«Неисповедимы пути твои и дела твои, Господи!» Сколько раз я их вспоминал, когда что-то не получалось или получалось не так, как я хотел. Ведь априори я не мог быть виновным, поэтому на кого свалить неудачи? Естественно… Но вот 30 апреля эта мыслеформа обернулась другим содержанием истины, которая в ней заключена. Но обо всем по порядку.
Я спустился с предгорного айыла, чтобы встретить пока еще праздник с советских времен – 1 Мая. Причем решил угостить киргизскую семью мантами, которых сам не делал довольно давно. Вот только нож оказался не менее тупым, чем я. Поэтому пошел его точить. Ну, вы поняли, нож, а не ум. И первая незадача! Киоск, где точили ножи и ножницы, оказался закрыт. Хотя и было написано, что работает без выходных. Пришлось заглянуть в соседний хозяйственный магазинчик, чтобы купить какой-нибудь гаджетик для заточки.
И вот в нем, в магазинчике на Камской, состоялась встреча, которая заставила поверить в то, что кто-то наблюдает за нами и время от времени подкидывает нам встречи и знакомства, подобных тому, что произошла со мной. Когда я зашел в этот магазинчик, хозяйка – кыргызка, разговаривала с покупательницей – русской, миловидной, средних лет. Будучи человеком с советским воспитанием я не стал отвлекать женщин от разговора. Ведь всем известно, что оживленно беседующие женщины не простят, если их отвлечь от обсуждения глобальных проблем человечества. И поэтому, рассматривая образцы товаров, я, совершенно случайно, прислушивался к разговору. Благо он велся на знакомом мне русском языке.
Но когда услышал слово – хиджаб, по поводу которого мной была подготовлена статья, и кстати, уже опубликована, то это стало поводом вмешаться в разговор. Уж очень хотелось узнать мнение женщин об этой манере повязывания платка. Как ни странно, обе были настроены против хиджаба, но при этом приводили разные аргументы. Кыргызка говорила, что так у кыргызок не принято, а вот у русской аргумент был более серьезен. Она опасалась того, что арабские мотивы вытеснят культуру кыргызской одежды, а затем проглотят и другие кыргызские обычаи. Правда, я возразил, что столетия проживания с русскими и повсеместное общение в СССР на русском как-то не убило ни языка, ни традиций. Но сам понимал слабость своих возражений. Ведь русская культура и религия не несли тот агрессивный заряд, который был у других мировых держав. Ну да речь не о том.
Постепенно разговор о том о сем перерос в бенефис русской женщины, и настало время ее назвать. Да простит она мне то, что я не удусужился спросить ее разрешение на упоминание в этой статье, но где наша не пропадала? Итак, знакомьтесь – Людмила Измайлова! Когда она предложила прочитать свое стихотворение, я немного напрягся. К числу любителей стихов не отношусь, слушать домашних стихоплетов как-то тоже не привлекало. Но ведь я человек воспитанный, о чем уже упоминал. Поэтому решил послушать… И не разочаровался. Это были действительно стихи, которые хотелось бы еще раз прочитать, но уже не спеша и с чувством проникновения в подтекст, который наверняка есть в истинном произведении. А когда узнал, что у нее дети, и 5000 сомов заработная плата, десятки, если не больше стихотворений, но нет возможности их напечатать…
Вот тогда я и насел на нее с упреком в том, что она, обладатель Божьего дара к стихосложению, фактически зарывает свой Богом данный талант. Да, она записывает некоторым стихи, которые им понравились. Правда, их дальнейшую судьбу не знает. Может, кто-то выдает за свои, может, и приторговывает ими. Поверьте, мне стоило большого труда убедить ее в том, что собрав все стихи, которые она помнит, разбив их по времени создания, выведя на бумажный носитель, зарегистрировав их в Службе контроля за авторскими правами или как они там называются… А потом разослать эти стихи по издательствам с надеждой, что и среди них найдутся люди, понимающие в стихах настолько, чтобы оценить их и согласиться опубликовать. Пусть не все, пусть небольшую брошюру. Но лиха беда – начало, и это не есть торговля талантом. Это – жизненная реальность: Людмила делится своими стихами с людьми, а люди делятся своими деньгами с Людмилой. Похоже, мне удалось убедить ее.
Но это еще не все мои бредни. Пару недель назад я по каким-то делам заглянул к своему соседу. Ну что скрывать, к нему пришел гость и они очень даже хорошо сидели, а я для них оказался третьим, без которого никак. Скажу честно, я не сторонник коллективных пьянок, предпочитая роль тихого алкоголика. Но тут пришлось пить с ними, поэтому имен называть не буду. Тем более что речь пойдет о госте, который оказался поэтом. О чем были его стихи, сказать не могу – нет того уровня знания кыргызского, чтобы сразу воспринимать и понимать стихотворение. А вот КАК он читал… И ведь это были СТИХИ! Кстати, и его я блатовал, чтобы он написал свои стихи на бумаге, дети или я могли бы набрать их на компьютере и разослать в газеты и журналы, если таковые еще остались в Кыргызстане. А теперь скажите: это ли не знак мне, коль за почти 18 лет проживания в Кыргызстане я в течение 2 недель встретился с 2-мя народными поэтами, которые не могут не сочинять, но и не могут результатом своего дара поделиться с людьми?
Я понимаю, что вопрос помощи вот таким самородкам, проживающим в полунищете и не могущих как-то решить финансовые проблемы – это не в моей компетенции. Но когда задумаешься, а что знают о Кыргызстане в мире, с чем связывают его самоидентификацию? Сразу в голову лезет красота Иссык-Куля и гор Ала-Тоо и Тянь-Шаня. Ну, в этом заслуга кыргызов опосредована: если верить анекдоту, эту землю кыргыз получил потому, что проспал при дележе земли между народами. Но Всевышний был милосерден к кыргызам и отдал им землю, которую планировал сделать своей дачей. Еще можно упомянуть, что Кыргызстан был причастен к производству торпед «Шквал» - самых быстрых в мире. Но и этим, после гибели «Курска», уже не похвалишься. О международном скандале вокруг Кумтора и говорить не хочется.
Остается одно – культура, которая в СССР очень даже выделялась. Певцы, балеруны, фильмы, писатели… А созвездие манасчи, которых я бы отнес к поэтам – ведь то, что они сказывают, это вряд ли заучено. Это приходит откуда-то извне. Так что остается надежда на то, что наши бастыки, устав делить власть и воровать бюджет, вспомнят о таких самородках, о которых я написал выше и поймут: вот такие, как они – это главное богатство кыргызов. И чтобы их поддержать, не нужно устраивать пышные торжества. Просто дать им реальную финансовую и моральную поддержку и помочь с выходом их стихов. Пусть не отдельной книжкой, а в альманахе. А читатели сами разберутся, кто из них есть КТО!
: 0