Интергласс
Белый Парус
Восточная Европа раскалывается на «балтийских» и «дунайских»
Автор - Админ    4-02-2025, 06:00

Наблюдая за бурными электоральными событиями конца прошлого года в Молдавии и Грузии, невозможно было не вспомнить об одном юбилее. 20 лет назад конфликт вокруг подсчета голосов на выборах президента Украины спровоцировал «оранжевую революцию», которая из сегодняшнего дня видится отправной точкой в усилиях Евросоюза по установлению контроля над постсоветским пространством. Осенью 2024 года звучали все те же слова о противостоянии России, пытающейся сохранить свою сферу влияния, но теперь по поводу других стран и в совсем другом историческом контексте.

В мае 2004 года произошла первая большая волна расширения ЕС на восток. И уже несколько месяцев спустя «новая Европа» – бывшие соцстраны, вступившие в Евросоюз, громко заявили о своей особой позиции в рамках ЕС, активно поддержав «оранжевую революцию». Ведущую роль в этом сыграла Польша, для которой отрыв Украины от России является одной из стратегических целей, укоренных в традиции геополитического мышления. Солидарность с ней выразили прибалтийские государства, в первую очередь Литва.

Термин «старая Европа», впервые использованный в 2003 году министром обороны США Дональдом Рамсфелдом для описания различий между старыми и новыми членами НАТО в контексте подготовки вторжения в Ирак, вызвал немало критики, но оказался весьма удачным. «Старая Европа» развивала не лишенное противоречий, но тесное и взаимовыгодное сотрудничество с Москвой по множеству направлений, и в 2004-2005 годах Франция и Германия демонстрировали осторожность и нежелание антагонизировать Россию. А о перспективах вступления в Евросоюз Украины, представлять интересы которой вызывалась Варшава, европейцы предпочитали не думать – слишком далека была эта страна от критериев членства и слишком свежи впечатления от первой волны расширения.

За девять лет, прошедшие от первого Майдана до второго, политика Евросоюза пережила серьезную трансформацию. В 2013-2014 годах позиция Брюсселя была гораздо более консолидированной и жесткой: никаких альтернатив курсу на ассоциацию с ЕС для Украины быть не может, равно как и многосторонних форматов обсуждения этого курса (тем более с участием России). Из небеспристрастного, но всё же посредника, как это было в 2004-2005 годах, ЕС превратился в активного участника политического противостояния на Украине, способствуя его радикализации. Тем не менее особая роль Франции и Германии в контактах ЕС с Россией сохранялась, о чем свидетельствовало возникновение «нормандского формата» по урегулированию ситуации в Донбассе (впрочем, не совсем убедительного, а западные партнеры, как выяснилось впоследствии, преследовали цели, далекие от заявленных)

В последующие годы особые отношения Москвы с Берлином и Парижем стремительно деградировали. От политики взаимодействия с Россией «большие» европейские страны негласно переходили к курсу на сдерживание. Причиной были как опасения в сфере безопасности в связи с конфликтом в Донбассе, так и нарастающие кризисные явления в их внутренней политике, вызывавшие тревогу традиционных элит, в частности усиление внесистемных сил, особенно крайне правых. Подозрения в том, что Россия может воспользоваться этой ситуацией для вмешательства во внутреннюю политику, особенно на фоне аналогичных – и так и не доказанных – обвинений в США после избрания президентом Дональда Трампа в 2016 году, сыграли важную роль в отчуждении «старой Европы» от России.

Решением практически всех насущных проблем европейская бюрократия объявила принцип «больше Европы», что означало еще более глубокую интеграцию в рамках Евросоюза и постоянное расширение вовне. С точки зрения евробюрократии, «европейский путь» является единственным вариантом развития для бывших соцстран и бывших советских республик, остающихся пока за пределами Евросоюза. А в самом ЕС расширение фактически перестало быть предметом дискуссий: в отдельных странах могут звучать голоса «против», но магистральный курс определен.

Осенью 2024 года, в ходе президентских выборов и референдума об изменении конституции в Молдавии, ЕС проявил себя в качестве силы, не терпящей возражений. Ситуация, при которой большинство граждан, проживающих в стране, высказалось как против президента Санду, так и против вступления в Евросоюз, объяснялась европейской общественности как результат «агрессивного вмешательства Москвы» и преподносилась как часть более широкого противостояния между Западом и Россией.

В качестве арены этого противостояния ЕС видит и Грузию, где на парламентских выборах победила правящая партия «Грузинская мечта», к которой на Западе приклеили ярлык «пророссийской». Европарламент пошел на беспрецедентные меры, потребовав повторного проведения парламентских выборов и введения санкций против лидеров «Грузинской мечты». В ответ Грузия приостановила переговоры о вступлении в ЕС. «Мы не собираемся вступать в Европейский союз, попрошайничая и стоя на одной ноге, а вступим в Европейский союз достойно, с правильной демократической системой и сильной экономикой», – заявил премьер-министр Ираклий Кобахидзе.

Грузия, таким образом, вовсе не отказывается от «европейского пути». Но в глазах ЕС попытки вступить на него на собственных условиях равносильны действиям в пользу России. А вытеснение России с постсоветского пространства преподносится сегодня как важнейшая стратегическая цель, соответствующая интересам европейцев. В этом легко распознается та внешнеполитическая логика, которой двадцать лет назад руководствовалась Польша и ее единомышленники из числа стран «новой Европы». Если в 2004 году Варшава вела плохо скрываемую борьбу с Москвой за влияние на Украине, в которую ЕС втянулся с большой неохотой, то сегодня сдерживание России является одной из главных целей расширения ЕС.

Но примечательно и другое. «Новую Европу» объединял опыт перехода от социализма к демократии западного типа и рыночной экономике. Наибольших успехов в этом, с точки зрения ЕС, достигли страны Вышеградской группы. Они же (кроме Словакии) были первыми из постсоциалистических стран удостоены членства в НАТО, которое воспринималось как первый шаг на пути интеграции в западные институты. Однако именно в этих странах вскоре после вступления в ЕС к власти пришли евроскептики, которые стремились пользоваться всеми преимуществами членства в ЕС, но при этом продвигать свою повестку, не совпадающую с генеральной линией Брюсселя.


Являясь во многом единомышленниками по таким вопросам, как примат национального права над общеевропейским, миграция, зеленая энергетика, и разделяя консервативные ценности, эти силы, тем не менее, разошлись в понимании геополитического контекста. И здесь сформулировались две различные перспективы: польская и венгерская. Если противостояние России полностью соответствует польской внешнеполитической философии, то Венгрия при Викторе Орбане занимает иные позиции, которые в текущей политической атмосфере в ЕС характеризуются подчас как «пророссийские».

И это может показаться контринтуитивным, учитывая, что Орбан принадлежит к той же когорте политиков, что и ведущие деятели польской партии «Право и справедливость». Все они яростно боролись как против социалистических режимов в своих странах, так и против посткоммунистических сил, которые, по их мнению, стали основными бенефициарами перехода к демократии в конце 1980-х. В случае польских элит противостояние коммунизму плавно перетекло в противостояние России, в чем наблюдается поразительное сходство с мировоззрением элит американских, независимо от партийной принадлежности.

Напомним, что Польша привнесла в ЕС не только свою антироссийскую повестку, но и готовность представлять интересы Соединенных Штатов в Европе. Накануне вступления Польша декларировала стать ближайшим союзником ЕС в США после Великобритании, а Brexit сделал уточнение «после Великобритании» избыточным. Сегодня тема «борьбы демократий с автократиями», в которую вписывается противостояние с Россией (в частности, вооруженный конфликт на Украине), полностью укладывается в логику американо-китайского соперничества, а потому позиция Польши останется востребованной и после смены администрации в США.

Что касается Венгрии при Орбане, то она руководствуется прагматическим подходом, не видя в противостоянии с Россией никаких выгод ни для себя, ни для Европы в целом. Сегодня, не испытывая особых симпатий к России как таковой, венгры не верят в то, что конфликт на Украине может быть разрешен путем принуждения Москвы к капитуляции, и убеждены, что участие в бесплодных попытках достичь этого, как минимум, сделает их жизнь ощутимо хуже.

У обеих позиций есть сторонники за пределами Польши и Венгрии. К первой примыкают прибалтийские и северные страны, ко второй – соседи по бассейну Дуная. Говорить об оформлении двух блоков в «новой Европе» на основании отношения к «российской угрозе» преждевременно: скорее, это клубы единомышленников, которые можно условно назвать балтийским и дунайским. В силу географии страны балтийского клуба занимают центральное место в планах США и НАТО по сдерживанию России в Европе, но дело не только в ней. Политический климат в этих странах способствует тому, что они сами активно вызываются быть на переднем краю конфронтации.

Дунайский клуб, находящийся в оппозиции генеральной линии ЕС, состоит пока из Венгрии и Словакии, но к нему примыкает Хорватия, постепенно сближаются Австрия и Чехия, а за пределами Евросоюза его взгляды разделяет Сербия. Время покажет, сможет ли он выступать единым фронтом и оказывать какое-то влияние на политику Брюсселя. Нельзя исключать, что в будущей европейской конфигурации именно страны «дунайского клуба» будут для России основными партнерами по диалогу в ЕС – как 20 лет назад ими была «старая Европа».

Но, конечно, это будет взаимодействие иного типа. «Особые» отношения России с Берлином и Парижем были наследием эпохи великих европейских держав – и выглядели несколько анахронично уже двадцать лет назад. Германия и Франция не отказались от «величия», но делегировали его общеевропейскому проекту, за который продолжают чувствовать особую ответственность. В отличие от них, страны «дунайского клуба» на величие не претендуют, а потому могут позволить себе большую свободу маневра. В том случае, если Евросоюз не выберет путь экзистенциальной конфронтации с Россией, а пойдет на постепенное восстановление связей с ней, эти страны могут сыграть роль посредника и полезного канала коммуникации.

https://vz.ru/opinions/2025/1/31/1311930.html



: 0

Оставить комментарий

ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ:

1) Не употребляйте ненормативную лексику.
2) Не оскорбляйте автора статьи или авторов комментариев.
3) Не размещайте в поле комментария статьи других авторов или ссылки на них.
4) Комментируя статью, не отклоняйтесь от ее тематики, не вступайте в перепалку с собеседниками.
5) Не размещайте в комментариях политический или личностный пиар, а так же рекламную информацию.
6) Не допускайте в комментариях разжигания межнациональной и межрегиональной розни.
7) Не оскорбляйте высших должностных лиц государства.
8) Не размещайте призывов к свержению строя или к иным противоправным действиям.

ПРИМЕЧАНИЯ:
- Авторы публикаций не вступают в переписку с комментаторами и не обсуждают собственные с материалы.
- Редакция не несет ответственности за содержание комментариев.

АДМИНИСТРАЦИЯ САЙТА ПРЕДУПРЕЖДАЕТ – категорически запрещено обсуждать в комментариях политику редакции или действия модератора, а так же распространять личные сведения о сотрудниках редакции и владельцах сайта.

В случае нарушения какого-либо правила комментарий удаляется.
При злостных и повторяющихся, намеренных нарушениях доступ к размещению комментариев блокируется.

Мировые новости
Среди файлов Эпштейна оказалась фотография экс-президента США Клинтона в джакузи
Сегодня, 09:08
МВД обратило внимание на ситуацию с пенсионеркой из Казахстана с прямой линии
Сегодня, 09:06
Жители России могут наблюдать звездопад в самую долгую ночь в году
Сегодня, 08:56
«Мерзавец! Признай, что Крым – це Украина!» – скандал в парижском ресторане
Сегодня, 06:00
Канада готова проглотить унижение от украинской разведки
Сегодня, 06:00
Что будет с рублем через 17 лет
Сегодня, 06:00
Маршал пропаганды. Как начальник Совинформбюро переиграл Геббельса, - Евгений Спицын
Сегодня, 06:00
Тайный смысл атаки на Венесуэлу. И это не нефть
Сегодня, 06:00
Эксперт: к чему приведет проект «Балтийская линия обороны»
Сегодня, 06:00
Лукашенко заявил о прослушке телефонов его окружения
Вчера, 15:54
США приостанавливают программу розыгрыша грин-карт
Вчера, 15:00
Хакеры заявили о взломе Pornhub и угрожают раскрыть данные премиум-пользователей
Вчера, 13:03
Самые свободные от цензуры нейросети назвали эксперты
Вчера, 09:55
Искусственный интеллект стал вмешиваться в постройку атомных подлодок
Вчера, 06:00
Проевропейские силы представляют Россию как главную угрозу Армении
Вчера, 06:00
Эрдоган стал чужим среди чужих
Вчера, 06:00
Кыргызстан
Великобритания ввела санкции против компаний из Узбекистана и Кыргызстана из-за связи с РФ
Сегодня, 09:10
Кабмин: Полностью исключить теневую экономику невозможно, но прогресс есть
Вчера, 15:52
Энергосистема готова к зиме, кыргызстанцы не останутся без света, - глава Кабмина
Вчера, 15:50
Садыр Жапаров встретился с императором Японии Нарухито
Вчера, 13:02
Делегацию Международной федерации за права человека не пустили в Кыргызстан - СМИ
Вчера, 09:57
В Минтруда рассказали о кыргызстанцах, которые решают участвовать в СВО в России
Вчера, 09:54
Эдиль Байсалов провел переговоры с послом Украины
18-12-2025, 19:16
Садыр Жапаров исключил высший классный чин из системы госслужбы
18-12-2025, 14:32
Американское агентство Bloomberg опубликовало статью об экономике Кыргызстана
18-12-2025, 14:19
Глава КР призвал не давить на министров, требуя назначения «своих людей»
17-12-2025, 13:27
Садыр Жапаров: депутатам могут выделить квартиры по линии ГИК
17-12-2025, 13:27
Президент заявил, что Кыргызстан может погасить внешний долг за один день
17-12-2025, 13:26
Садыр Жапаров: Были депутаты, которые писали законы в личных интересах
17-12-2025, 13:25
Инцидент с выпавшим из автобуса мужчиной прокомментировала мэрия Бишкека
17-12-2025, 13:24
На улицах Бишкека и Оша установят первые в Центральной Азии фонарные столбы с искусственным интеллектом
17-12-2025, 10:54
Валентина Шевченко по итогам 2025 года возглавляет рейтинг UFC
17-12-2025, 10:50
В Бишкеке пассажира вытолкнули из автобуса: обстоятельства выясняются
17-12-2025, 10:45
Состоялось открытие первой сессии нового состава Жогорку Кенеша
17-12-2025, 10:43
В Кыргызстане на президентскую елку больше не пустят по блату
16-12-2025, 17:11
О причинах сбоев в мобильном приложении «Тундук» рассказали чиновники
16-12-2025, 17:06
Казахстан, Узбекистан
Великобритания ввела санкции против компаний из Узбекистана и Кыргызстана из-за связи с РФ
Сегодня, 09:10
В Казахстане передвижения мигрантов будет отслеживать единая цифровая система
Сегодня, 08:44
Куда вы катитесь? Вопрос электросамокатов в Казахстане вновь вышел на уровень парламента
Сегодня, 06:00
Япония нацелилась на природные ресурсы Центральной Азии
Вчера, 15:05
ЦА+Япония: в МИД РФ надеются, что встреча не будет затрагивать интересы России
Вчера, 13:05
Желтоксан-1986: мифов, "героев" и "великомучеников" становится все больше…
Вчера, 06:00
Страны СНГ идут по пути либерализации налогового законодательства
Вчера, 06:00
Смерть школьника в Подмосковье. МИД Таджикистана требует расследования
18-12-2025, 14:29
Самолет, вылетевший из Алматы в Астану, подал сигнал бедствия
17-12-2025, 13:31
Рахмон пообещал Таджикистану свет через два года
17-12-2025, 10:54
Центральноазиатские страны отказываются от кириллицы
17-12-2025, 06:00
Впервые в Ташкенте прошел международный турнир по джимхане
17-12-2025, 06:00
Соцсети
Белый Парус в Telegram
Белый Парус на Facebook
Интергласс-Строй
Гороскоп

Гороскоп на неделю, с 15 по 21 декабря 2025 года. Какие события наиболее вероятны в ближайшие дни? К чему вам стоит подготовиться? Чего избегать, к чему стремиться? Ответы на эти вопросы вы найдете в еженедельном

Подробнее »


Tehnoinvest
Курс валют НБКР
На 20.12.2025
USD 87,4500
EUR 102,4258
CNY 12,4200
KZT 0,1689
RUB 1,0866