В Бишкеке прошел мирный марш REакция 3.0 в защиту свободы слова. Поводом стал принятый депутатами парламента законопроект «О манипулировании информацией», согласно которому в стране официально вводится цензура. Гражданские активисты, эксперты и журналисты просят президента Киргизии Сооронба Жээнбекова наложить вето на драконовский закон.
Законопроект, инициированный депутатами парламента Гюльшат Асылбаевой и Айнурой Осмоновой, был принят на закрытом от прессы заседании. Журналистов под предлогом коронавируса в Белый дом (здание правительства и парламента) не пустили. Депутаты торопились, поэтому приняли законопроект сразу во втором и третьем чтениях 79 голосами, хотя на заседании присутствовали всего 30 народных избранников. 10 из них проголосовали против, остальные 20 голосовали за себя и «за того парня», которые не пришли на службу. Документ уже лег на стол президенту. После его подписания он будет опубликован в СМИ и вступит в силу.
Документ гласит, что «владелец сайта и (или) страницы сайта в сети интернет обязан разместить свои данные – ФИО, электронный адрес – для направления ему юридически значимых сообщений». Очевидно, что делается это для того, чтобы привлекать к ответственности тех, кто выразил неугодное властям мнение или поделился фактом, который тот или иной депутат хотел бы скрыть. Уполномоченным органом, который будет отслеживать фейки, назначили Министерство культуры. Чиновники ведомства будут выявлять ложную и недостоверную информацию и выносить решение в отношении владельца сайта или страницы о досудебном ограничении доступа к информации. Проще говоря, без суда и следствия блокировать любые ресурсы.
По мнению юриста ОФ «Институт Медиа Полиси» Алтынай Исаевой, данный законопроект не отвечает правовым принципам и недостаточно конкретизирован. В него включены невнятные и разбросанные понятия. Не указаны точные обязанности исполнительных органов. «Есть опасения, что закон будет выборочно применяться против любого критического мнения и слова пользователей интернета, которые будут высказаны против власти», – отметила Исаева.
Юристы правовой клиники «Адилет» пришли к выводу, что «фактически законопроектом устанавливается государственная цензура информации в интернете, которая коснется абсолютно всех пользователей в Кыргызской Республике».
Экс-судья Конституционной палаты Клара Сооронкулова подписалась под обращением гражданских активистов и журналистов к президенту с просьбой наложить вето на законопроект. Она обратила внимание на нарушение регламента заседания парламента, которое происходило на глазах председателя парламента и его заместителя. «Спикер Джумабеков и его заместитель Аида Касымалиева видели, как депутат Умбеталы Кыдыралиев во время голосования ходил по рядам и нажимал на кнопки вместо отсутствующих депутатов. Вместо того чтобы прекратить, они молча наблюдали за этим. Кроме всего, в зале отсутствовало большое число депутатов. Если нет кворума, то законопроект не должен был ставиться на голосование. Исходя из этого, мы считаем, что закон «О манипулировании информацией» был принят с нарушениями закона о регламенте Жогорку Кенеша», – пояснила юрист.
Председателя Государственного комитета национальной безопасности Орозбека Опумбаева просят начать досудебное производство в отношении депутатов Жогорку Кенеша, голосовавших за принятие закона «О манипулировании информацией».
Между тем в киргизской столице уже состоялась стихийная акция протеста, устроенная у стен Белого дома в тот момент, когда депутаты парламента принимали драконовский закон. Инициатора законопроекта Гульшат Асылбаеву участники акции призвали сдать мандат. Хотя, как говорят сами протестующие, за этим законом стоит не она, а аппарат президента и лично брат главы государства депутат
Асылбек Жээнбеков, который де-факто представляет в парламенте интересы главы государства. Тем не менее выйти к митингующим Асылбаева отказалась.
Из всего парламентского корпуса к людям вышел депутат Дастан Бекешев, один из немногих, кто жестко критикует законопроект «О манипулировании информацией». Он заявил, что его принятие опасно для страны, потому что чиновникам дается право определять, где правда, а где ложь.
НГ