Воспитанный человек... Если о вас скажут такое считайте, что удостоились высокой похвалы. К сожалению, в нашей повседневной жизни мы не так уж часто о ком-то столь лестно отзываемся. В свое время некоторые даже считали, что «воспитанность», со всем, что входит в это ем-кое понятие, вроде бы даже пережиток, условности, отброшенные революцией, как исторический хлам. Право на уважение получило другое понятие: «образованной человек». Считалось, что получивший диплом уже сам по себе человек культурный и воспитанный.
Нет, это не так. Сама жизнь показывает, что образованность еще не предопределяет воспитанности. И сейчас такое время, когда нам, уча и воспитывая нашу молодежь, пора всерьез ставить вопрос и о ее «воспитанности». Мы не только должны гордиться знаниями, культурным уровнем нашего молодого поколения, но быть уверенными, что оно обладает достаточным житейским тактом, умеет вести, себя в обществе, вооружено хорошими манерами, которые всегда, в любую эпоху, являются украшением человека, кем бы он ни был.
Так что же такое воспитанность?
Бывает так: собеседник мой хороший, умный человек -это я знаю. Но как стена стоит между нами - его неумение общаться. Это как в пьесе - роль содержательная, а форма или банальна, или невыразительна, и образ не получается. Я хочу говорить о форме общения человека с человеком.
Надо ли говорить, с каким вниманием вся планета смотрит на современного человека. В нем видят представителя нового мира. Отсюда особая ответственность его за каждое свое действие, в том числе за поведение в обществе, в быту, в отношениях с людьми.
Воспитанность - это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое и коренное в человеке. Это прежде всего его внутренняя интеллигентность. А внешне она выражается в обаянии. Есть такое довольно расплывчатое, на первый взгляд, понятие - обаяние. Так вот, мы должны быть обаятельными. Обаяние содержит в себе прежде всего уважение к другому. Великий русский писатель Антон Чехов писал: «Какое наслаждение уважать людей». Но чтобы испытывать это наслаждение, надо уметь уважать. Быть воспитанным и обаятельным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным. Это превосходные качества, и если они присущи кому-то в старших поколениях — так пусть молодые студенты, как дорогое наследие, берут эти качества себе и развивают, и делают их своими. Чтобы познать человека, нужно его полюбить, писал Людвиг Фейербах.
Однажды на Безымянной улице возле Ортосайского рынка девочка лет восьми толкнула меня локтем, наступила на ногу и спокойно пошла дальше. Я сказал: «Почему ты не извинилась?» Мать набросилась на меня: «Вы что, моей девочке делаете замечания? Подумаешь, нежный какой!» Девочка была матерью оправдана. Любовь материнская оказалась неразумной. Девочка ушла, сияя от своей победы. А я подумал с горечью: милая на вид девчурка, а вырастет невоспитанной. Высокое образование может получить, а подлинно интеллигентности в ней не будет. И все потому, что не воспитывается с детства. А виноваты в этом прежде всего родители. Ведь на них-то главная ответственность за то, каким будет человек.
Как-то я прочел такой рассказ. В Париже в Лувр по утрам приходили бездомные и нищие, становились к отоплению, отогревались. Стояла так старушка. Рядом художница работала над копией. Художница вдруг встала, принесла стул и поставила его старушке. Та низко-низко поклонилась и села. Эту сцену наблюдала женщина с мальчиком. Мать что-то шепнула сынишке. Он подошел к художнице и сказал: «Мерси, мадам». И со счастливым лицом вернулся к матери.
Меня увлекло в этом рассказе все - и поведение художницы, и умное воспитание матери, и счастье мальчика от своего участия в красивом человеческом внимании, счастье от своей общности с хорошими людьми. Приходить на помощь человеку - это великодушие, это подлинное благородство.
Эти качества мы должны вносить в нашу обыденную жизнь. Тут не нужно высоких слов. Мужчина, пусть он уступит место в автобусе женщине, особенно пожилой. Это должно быть естественно и привычно. Этого требуют законы элементарной порядочности. И вовсе нет причин умиляться подобным проявлениям обычной порядочности, как это мы порой делаем. Однажды у входной двери в наш Национальный университет я столкнулся с незнакомым молодым человеком. Я на минуту задержался: пусть уж проходит первым. А он остановился, отступил, открыл передо мной дверь и сказал: «Пожалуйста». Боже ты мой! Как я его благодарил! А из-за чего? Ведь это самое минимальное, естественное внимание к человеку, да еще старшему. Вежливость самая простая. Конечно, она ценится.
Однажды мы ждали маршрутное такси после вечерних занятий. Впереди двое молодых людей, за ними женщина, не старая, не молодая. Видимо, все они стояли давно и очень замерзли. Подъехала машина. Молодые люди, не сговариваясь, повернулись к женщине. «Садитесь, - сказал один из них. - Мы видим, вы очень замерзли». Женщина благодарно
прошла первой в машину. «Спасибо вам», -сказала просто и сердечно. Коротенькая благодарность, но как возвысились в собственных глазах эти юноши и вместе с ними все мы. Очередь стала доброй-доброй и очень терпеливой. Общее «спасибо» как по волшебству объединило людей. Это мелочи? Нет. Это радость жизни. Это веселый день.
Меня всегда оскорбляет в людях цинизм, особенно среди студенчества. Некоторые считают, что быть циником значит выглядеть умным и современным - все отрицать, надо всем подсмеиваться. При таком отношении к жизни нет необходимости утруждать себя мыслями. Не созидать, а разрушать, не уважать, а унижать и ни за что не чувствовать ответственности. Я считаю цинизм глубоким проявлением невоспитанности, отсутствием подлинной внутренней культуры, неуважением к людям и к обществу. Это опасная болезнь. Она, мне думается, порождение тяжелых социальных условий и нравов массовой культуры современного переходного общества.
Жизнь дает немало поводов к раздражению по пустякам. Ничего не стоит обидеть человека в автобусной толкучке, в очереди в магазине... Если не сдержался, по ничтожному поводу задел обидным словом человека - значит унизил не только его, но прежде всего самого себя, что-то потерял в себе, стал беднее. В Бишкеке работа телефонной сети оставляет желать много лучшего. Порой правильно наберешь номер, а попадаешь совсем не туда, куда нужно. И вдруг тебе раздраженно: «Набирайте правильно! Не мешайте работать». И как приятно бывает, когда на другом конце провода неизвестный тебе человек, которого, наверное, никогда в жизни не встретишь, скажет мягко и вежливо, что вы ошиблись номером. Телефонное недоразумение, а человек в нем не уронил своего человеческого достоинства.
Бывает так - все люди вокруг умные, симпатичные, хорошие, друг друга знающие. Собрались дружески поговорить, а разговора не получается. Говорят все разом. Шумно и с увлечением. Каждый о своем, и совсем не слушает собеседника. Каждый исключает каждого. И вянет беседа. И уже нет того благодатного общения, которое так обогащает.
Быть в каком-нибудь обществе - это не значит собраться в кучу. Это значит встретиться с людьми и воспринимать их мысли, их характеры, их поведение. Встретиться с личностью - значит понять ее, обогатить себя. Уметь разговаривать - это значит уважать собеседника. «Не следует завладевать разговором, как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого», - говорил Цицерон.
Мы порой не обращаем внимания не только на то, что мы говорим, но и как мы говорим. Торопимся, даже слов не договариваем. Не всегда умеем еще гордиться своим языком, а ведь язык наш удивительно красивый. К сожалению, в нашем языке много вульгарности, уличности и даже грубости.
Бывает, что вышестоящий по должности считает допустимым нижестоящему говорить «ты», а в ответ получать уважительное «вы». Это унизительно и недостойно нашего времени. Это - горькое эхо семейно-режимных канцелярий и казенных приказов. Подлинная воспитанность и культура не могут сочетаться с высокомерием, основанным на табели о рангах и чинах.
Содержание неотделимо от формы. Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. Облик его говорит сам за себя. Он не теряется в незнакомом обществе. Умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть. Не будет разговаривать с женщиной, держа руки в карманах, или папироску во рту. Он не забудет снять головной убор, когда входит в помещение или когда слышит на торжественной церемонии исполнение Государственного гимна. Он разрешит неожиданный житейский конфликт скорее юмором, чем досадой. Во всем своем поведении он естествен и прост.
Иногда на сцене пытаются изобразить общество экстра-воспитанных людей. Актеры и актрисы манерно держат руки, манерно ходят, манерно говорят. И эта мещанская примитивная изломанность выдается за высший класс поведения. А подлинный «высший класс» воспитанности - это простота, естественность и непринужденность.
Мы не имеем права в культуре общественного поведения чем-то уступать другим. Не только глубокая идейность, знания, не только высокие моральные качества, но и культура поведения современного человека должны быть на уровне того прогресса, который несет в себе наше кыргызское общество, устремленное к демократии.
Я уверен, что в наших Школах и ВУЗах необходимо ввести особый предмет по культуре поведения в обществе. Ведь всерьез мы до сих пор этой очень важной проблемой не занимаемся. Как будут благодарны сотни тысяч молодых людей, если, положим, издательство выпустит большим тиражом хорошую умную книжку по культурологии, которая раскроет перед юными читателями основные особенности современного этикета, научит их правильно, красиво, достойно представлять себя среди людей. Такая книга могла бы стать хорошим учебным пособием для классных руководителей в школах, преподавателям и кураторам в ВУЗах, широкому кругу воспитателей в молодежной среде.
Быть среди людей, быть человеком каждый день - великое счастье. Пусть испытают это счастье все.
Калыс Ишимканов
: 0