Прежде чем говорить о смоге в Бишкеке, необходимо узнать, а что такое СМОГ. В Википедии сказано следующее. Смог — чрезмерное загрязнение воздуха вредными веществами, выделенными в результате работы промышленных производств, транспортом и теплопроизводящими установками при определённых погодных условиях. Помутнение воздуха природными частицами пыли, снега или дыма от природных пожаров называется мглой.
Первоначально под смогом подразумевался дым, образованный сжиганием большого количества угля (смешение дыма и диоксида серы SO2). В 1950-х годах в Калифорнии Хаген-Смит впервые описал новый тип смога —фотохимический, который является результатом смешения в воздухе следующих загрязняющих веществ: · оксиды азота, например, диоксид азота (продукты горения ископаемого топлива); · тропосферный (приземный) озон; · летучие органические вещества (пары́ бензина, растворителей, пестицидов и других химикатов); · перекиси нитратов. Все перечисленные химикаты обычно обладают высокой химической активностью и легко окисляются, поэтому фотохимический смог считается одной из основных проблем современной цивилизации.
Эту цитату я привел без изменений, потому как разные эксперты приводят разные объяснения, не имея, как мне кажется, представления о реальной природе СМОГ образующих частиц. Да и о возможных механизмах его образования. Из бишкекских ученых наиболее полную классификацию СМОГ образующих факторов дал доктор биологических наук Эмиль Шукуров в 2018 году.
1. Выхлопные газы автомобилей. Биолог называет это самым главным источником образования смога. Шукуров отметил, что в Бишкеке много изношенных машин, завезенных из других стран. Причем эти авто не способны выделять выхлопы в пределах нормы из-за износа.
2. Столичная теплоэлектроцентраль. ТЭЦ выделяет довольно большой объем выбросов в атмосферу, однако биолог считает, что они не столь значительны по сравнению с другими факторами, потому что сжигание в печи происходит под высокой температурой.
3. Отопление в частном секторе. По сравнению с выбросами ТЭЦ, загрязнение атмосферы в данном случае более существенное. Сгорание происходит при низкой температуре, поэтому вместо углекислого газа выделяется угарный.
4. Сжигание мусора. Об этом источнике смога мало кто беспокоится, но он тоже оказывает большое влияние на загрязненность воздуха. Большая часть сжигаемых веществ превращается в ядовитые газы.
5. Климатические условия. По мнению профессора, этот сезон по климатическим условиям благоприятен для образования газов: мало осадков, которые очищают атмосферу. К тому же осенью практически не было дождей.
А теперь попробуем оценить эти пункты.
Теплоцентраль. На этой причине тормозят большое количество комментаторов – диванных экспертов. И я бы присоединился к ним, если бы не прочел крик души директора Бишкекской теплоцентрали Андрея Воропаева.
«…на каждом котле установлены специальные фильтры. На них оседает большая часть вредных частиц и газов. Станция дымит уже 57 лет, совсем без дыма ТЭЦ работать не сможет. Конечно, свою лепту в загрязнение мы вносим. Но вопрос смога поднялся последние пять лет. Говорят, что это связано с модернизацией, однако, наоборот, из трубы на новой ТЭЦ выходит не дым, а пар. При нулевой температуре вообще ничего не увидели бы. Мы используем несколько способов очистки: электрофильтры, проходя через которые зольные частицы притягиваются к электродам и потом стряхиваются и смываются в золоотвалы; мокрые скрубберы (золоулавливатели), проходя через которые дым, грубо говоря, моется. Еще внедрена система сероочистки. Она мало где есть. Там известковое молочко, проходя через него, гасится сера. Эффективность очистки фильтров на старой станции составляет 97,5 процента, на новой — 99,9 процента.»
Я не могу спорить со специалистом, который дает расклад по деятельности своего объекта. При этом приглашая тех, кто не верит, прийти и посмотреть, как работает система очистки. Ну да Бог с ней, с ТЭЦ.
Следующий пункт - отопление в частном секторе. Есть среди моих коллег – диванных экспертов специалисты, которые смогли бы оценить вклад в загрязнение Бишкека вот этими самостроями, уже имеющими названия? И похоже, вошедшие в состав Бишкека. Тогда, может, они скажут, сколько этих самостроев и сколько в них домов, которые отапливаются углем. Кстати, Воропаев обратил внимание и на своих конкурентов – самоотапливающихся.
Вот его фраза. «Разнос дыма происходит, но он очищается, прежде чем выйти из труб. Вы посмотрите в частном секторе, какой там идет дым, если топят Шабыркульским углем. Он грязно-рыжего цвета. На ТЭЦ выходит светлый».
А заведующий кафедрой метеорологии, экологии и охраны окружающей среды КРСУ Андрей Подрезов 31.01.2019 завил следующее: "Основную роль в образовании смога играет не автотранспорт, и ТЭЦ, а дым и зола печей частного сектора. То, что выходит из выхлопных труб машин, больше похоже на пар из чайника, а не на дым".
Кстати, некоторые эксперты, так сказать, в авторитете, тоже утверждают, что все эти самострои надо переводить на газ или электро отопление. Конечно, эти предложения придумали на трезвую голову, но вот обдумывание их реализации, похоже, потонуло в том, что принимали потом. И это не шутка, а реальное утверждение. КТО БУДЕТ ГАЗИФИЦИРОВАТЬ ВОТ ЭТИ САМОСТРОЙНЫЕ ПОСТРОЙКИ, ЗА ЧЕЙ СЧЕТ?
В Алма-Ате 5 пригородных районов газифицированы на 70 %, и остаток Алма-Атинский акимат обещает покрыть за пару лет. Причем по Алма-Атинской области газифицировано 30 %. Вроде какой смысл об этом говорить? А смысл в том, что эти пригородные районы, отапливая свои дома углем, гнали этот дым в Алма-Ату, в зависимости, куда роза ветров повернет.
Но у меня большое сомнение, что наш благодетель Газпром, придя на готовую газовую сеть в Бишкеке, будет заморачиваться на обеспечение газом хрен знает скольких самостроев с постоянно растущими домами, при этом оставаясь не самыми платежеспособными потребителями. А надежды на то, что руководство страны экспроприирует богатеньких, в том числе и своих родственников, чтобы оплатить Газпрому эти дополнительные работы по газификации и будут оплачивать часть расходов на газовое отопление…
Хотя наши депутаты озаботились тем, что надо бы увеличить для этой нищеты лимит потребления электричества. Непонятно, на что? Чтобы они не топили углем, а подсели на турецкие обогреватели? Ну, так этого мало! Да и под вопросом, выдержат ли электросети подобное увеличение потребления э/э? Или наши сети злонамеренно утаивают, какие мощности они могут пропускать?
Следующий пункт – сжигание мусора. Конечно, видя дымящиеся мусорные баки, испытываешь не самые приятные эмоции. Но, если честно, я не видел НИ ОДНОГО БОМЖА, который бы грелся около мусорного бака. Наверное, в южных микрорайонах, где я снимаю квартиру, пусть и не по карману (спасибо жене) у бомжей все в порядке и они прячутся в подвалах, которые ЕСТЬ в домах. Поэтому вряд ли сжигание мусора бомжами можно считать реальным источником смога. В отличие от так называемых климатических условий.
А вот теперь давайте обратимся к анализу того, что мы прочитали. Пока транспорт оставим в покое, а обратимся к ТЭЦ и самостроям. ТЭЦ работает 57 лет и НИКОГДА не вызывала обвинения в смоге. Ну дымит, иногда сильно, но ведь горячая вода и отопление есть? А что еще требуется от ТЭЦ? Может, желание свалить на нее смог – это реакция на посадку бывших руководителей страны? Выгнать не смогли, так хоть посадить? Ну что, это очень даже по кыргызски! Вот только паника жильцов Бишкека как-то не вписывается.
Ну да ладно, ТЭЦ, как я понимаю, оставят в покое. А вот с печным отоплением пригородных самостроек дело обстоит несколько иначе.
Если похоронить мечту, что Газпром проведет газовые сети в эти поселения за свой счет, то возникает вопрос: а сможет ли государство оплатить эти работы? Ясно, что чиновникам нет дела до того, кто как выживает и кто как будет оплачивать. И возникает другой вопрос: ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ, чтобы убрать с новостроек клеймо отравителей города? Перевести их на электрическое снабжение отопления, ну и прочих услуг. Скажем, снабжением их аппаратами типа Аристон. Конечно, если закупать, они влетят в миллионы евро, если не больше. А если их начать выпускать на своих предприятиях? Разработать их и приготовить к выпуску, скажем, под лейблом КыргызВТепле? И начинать производство, установив реальные, а не заоблочные цены, но с предоставлением массы дополнительных услуг, за которые хозяин сам будет думать: платить или нет.
Скажем, установка и разводка отопительных устройств, которые будут соединены с прибором. О душе и ванной я уже не говорю. И это предприятие привлечет немало молодых людей, желающих работать и получать то, что он РЕАЛЬНО ЗАРАБОТАЛ.
Но вновь возникает вопрос: а где взять те электрические мощности, которые потребуются на электрификацию новостроек? Да и тех новостроек в городе, которые строят ТЯП-ЛЯП в самых разных районах столицы? Не знаю, может, я один такой умный, а может, идиот, не понимающий, что от угля, который завозят в Бишкек, кто-то имеет приличную маржу и поэтому для них наезд на поставку угля в Бишкек смерти подобно. Ну что же, мне уже под 70 лет, заслуг перед СССР никаких, перед постсоветскими республиками тем более. Поэтому рискну и выскажу свою идею.
Мы привыкли к планам громадье. Если строить, то непременно что-то подобное Саяно-Шушенской ГЭС, Экибастузской ГРЭС… Ну на худой конец Токтогульской ГЭС. И при этом не задумываемся о том, что с десятка угольных месторождений уголь на самосвалах перевозится туда, где люди его покупают для отопления. В том числе и в Бишкек. И никому, кроме меня, не приходит в голову мысль, что на этих месторождениях можно было бы создать небольшие ТЭЦ, на которых можно было бы производить
энергию для своего региона и для продажи в общую электросеть. Чего и за сколько для своих, вопрос не стоит.
А вопрос стоит перед нашими соседями, которым ВОДА нужна в разные периоды. Водой же распоряжается Токтогулка, которая изначально планировалась как водорегулирующая станция. И коли казахам и узбеком эта вода нужна, почему бы им не войти в консорциум по водопользованию Токтогулки? А если ум есть, то и в программу создания Верхне-Нарынского каскада. Ведь от них
требуются не подачки, а вложения как совладельцев этого каскада. Ладно, подождем. когда Елбасы уйдет с производственных тем. А пока подумаем о создании миниТЭЦ на угольных месторождениях.
Построить здание – это один летний сезон с использованием как местных умельцев, так и шабашников из города. Если есть стройотряды, то и их можно подтянуть. Ну а токопроизводящие устройства, если не трусить, можно заказать по кредиту в России. Кто знает, может, и его спишут?
А теперь моя любимая транспортная тема. Хотя что тут обсуждать? В мире есть примеры того, как эту проблему волевым методом решили в Лондоне, Мадриде и Боготе, введя ограничения на въезд в центр НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ автомобилей. То есть тех, которые не принадлежат жителям центра или не имеют своих парковок, скажем, у офиса. Ну а кому надо поехать на своей машине, покупай талон на право въезда. Либо месячное разрешение на въезд. А для остальных – перехватывающие стоянки и общественный транспорт. Но для этого нужна железная воля руководства города, которой у наших руководителей не наблюдается. Ведь деньги тырить из бюджета – это одно, а штрафовать свою родню, живущую в Царском Селе или как называются эти загородние ВИП поселки – это другое. Кроме головной боли, денег эта мера не принесет. Единственная надежда на выделение полос для общественного транспорта.
Ну наконец, мы добрались до Климатических условий. Я нашел одну сноску, где о них говорилось бы всерьез как о реальном источнике смога. Чтобы не быть голословным, приведу ее, по возможности, полностью. Это из интервью эколога Элеманова от 8.01.18 года.
"При нормальном теплообмене теплый воздух находится на поверхности земли, а верхние слои атмосферы более холодные. А сейчас наоборот, и это препятствует вертикальному перемещению воздуха, ввиду чего загрязненные воздушные массы остаются у земли. То есть это происходит из-за неблагоприятных погодных условий"
«…обычно воздух загрязняется после 18.00, за ночь теплообмен налаживается и к утру атмосфера становится чище. С его слов, искусственно наладить теплообмен не представляется возможным, так как это будет стоить очень дорого.»
«Ранее кыргызстанские экологи раскритиковали мэрию за плохой контроль над выдачей разрешений на строительство зданий. По их мнению, это повлекло хаотичную застройку, нарушившую систему естественного обдува столицы.»
Ну вот мы добрались до реальной причины, на мой взгляд, возникновения смога. И остается вопрос. Будем ли мы сносить неправильные высотки или искать другой выход? А ведь выход, несмотря на пессимистический вывод Елеманова, есть. На тех высотках, которые считаются врагами внутригородского проветривания, установить вентиляционные трубы, по крайней мере по высоте здания. А может, и повыше. И в этих трубах установить вытяжные устройства, которые будут включаться, когда гадость на улице превысит норму. И если реально возникновение смога от этой гадости, то решать ее воздействие очень даже нужно. Почему?
Мы привыкли косить глаза на США, правда, не смотря на гадости, которые там происходят. Но вот есть одна, которая произошла в американском городе Донора, штат Пенсильвания, Это трагическое событие, названное Донорский смог 1948, происшедшее 27-31 октября 1948 года в городке Донор, унесло жизни 20 человек, более 5900 заболевших из 14000 жителей городка… Причиной такого явления стал феномен температурной инверсии, когда тёплый воздух у поверхности земли, содержащий в себе вредные выбросы, оказался заперт слоем холодного воздуха, расположенным выше. Загрязняющие вещества в воздухе, смешанные с туманом, создали густой, едкий, желтоватый смог, висевший над Донорой в течение пяти дней. Серная кислота, диоксид азота, фтор и другие ядовитые газы, которые, как правило, рассредоточены в атмосфере, были заперты в нижнем слое атмосферы и накапливались до тех пор, пока 31 октября не прошёл дождь. Шестьдесят лет спустя, инцидент был описан The New York Times, как «одно из худших бедствий, вызванных загрязнением воздуха в истории страны». Даже через десять лет после инцидента, смертность в Доноре всё ещё была значительно выше, чем в других общинах поблизости. В 2008 году был открыт музей донорского смога (Donora Smog Museum).
И вот после знакомства с подобным биофотохимическим явлением я остаюсь приверженцем жить в предгорном айыле. Где зола используется для удобрения. электричество для ночного отопления, а уголь для поддержания общедомового уюта.
Рустембек Мусурманкулов
: 0