Правильный ответ на вопрос: «Как в Кыргызстане проходит судебная реформа?» - Никак. Потому что, сколько бы ни кормили власти народ популистскими лозунгами о необходимости честных и справедливых судов и о приоритетности этого направления общегосударственных реформ, на деле ничего не меняется.
6 июля пресс-служба ГКНБ представила официальное объяснение, почему прекращено дело против бывшего главы МВД Молдомусы Конгантиева. Его обвиняли в превышении служебных полномочий и халатности в ходе событий 7 апреля 2010 года. Иными словами, Конгантиев, как глава силового ведомства, справедливо должен был понести ответственность за развернувшееся тогда побоище и отданные приказы стрелять по мирным гражданам.
Четыре года назад суд уже признал виновными начальников спецподразделений «Арстан» и «Альфа», таким образом однозначно ответив на вопрос, имело ли место превышение служебных полномочий в действиях силовиков. Да, имело! Однако Конгантиева оправдали, не найдя спустя семь с лишним лет состава преступления. И только на том основании, что он 6 апреля 2010 года выступил на пресс-конференции в Бишкеке, где говорил о «недопущении незаконных действий участниками курултая, направленных на дестабилизацию общественно-политической ситуации в стране». А 6-7 апреля 2010 года находился в Таласской области, поэтому якобы не имел возможности влиять на ход трагических событий возле Дома правительства в Бишкеке.
Смехотворное оправдание, которое даже нет особой нужды комментировать. Все и так прекрасно понимают, что Конгантиев виновен. Но процесс по его делу проходил именно так, как это характерно для нашей судебной системы, когда высокопоставленного подсудимого сажать не собираются. Бесконечные отложенные заседания в связи с состоянием здоровья, ходатайства и пересмотры, и так до той поры, пока действующая власть не решит, нужен ли ей этот человек, насколько он ей лоялен и предан.
Конгантиевы активно поддерживали Жээнбекова в ходе президентской гонки. И вот, пожалуйста – оправдательный приговор. Можно ли счесть это простым совпадением, учитывая причастность Конгантиева к многочисленным темным делам бакиевского режима и абсолютно очевидную виновность в кровавой бойне 7 апреля? Вряд ли.
В сфере исполнения закона Кыргызстан уже давно находится в таком положении, где административный ресурс всегда стоит над законом. И сколько бы ни тасовали кадры в следственных органах и судах, результат почему-то получается один и тот же. Парадоксальная ситуация: все знают, кто преступник, вор или коррупционер, и все твердо уверены, что сядет он, только если не поладит с политическим руководством страны. В последнем случае в вину ему могут вменить вообще что угодно, а приговор не заставит себя ждать.
И это, пожалуй, самый тревожный признак в нашем государственно-политическом устройстве. Любая власть, приходя на смену прежней, первым делом стремится взять под свой контроль органы правоохраны и уголовного судопроизводства. Именно личный контроль, и тем самым обеспечить себе приоритет в решениях их сферы компетенции.
Называется это каждый раз красивым определением «судебная реформа». Но в действительности означает только очередную смену должностных лиц на более подходящие для конкретной власти. И доказывает, что сама управленческая верхушка государства подчиняться закону на равных с любым другим гражданином страны не готова и не согласна. А не готова по большей части потому, что и ей есть что скрывать от закона.
Карина Тен
: 0