Всего за каких-то 30 лет Кыргызстан превратился из общества равных возможностей в общество сегрегации. Нет, речь идёт не о той расовой сегрегации, что существовала в ЮАР до 1992 года или в США до 1954 года. Речь идёт о классовой сегрегации. Впрочем, одно другому не мешает и для «обиженных» в классовом плане оставлен «утешительный приз» - национальная или языковая дискриминация. Тут уж особенно никто никому не мешает – разгуляйся душа как ветер в поле. Если уж не вышел ты происхождением – нет в роду твоём известных депутатов или политиканов, выскочивших на олимп благодаря краху СССР, то вышел хотя бы, как говорят на сегодняшнем жаргоне «фейсом».
Посмотрите на лица в парламенте, правительстве – много ли среди нового поколения деятелей возрастом 30-45 лет личностей, сделавших карьеру из самых низов, как комбайнёр Горбачёв к примеру, или простой красноармеец Косыгин, родившийся в семье бедного заводского рабочего? Ни одного, всё сплошь потомственные министры, депутаты, заместители, председатели… У простого парня или девушки из глубинки нет никаких шансов подняться по социальному лифту и послужить на благо Родины: всё плотно огорожено от посторонних многочисленными барьерами.
Всё начинается уже теперь со школы – в иных школах в глубинке не месяцами, а то и годами не преподаются предметы школьной программы или преподают их случайные люди, не имеющие никакого образования. Даже в Бишкеке – хочешь затолкать дитя в «блатную» школу – отвали гигантский взнос, бедные отсекаются, идут в школы попроще.
ВУЗ – он недоступен людям без денег. И хотя качество образования в наших ВУЗах ужасное и не выдерживает никакой критики (это к вопросу о возмущающихся почему наши дипломы нигде не признаются) даже и на такую дешёвую подделку высшего образования у большинства населения нет денег.
Ну а без хоть какого-то образования, доступ к должностям, где можно было бы проявить себя закрыт.
Но даже если кто-то поднатужится и обеспечит образованием своё чадо – вверх по карьерной лестнице подняться шансы минимальные. То есть не то чтобы вовсе никаких, но около нуля. В госорганах свирепствуют землячество, чванство, трайбализм, недалёкость. взяточничество и продажа должностей либо назначения в обмен на «отметки». Пролезший туда случайный человек будет десятилетиями находиться на мелких должностях безо всяких перспектив роста, хотя бы и выполняя работу своего начальника.
Это всё называется отрицательной селекцией, когда с самого рождения шанс добиться чего-то и реализовать свой потенциал получают не те, кто действительно способен совершить что-то, а те, то понаглее и нахрапистее, имеют лучшую поддержку и лучше всего не обладают выдающимся умом – кому нужна конкуренция?
Частные случаи не делают никакой картины – ведь и в ЮАР времён апартеида были чёрные, признанные «почётными белыми», от того расистский режим ЮАР не переставал быть расистским.
та нездоровая атмосфера тянет страну назад в средневековье, ускоряет разложение общества и провоцирует исламизм, национализм – как ответ низов на свою невостребованность и попытки найти хоть какое-то утешение.
Телевизор и жёлтые газетёнки будут конечно рассказывать о 3000 годах государственности, о том, как американцы, немцы, французы и.т.д. учат кыргызский язык, о том как они сплошь влюбляются в страну, будут публиковать «ушаки» чтобы за чаем народ похохмил и пообсуждал очередной перл малообразованного депутата.
Но они не расскажут и не напишут главного – о том, что долго такое продолжаться не может. И внешние или внутренние силы в конце концов разнесут государство, построенное на таких принципах в клочья. История Социалистической Революции 1917 года это подтвердит – почему российский фронт Первой мировой войны начал разваливаться? Просто потому что солдаты осознали, что воюют они за шкурные интересы господ в чужой войне. Бессмысленность защиты чужих «французских булок» развалила российский фронт и создала мощные предпосылки для Социалистической Революции.
Созреет ли эта революционная ситуация в Кыргызстане? – навряд ли. В отличие от Российской Империи 1917 года у нас существует предохранительный клапан в виде мощного оттого населения, граница открыта, а РФ бесконечно нуждается в трудовых ресурсах, поэтому привлекает всех, кто только способен трудиться. Потеря более 25-30% граждан (именно столько у нас выехали на ПМЖ за границу за 30 лет) в любой стране воспринимается как угроза существованию, кроме нас. У нас высокий уровень рождаемости пока что позволяет маскировать проблему. Но кардинально она не решается и в принципе она нерешаема в нынешней системе базаркомов государственного уровня. Но у нас галопирующий отток собственных граждан считается за благо, он желаем, так как уезжают как раз наиболее подготовленные и компетентные кадры. При замедлении темпов рождаемости ситуация станет катастрофической. Республика обезлюдит очень быстро, а наличие проблемных и нестабильных соседей сделает угрозу её существованию полной реальностью.
Также надо признать полное отсутствие лидеров. Конечно, появления человека масштаба и компетентности Ленина трудно ожидать в Кыргызстане в силу вышеописанной деградации всего и вся. Но у нас невозможно появление даже собственных Андроповых или Косыгиных. И в силу разваленного образования и в силу смещённых ценностей. Вспомните как охотно у нас простые граждане продаются за килограмм сахара или пачку печенья? Почему быть наркобароном или депутатом престижно? - потому что там можно хорошо «шабашить», ничего полезного при этом не делая.
Принцип жизни современного политического деятеля Кыргызстана состоит не в том, чтобы убрать свалку, а чтобы выстроить посреди свалки особняк с высокими стенами из-за которых не будет видно зловонных куч мусора. Рано или поздно правда мусор начнёт переваливаться через стены роскошного особняка и тогда никому не поздоровится.
Тимур Союнов
: 0