22 июня, 80 лет тому назад, фашисткая Германия вероломно напала на Советский Союз. Эта война оказалась большой трагедией для многих народов, в том числе кыргызского народа. В 1941-1945 гг. в Великой отечественной войне приняли участие 362 тыс. 200 кыргызстанцев, то есть каждый четвертый кыргызстанец был мобилизован на фронт, из них погибли, пропали без вести около 200 тыс. человек. И хоть с каждым годом мы отдаляемся от той страшной войны, но боль утрат до сих пор не покидает нас. Ведь тогда никто не ожидал, что самая сильная армия в мире всего за несколько месяцев будет разбита и отброшена германским войсками к подножию Москвы.
В романе Валентина Пикуля «Честь имею» два ветерана Первой мировой обсуждают неизбежность войны с Германией, действие происходит в 1940 году. Один спрашивает: «А мы в этот раз готовы?» «Когда мы были готовы?» - с горечью отвечает второй - генерал Рабоче-крестьянской Красной армии.
Почему Советский Союз оказался не готов к войне с гитлеровской Германией? Почему игнорировались данные разведки о сосредоточении германских войск для вторжения на западной границе СССР? Почему войска не были развернуты в боевые порядки до 22 июня 1941 года? Как так получилось, что высшее политическое и военное руководство страны не смогло предвидеть, казалось бы, неизбежную агрессию немецких нацистов и их союзников? Из-за чего несколько месяцев Красная армия, подавленная, почти разгромленная, откатывалась назад, теряя территории, технику, сотни тысяч солдат убитыми и пленными?
На эти вопросы мы будем искать ответы всегда, даже спустя сто лет. Трагедия 1941 года никогда не станет для нас просто историей. Она всегда будет зияющей раной в сердце нашего народа. Там, на полях боев лета 1941 года остались не только наши предки, но и миллионы не рожденных братьев и сестер, соотечественников, которых мы не имеем сейчас.
К маю 1941 года расклад сил и средств между Германией и СССР был приблизительно одинаков: Германия разместила около 3,5 млн. своих солдат на границе с СССР, который в свою очередь имел в западных, центральных и юго-западных военных округах свыше 4 млн. человек. В целом на начало войны Германия, без учета своих союзников, располагала 208 дивизиями, а СССР- 303; у немцев орудий и минометов было более 88 тыс., а у нас- более 117 тыс.; у вермахта насчитывалось 6,3 тыс. танков и самоходно-артиллерийских установок, а у Красной Армии – 25,8 тыс. Кроме того, Германия имела 6,8 тыс. самолетов, а Советский Союз- 24,5 тыс.
Германское командование, даже перебросив все свои основные силы на Восточный фронт, не смогло добиться подавляющего превосходства не только в полосе всего фронта, но и в полосах отдельных групп армий.
К началу войны Красная армия не была отмобилизована и не закончила процесс стратегического сосредоточения и развертывания в направлении главных ударов немецких войск. Вследствие этого части первого эшелона наших войск значительно уступали противнику, который свои войска развернул непосредственно у наших границ, что позволило немецкому командованию отсечь главные силы и громить их по частям. На направлениях главных ударов германскому командованию удалось создать превосходство над войсками Красной армии, которое порой было подавляющим. Наиболее благоприятное соотношение сил сложилось для вермахта в полосе группы армий «Центр», поскольку именно на этом направлении наносился главный удар всей Восточной кампании. На остальных направлениях, даже в полосах армий прикрытия, сказывалось советское превосходство в танках. Общее соотношение сил позволяло советскому командованию не допустить превосходства противника даже на направлениях его главных ударов. Но в действительности произошло обратное.
Советским руководством, в первую очередь Сталиным, было допущено много ошибок, в частности, оно неверно оценивало степень реальной угрозы германского нападения. Красная армия, слишком поздно начала стратегическое сосредоточение и развертывание на западном театре военных действий, которое должно было завершиться к 15 июля 1941 г., поэтому 22 июня была застигнута врасплох и не имела ни наступательной, ни оборонительной группировки. Таким образом, советские войска, не имея развернутых тыловых структур и еще не завершив создание органов управления на предстоящем Театре военных действий, вступили в бой. Если же учесть, что противник сразу бросил в наступление 103 дивизии, то понятно, что организованное вступление в сражение и создание сплошного фронта советских войск было крайне затруднено. Упредив советские войска в стратегическом развертывании, создав мощные оперативные группировки своих полностью боеготовых сил на избранных направлениях главного удара, германское командование создало благоприятные условия для захвата стратегической инициативы и успешного продвижения к Москве. Удар немецкого вермахта можно было сравнить с ураганом, который сметал всё на своем пути. И остановить эту стихию смогли только мужество, воля и жертвенность советских людей.
Но почему Красная Армия оказалась в таком плачевном состоянии? Ответ один - к началу войны Красная Армия была обезглавлена сталинскими репрессиями, которым подвергся командный состав советской армии в 1937–1938 годах, когда были расстреляны: из 5 маршалов - 3; из 5 командармов I ранга - 3; из 10 командармов II ранга - 10; из 57 комкоров - 50; из 186 комдивов - 154; из 16 армейских комиссаров I и II рангов - 16; из 26 корпусных комиссаров - 25; из 64 дивизионных комиссаров - 58; из 456 командиров полков - 401. Командный состав армии был практически весь уничтожен. Что касается младших офицеров, то в течение 1937 - 1938 гг. по разным оценкам было репрессировано около 80-100 тысяч офицеров. При этом следует иметь в виду, что численность офицерского корпуса в 1938 году составляла порядка 180 тыс. человек.
Масштабы репрессий и как следствие этого острая нехватка офицерского состава были настолько велики в Красной Армии, что молодые лейтенанты за несколько лет уже становились командирами батальонов и даже полков, а капитаны и майоры быстро становились полковниками и генералами. Все это сказалась на обороноспособности СССР.
Для вновь сформированных соединений и частей требовались тысячи командиров и политработников. Еще больше требовались для доукомлектования действующих частей и подразделений, пострадавших от «чисток». Можно говорить о практически полном разгроме командного состава Красной Армии, начиная с уровня командира полка. Под каток репрессий попали все командующие военными округами и 90 % их заместителей, а также начальники и заместители начальников родов войск, служб и штабов. Такая же участь постигла 80 % командного состава корпусов и дивизий, 91 % командиров полков и их заместителей. Показательна ситуация, сложившаяся после «чисток» в Киевском и Харьковском военных округах: доля командиров с высшим или средним специальным образованием сократилась до 7 %, зато число тех, кто не закончил даже среднего военного училища, возросло до 37 %. Ни один из 225 командиров полков не имел высшего специального образования, 25 закончили средние военные училища, а остальные - курсы младших лейтенантов.
Маршал Жуков отмечал еще одну сторону последствий репрессий: «Мало того, что армия, начиная с полков, была в значительной мере обезглавлена, она была еще и разложена этими событиями. Наблюдалось страшное падение дисциплины, дело доходило до самовольных отлучек, до дезертирства. Многие командиры чувствовали себя растерянными, неспособными навести порядок».
И возвращаясь к заголовку своей статьи, скажу, что советский народ очень дорого заплатил за ошибки вождя всех времен и народов. По сути, война уже была проиграна еще не начавшись и в этом был виноват лишь Сталин, который своими руками уничтожил свою армию и этим подверг жестоким испытаниям свой народ, который ценой неимоверных усилий, героизма и невиданного самопожертвования в конце концов одержал победу над фашизмом.
Хоть война и была выиграна, но ее последствия для нас оказались катастрофическими. Приведу один лишь пример: численность населения СССР на 22 июня 1941 г. составляло 209,3 млн. чел., а на 1 января 1946 г. оценивалось в 167 млн. человек. Обратите внимание насколько уменьшилось. Согласно рассекреченным данным Госплана СССР, потери Советского Союза во Второй мировой войне составили 42 миллиона, а не 27 миллионов, как считалось ранее. Из них безвозвратные потери - более 19 миллионов военнослужащих и около 23 миллионов гражданского населения. Всего за время войны в СССР под ружье поставили 34,5 млн человек. Общая убыль населения СССР в 1941- 1945 годы составила более 52 миллионов человек.
Есть исторические факты, когда в 1941 году несколько немецких генералов пытались убедить Гитлера не воевать с СССР, мотивируя это тем, что советская армия - серьезный противник, то фюрер им возразил: «80% командных кадров Красной армии уничтожены. Красная армия обезглавлена, ослаблена, как никогда, - это главный фактор моего решения. Нужно воевать, пока кадры не выросли вновь».
Конечно, мы не можем объяснять исторические события огромного масштаба последствиями лишь «репрессий» и ошибками Сталина, ибо объективно существуют более глубинные причины этому, которые имеют соответствующий политический, военный, экономический и геополитический характер.
Но, если бы тогда не было вышеуказанных массовых репрессий против армии, может быть и войны удалось бы избежать. Увы, история не приемлет сослагательного наклонения. Но, мы должны помнить эти горькие уроки истории, всегда иметь боеспособную армию, надежных союзников, а также ценить, оберегать и приумножать достойные кадры, которые ценнее, чем любое богатство мира вместе взятое.
Авазбек Атаханов
: 0