чтобы железной дорогой было приятно и удобно пользоваться гражданам Кыргызской Республики и гостям. Оторвите от неё присосавшихся пиявок-коррупционеров, разворовывающих её дотла.
И так по каждому проблемному месту. Но намного легче сидеть пить чай, а не работать и не думать, разводить целыми днями интриги, подсиживать друг друга и искать способы своровать чем заняться хоть чем-то походим на созидательную деятельность.
Так что мы с несчастными братьями-украинцами ещё не раз услышим призывы искать инвесторов и приватизировать.
Тимур Союнов
: 0