Уже который день нахожусь, скажем, в шоке от случившегося на станции Чемолган. Когда на управляемом ж/д переезде автобус, заехав на пути, не смог выехать дальше по неясной причине. Потому как показания свидетелей происшествия разнятся. Для меня это происшествие имеет особое значение, потому как я в свое время часто проезжал этот переезд по своим делам. Я просмотрел видеоматериал, прочитал, что говорят очевидцы, и у меня, старого диванного эксперта, появились две версии.
1 версия – автобус въехал на переезд, пока он не был закрыт, в надежде, что машины впереди проедут и освободят дорогу. На видео, плохого качества, на старом компе и с лузером-экспертом видно, что на пути автобуса перед ударом стоят автомобили. И непонятно, то ли они не могут проехать дальше, то ли они выехали на встречную полосу, в надежде объегорить тех, кто был впереди них в очереди на проезд. В любом случае винить водителя в этом нельзя. Да, впереди были машины, но они должны были проехать. И эти 5 минут стояния, о которых говорят свидетели – это надежда на то, что движение откроется и автобус с людьми сможет съехать с переезда. Причем, обратим внимание. Автобус стоял на пути, по которому ехал поезд, перед ним, вроде, было свободные метры, но он не стал заезжать дальше. Может, реально просчитал, что если удар будет нанесен в центр автобуса, последствия будут куда хуже. И эвакуацию пассажиров начал, когда понял: те, кто перекрыл ему дорогу, пальцем не шевельнут, чтобы освободить ее: ведь не каждый день поезда врезаются в автобус на твоих глазах. А назад сдавать, когда подпирают машины, привыкшие отвоевывать дециметры свободной площади перед впереди стоящим, будто в них заключено счастье человеческое… Посмотрите на поведение машин или их водителей (?) в пробке в городе. А что говорить о ж/д переезде в селе, да еще в воскресный вечер? Так что по этой версии водитель герой, который, спасая пассажиров, погиб сам. Может, потому, что он выбросил детей из автобуса, потеряв секунды на свое спасение. Экспертиза покажет, получили ли они свои травмы в результате ДТП или неудачного падения.
2 версия – автобус въехал на переезд, когда он был открыт, но пока стоял, сработали железные дорожные шлагбаумы, и он оказался в ловушке. Как говорили некоторые свидетели, водитель был в шоке, не понимая, что ему делать при виде приближающегося поезда. Слава Богу, он вышел из этого состояния и смог эвакуировать пассажиров с минимальными людскими потерями. В любом случае он своей жизнью расплатился за свои и чужие ошибки. Водитель похоронен и остается сказать: Жатканы жери жайлау болсын, топырагы торка болсын. А я перейду к ошибкам других. И начну с системы сигнализации об опасности.
Один из комментаторов написал, что металлические шлагбаумы поднимаются автоматически при приближении поезда на определенное расстояние. Но меня интересует, поднимаются ли они одновременно и есть ли система опознавания машины на въезде и выезде. Вы подъезжаете к открытому переезду, заезжаете на него и тут срабатывает автоматический подъем железного шлагбаума. Может ли въездной шлагбаум подняться в момент проезда над ним автомобиля? Есть ли какие-то системы, которые контролируют наличие авто на переезде? Наконец, есть ли задержка во времени подъема между ж/шлагбаумом на въезде и выезде? Я сейчас не о Чемолгане , я о том, что есть вероятность, что авто, проехав въездной ж/ш, наткнутся на поднятый выездной ж/ш и останутся в капкане на ж/д переезде? И могло ли ЭТО стать причиной застревания автобуса? На видеороликах я железных шлагбаумов не увидел. Кстати, есть ли у них возможность перехода на ручное управление?
Теперь перейдем к системе связи и оповещения поездов, дежурных по станциям, ж/д переездам и машинистами поездов. Один из просвещенных комментаторов написал, что по правилам в этой ситуации дежурная по переезду должна была сообщить о сложившемся положении на станцию. Тем более, что она была не за тридевять земель, а в 1-1,5 км и связь с ней поддерживалась, надеюсь, современными средствам связи, а не записками через мальчишек. А на станции НАВЕРНЯКА могли связаться с машинистом и дать указание на снижение скорости, вплоть до остановки перед переездом.
Или эти сотрудники надеялись уже на казахский АВОСЬ? Авось автобус освободит переезд и не придется перед начальством отчитываться, ПОЧЕМУ ОСТАНОВИЛИ ПОЕЗД? Вот интересно, будут ли выявлять этих стрелочников и степень их вины? Ну машинисту что можно предъявить? Автобус - это не какая-нибудь малолитражка и коли он стоит минуту-две, а от диспетчеров нет конкретных сообщений…
Есть такая фраза – БРАТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА СЕБЯ! С людьми, которые могли брать на себя ответственность, был отстроен СССР, разбита нацистская Европа во главе с Германией, создано то, что до сих пор не могут распродать власть имущие. И если бы машинист ВЗЯЛ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и начал торможение раньше, не думая о том, какое наказание будет ждать за его самовольный поступок.. Глядишь, и локомотив с автобусом были бы целы, и водитель остался бы жив. Но вина этого машиниста или его беда, не нам решать. Это дело ЕГО СОВЕСТИ! Ведь он не виноват, что у него нет реальной информации в режиме он-лайн, что происходит на ж/д переездах.
А ведь это не требует гигантских ассигнований. Видеокамеры на переездах, в он-лайн режиме посылающие изображение на диспетчерские станции, откуда информация о состоянии движения на пути следования сбрасываются машинистам поездов. И за километры от переезда машинист сможет увидеть, открыт он для беспрепятственного проезда, или там кто-то застрял. Так что запись будет служить оправданием машинисту за непреднамеренную остановку.
То, что я сейчас написал, это разбор степени вины непосредственных участников этой трагедии. Но есть пласт, который проявляется после трагедии и начинает уговаривать людей не возмущаться, обещая, что в 2020 году они решат проблему беспрепятственного проезда транспорта, правда, в другом месте. Можно ли верить казахстанским чиновникам, не знаю. С ними давно не общался, а после общения и желание пропало. Вопрос в другом. Сейчас сентябрь 2019, скоро ноябрь, зима, гололед… Поездов, как и машин, вряд ли будет меньше, и что, до конца 2020 года ждать возможности безопасной езды через железку? Так может, подумать, пока тепло, как обезопасить ПРОЕЗД через Чемолганский переезд? Вот мне, диванному эксперту, это кажется очень простым проектом, который займет несколько дней и некоторое количество бетонных изделий повышенной высоты.
Главная идея – создать перед въездом на ж/д переезд бетонные коридоры, в которых помещалась бы одна машина. Ориентировка на грузовики по ширине. Поэтому подъезд к рельсовой части, непосредственно к железным шлагбаумам, должен производиться по этим коридорам. Причем при съезде тоже должен быть бетонный коридор, по которому машина может беспрепятственно выехать в зону, свободную для движения. Чем длиннее этот коридор, тем меньше вероятность заторов. Та же история и со встречным движением. Если посмотреть на этот перекресток в ГУГЛе, то видна такая картина. С восточной (Алматы 1) и западной (станция Чемолган и далее) дороги соединяются около переезда, образуя подобие Т-образного перекрестка сердечком. Естественно, с востока и запада машины подъезжают и заворачивают к перекрестку. И у меня подозрение, что машины с востока закупорили выезд с переезда, стараясь подобраться поближе.
Это пусть выясняют следаки – степень виновности тех, кто создал пробку. Я думаю о том, как сделать, чтобы исключить возможность пробок. И в этом нам помогут те же бетонные коридоры. Начиная, скажем, с 500 метров устанавливаются коридоры для машин с востока и запада. То есть, напрямую непосредственно на перекрестке они не могут свернуть влево – те, кто с востока, и вправо – те, кто с запада. Последних поворот интересует мало, поэтому они этот перекресток проедут. А те, кому надо завернуть, по коридору проедут еще 500 метров до знака – Разворот, повернут, пропустив встречных и попадут еще в один коридор, по которому, в одиночестве, без машин справа и слева, он доедет до перекрестка, завернет на него – справа-слева бетонные быки и беспрепятственно проедет. А те, кто едет навстречу, спеша в Алмату или в Астану, по своему коридору без помех повернут направо до знака Разворот. Кому надо, повернут, а остальные поедут в сторону Алматы.
Кто-то скажет, что это громоздко и нужно ли на таких переездах делать что-то подобное. Воскресная катастрофа показала, что нужно. Одно дело взрыв на газопроводе в России, когда 2 встречных поезда попали в зону взрыва. Как запланировать эту катастрофу? Другое дело, когда мы МОЖЕМ ВЫПОЛНИТЬ МЕЛОЧИ, которые могут помочь в усилении безопасности. Но не считаем эти мелочи важными. А потом теряем миллионы, если не миллиарды на пренебрежении ими, мелочами!
Рустембек Мусурманкулов
: 0