Кыргызстан после распада СССР значительно утратил свой экономический потенциал в сфере сельскохозяйственного производства, которое хотя и дает около 12% ВВП страны, находится в состоянии глубокой стагнации. Кстати, общепризнанные лидеры в сфере сельского хозяйства, как США, Китай, Япония, Германия, Индия, Франция, Россия, не просто не отдают свои позиции в данном направлении странам «третьего мира», но и продолжают рассматривать развитие аграрного сектора в качестве своих приоритетных государственных задач.
А наша республика, имея почти 200 тыс. кв. км. территории и обладая более 1,2 млн. га пахотных земель, ошибочно пустила на самотек развитие села, которое после упразднения колхозов и совхозов потерял свой былой блеск. Наше сельское хозяйство превратилось в низкопроизводительную и мелкотоварную отрасль, состоящая в основном из мелких фермерских хозяйств, которые в своем нынешнем состоянии не могут обеспечить национальную продовольственную безопасность и производить необходимые объемы сельскохозяйственной продукции на внутренние и внешние рынки.
После того, как в девяностых годах, мы бездумно растащили все заводы и фабрики, колхозы и совхозы, уничтожили единую торговую сеть и грамотно построенную систему поставок, наше сельское хозяйство осталось один на один со своими проблемами. Только единицы смогли встать на ноги и стать преуспевающими фермерами и сельскими предпринимателями. По сути, большинство трудящихся бывших колхозов, совхозов и местных предприятий остались без работы, хотя и получили в какой-то форме свои доли.
Тогдашнее руководство страны, поспешно внедряя либеральные рыночные принципы, не учло социальные стороны и интересы большинства наших граждан, тем самым был проигнорирован социальный аспект «рыночного хозяйства». Между тем, несмотря на суровые законы капитализма, именно там, в первую очередь, оказалось, думают о простых людях, их нуждах и потребностях, и все делают во имя и для человека.
Именно в капиталистических странах, особенно в Германии, существует глубоко продуманная и активная социальная политика государства в аграрном секторе. Их модель можно охарактеризовать как социально-рыночная модель, которая представляет из себя как компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатств. В центре этой системы находится предпринимательская деятельность государства, соблюдающая более- менее равные распределения социальных благ всем членам общества. Хотя сами немцы в последнее время очень критикуют свою модель, говоря, что эта система имеет свои серьезные недостатки, считая, что она не стимулирует создание высокотехнологичных производств, что ведет к постепенной технологической слабости страны, тем не менее эта система показала свою эффективность.
Видя мытарства наших фермеров и исходя из опыта других стран, прихожу к мнению, без ведущей роли государства нам не поднять сельское хозяйство, которое должно обеспечить переход к интенсивным и индустриальным методам производства на селе, повысить концентрацию там производства и капитала, сформировать, с учетом требований рыночной экономики, эффективный и современный агропромышленный комплекс. Только тогда, наш аграрный сектор сможет обеспечивать высокий уровень среднедушевого потребления продовольствия при относительно низкой доле затрат населения. А пока наши граждане работают только на «хлеб насущный».
Как известно, структурно сельское хозяйство Кыргызстана в основном состоит из животноводства и растениеводства. При этом аграрный сектор имеет настолько слабый уровень индустриализации, что до сих пор в деревнях можно увидеть плачевную картину, в которой крестьянин пашет свое поле плугом на конной тяге. У наших фермеров нет ни техники, ни качественных семян, ни минеральных удобрений, ни высокопроизводительных сельскохозяйственных животных.
Одной из характерных черт нашего сельского хозяйства является мелкий производитель, который ведет свое хозяйство на свой страх и риск. Именно этот фактор не позволяет создать современный агропромышленный комплекс, в котором сотни тысяч людей могли бы работать и кормить свои семьи.
У нас из-за того, что на селе нечем заниматься, уже многие годы идет активный миграционный отток, который уже серьезно угрожает национальной безопасности нашей страны. При этом ни правительство, ни органы местного самоуправления не могут заинтересовать население, чтобы оно не уезжало со своих насиженных мест. И пока государство не изменит своего отношения к селу, к сельской экономике, не признает приоритетность поддержки, кредитования и финансирования сельского хозяйства, наши рынки не наполнятся качественной национальной сельскохозяйственной продукцией.
Хотим мы того или не хотим, даже, несмотря на нехватку денег в бюджете, нам надо переходить к современным методам государственных субсидий аграрного сектора. Иначе мы просто потеряем сельское хозяйство и некому будет в будущем работать на земле. В условиях цифровых технологий, гаджетов и широких возможностей в городах, удержать молодежь на селе трудноразрешимая задача.
Для Кыргызстана с населением около 6,5 млн. человек достаточно много посевных площадей и лугов. Мы могли бы обеспечивать соседние страны определенной сельскохозяйственной продукцией, которую выгодно производить у нас, чем там. Несмотря на это, Кыргызстан даже себя не может обеспечить основными продовольственными товарами, завозит их из-за рубежа, что говорит о том, что наш аграрный сектор слаб и неконкурентоспособен.
К сожалению, наше село после распадов колхозов, совхозов значительно потеряло свой кооперативный потенциал. В этой связи необходимо возрождать новые и современные формы кооперативов, если хотите рыночные колхозы и совхозы, что позволит объединиться нашим крестьянам и сельским предпринимателям для ведения хозяйства и предпринимательской деятельности. Например, в Германии по состоянию на 2019 год, в кооператив входит практически каждый пятый житель Германии. Участие в кооперативе принимают как фермеры, так и простые работники, пенсионеры и служащие чиновники. При этом сельское хозяйство Германии, также как и у нас, состоит из большого количества небольших семейных ферм. Высокий уровень кооперативного движения в Германии привлекает большое количество инвесторов, а членам кооперативов позволяет легче получить различные формы государственной поддержки.
При выстраивании дальнейшей стратегии развития сельского хозяйства Кыргызстана, мы должны исходить из того, что количество фермеров в нашей стране и их доля в ВВП страны из года в год будет уменьшаться за счет роста объемов промышленного производства. Поэтому уже сейчас надо думать о повышении эффективности аграрного сектора на основе новых технологий и его индустриализации.
И в заключении, сельское хозяйство занимает значительную часть территории нашей страны, где проживает около 60% населения. Большая часть людей, которые работают в этой сфере, к сожалению, бедны и задействованы в производственном цикле только в период сезона, что увеличивает их социальную уязвимость. Поэтому очень важно, путем индустриализации села сделать их занятость устойчивой и круглогодичной. В мире не так много стран, которые способны содержать эффективное сельское хозяйство, но в любой стране именно аграрный сектор является становым позвоночником национальной государственности.
Авазбек Атаханов
: 0