Бишкек (АКИpress) – Председатель партии «Ар-Намыс» Феликс Кулов прокомментировал политическую ситуацию в стране в свете последних событий.
1. По вашему мнению, действительно ли вероятность дестабилизации ситуации в стране была высокой и требовала вмешательства извне?
- Я хочу так сказать, посыл должен быть следующим: мы входим в договор о коллективной безопасности. Согласно этому договору, мы обмениваемся мнениями с нашими союзниками по различным вопросам, в том числе даже по внутриполитической стабильности. Им интересно, что происходит с соседями. Нам тоже небезразлично, что происходит в Узбекистане, Казахстане, какие процессы идут в России. Конечно, мы обмениваемся мнениями. Без этого не бывает. Это ведь внешняя политика. Без этих консультаций не обходится ни одно государство, тем более если оно связано соответствующим договором. Надо исходить из того, что, помимо этого, это не просто союзники, есть еще понятие «друзья», дружеские отношения. Вот Роберта Кочаряна [президент Армении в 1998-2008 годы] посадили, тем не менее Путин поздравляет его с днем рождения. Это человеческие отношения. Так же у него сложились человеческие отношения с Атамбаевым. Когда встал вопрос о том, что здесь происходит, вы заметили же, что Атамбаев начал давать такие недвусмысленные заявления о том, что он готов с оружием в руках защищаться. Это всех насторожило, не только наших граждан. Все об этом только и говорят на любой встрече, будь это тои, поминки. Все встречи стали политизированы. Все задаются вопросом, будет ли Атамбаев третью революцию делать или не будет? Это все в открытом доступе.
Естественно, мне начали звонить друзья из Казахстана, Узбекистана, России, Украины. Спрашивают, что у вас война собирается. И реакция соседей естественная, тем более, Атамбаев был в хороших отношениях с Путиным. Видимо, пошли консультации до приезда в Москву. Произошла встреча Жээнбекова с Путиным. Ясно, что один из главных вопросов был, что происходит у нас в стране. Наверное, Жээнбеков дал общеизвестную информацию. Он, наверное, обрисовал, что есть уголовные дела, что были заявления со стороны этого. Я уверен, что Путин сказал Жээнбекову, он не имел права сам приглашать, он, наверное, попросил: «Давайте я приглашу своего друга, поговорю с ним, не хочу, чтобы у вас началось нехорошее».
Путин заявил, что главное стабильность. Мы об этом тоже говорим. Эта тема №1. Если, не дай Бог, произойдут здесь столкновения, остановить будет нелегко. И он был обеспокоен. И как друг, не только как союзник, попросил поговорить с Атамбаевым. Почему Атамбаеву трудно договориться с Жээнбековым? Причина — он считает, что он его старше, что он его поставил, что он ему обязан. Поэтому он не хочет его слушать. А Путин с его авторитетом для Атамбаева играет определенную роль.
Я подчеркиваю, он как друг сказал Атамбаеву: не надо вот такие вещи делать, мы тоже переживаем. Никакого вмешательства в суверенные дела и независимость нашей страны со стороны других стран, и в том числе Путина, не допускалось. Речь шла о том, чтобы по-дружески поговорить.
Я хочу привести другие примеры в международной практике. Если в странах НАТО произошла бы такая ситуация, что бывший президент стране будет угрожать, все главы государств, входящие туда, и прежде всего американцы, пригласили бы экса и сказали бы не создавать дестабилизацию в отдельно взятой стране.
2. Путин попросил объединиться вокруг действующего президента. Кому адресованы его слова в первую очередь, каким людям или политическим силам?
- Прежде всего, слово «объединиться». Это не означает, что вокруг хана стоят на коленях. Некоторые неправильно извращают эти слова. Объединиться ради сохранения стабильности. Он же об этом говорил. Но есть и демократические процессы — может быть и критика, недовольство. Все это должно быть в рамках ненарушения стабильности. Нужно объединиться вокруг прогресса страны, сохранения национального суверенитета.
3. Какие договоренности, по вашему мнению, были достигнуты Жээнбековым и Атамбаевым в Москве?
- Я уверен, что Путин получил заверение от Жээнбекова, что все, что касаемо Атамбаева будет решаться законно, и никакого личного вмешательства и любой ценой посадить. При этом Атамбаеву было сказано, все будет по закону, никто не будет тебя и твоих людей преследовать, и все будет решаться по закону, но ты тоже не лезь на рожон. Если дальше будешь нагнетать обстановку, то тогда, извини, они решат. Государство есть государство. Уверен, были вот такие договоренности.
4. Появился ли у Атамбаева иммунитет от уголовного преследования?
- Решение было принято парламентом. Они приняли закон. Здесь есть некоторые юридические нюансы, не хочу на них останавливаться. Его лишили статуса экс-президента, но при этом его не лишили определенных гарантий. Статуса нет, и он может быть привлечен к ответственности. В законе так прописано. Он всего лишается, если будет обвинительный приговор.
Вот эти юридические тонкости интересны. Но это отдельная тема для разговора. Я хочу затронуть тот момент, что он улетел из авиабазы в Канте. Это важно. Я уверен, что Жээнбеков дал гарантии, что он беспрепятственно полетит к Путину. В этом никто не может сомневаться. Ему дали такую возможность.
Но Атамбаев – все же значимая фигура, он попросил, чтобы ему дали отдельный борт. Он не захотел лететь из аэропорта «Манас», а решил воспользоваться той базой. Почему? В аэропорту он не захотел проходить пограничные процедуры наравне с простыми гражданами. Вдруг его унизят, начнут досмотр. Видимо, решил подстраховаться. Вдруг ему начали бы задавать вопросы, следователь придет. Хотя он прекрасно понимал, что если ему разрешают вылететь в Москву, то никто этому не препятствовал бы. Более того, если его хотели бы задержать, то это было бы сделано по дороге в Кант. Там проблем не составило бы. Поэтому упрекать власти, что допустили вылет, неправильно. На аэродроме в Канте действует пограничный контроль. При прибытии самолета приезжает мобильная группа для проведения пограничного и таможенного контроля.
Российская база не защищает безопасность России. Она обязана обеспечивать наше воздушное пространство. Вот ее задача.
5. Какой ваш политический прогноз на ближайшие месяцы? Стабилизируется ли ситуация? Переключится ли внимание на выборы в ЖК?
- Прогноз очень простой, если бы он даже не побывал бы у Путина, ничего бы Атамбаев не мог бы сделать. Люди не пошли бы на насильственный захват власти, на это пошли бы только отморозки. А с отморозками нужно поступать жестко. Здесь проблем у МВД не будет. Мирные митинги никто не разгонял. Мирные демонстрации - это нормально. Бишкекчане никогда не поймут, они напуганы революциями и мародерами. Никто его не поддержит.
Относительно критики в отношении парламента и правительства, то это естественное явление. Ни одна страна не бывает довольна своим парламентом, министрами. Это нормальный процесс.
Мы говорим, что создается мнение о нестабильности ситуации. Нагнетание обстановки есть. После поездки туда Атамбаев понял, что наши союзники и друзья не поддерживают его. Он думал, что его поддержат. Он, видимо, наговорил на Жээнбекова, это в его характере, удивляться не стоит.
Главы государств работают с легальной властью. Ни одно из государств не старается работать с теневыми. Теперь людей все это немного успокоит. Есть более важные процессы, на которые надо обратить внимание, - надо говорить об экономике. Вот это вопрос №1. Нужно создавать условия для инвесторов, так как их здорово напугали.
: 0