Почти за 30 лет своего независимого существования многострадальный Кыргызстан 3 раза находился у края пропасти. А в эти смутные дни страна оказалась под угрозой потери государственности. Развернулась и продолжается «война всех против всех». Снова осквернен и разрушен Белый дом – храм, священный символ государства. На улицах и площадях гремели бесконечные митинги и драки, всюду в городе разгромленные магазины, кафе и рестораны.
Нет смысла весь этот бардак описывать подробно, а необходимо раскрыть сущность одной из главных причин, которая привела страну к столь трагичной ситуации. Не в том ли дело, что у нас неслыханно снизилось качество человеческого капитала вообще, и как следствие, качество правящей, политической элиты в частности?
А ведь сколько было надежд в начале 90-х гг. И на новых людей, и на демократию, и на рыночную экономику, и на вхождение в мировую цивилизацию. Однако, получилось так, что реальными победителями соревнования старой советской элиты и ее противников оказались, увы, не патриоты-революционеры, приведшие к власти Акаева, а хваткие и циничные «красные директора», недавние теневики и – в немалой дозе – криминалитет. Сказочно и по историческим меркам мгновенно обогатившаяся на приватизации новая элита вначале захватила ключевые позиции в экономике и финансах, а затем стала быстро распространять свое влияние на общественную жизнь и политику. Под влиянием новой правящей элиты оказались СМИ, силовые структуры.
Она стала широко и вольно шагать уже при Акаеве, благодаря далеко не лучшим чертам его характера. Прежде всего, отсутствием у него бойцовских качеств. Обидно, что в результате чего начался заметный откат наиболее талантливой и честной интеллигенции от Акаева. На смену, кривляясь и подхалимничая, потянулась всякая шелупонь: спекулянты, превратившиеся в олигархов, бандиты и рейдеры.
В основном они и составляют сегодня костяк правящей бюрократии и олигархов. В 90 –х годах, некоторым из них было 25-30 лет, были молодыми, например, Бабанов и ряд молодых разбогатевших людей, которые стали любимчиками Семьи, составляли преданную свиту Айдара Акаева, а затем Максима Бакиева. Сегодня среди розовощеких, самодовольных персон в зале Жогорку Кенеша люди в основном из ближайшего окружения Бакиева и Атамбаева?
Почти все они имеют криминальную метку (клеймо). Одни из них уже отсидевшие в столь отдаленных местах, другие находятся под подозрением по крупным уголовным преступлениям. И нисколько не мучает их угрызения стыда и совести. Вчера толпа вызволила их из тюрьмы, а завтра уже во главе бунтующей массы, толкаясь локтями начали агрессивную борьбу за власть и чуть не спровоцировали большую кровь на центральной площади. После позорного бегства от митингующих тот же Бабанов обращается к народу: «Проснись мой народ, бесчинствующие бандиты, воры, избили меня, открыли огонь в Атамбаева».
Дорогой Омурбек, охолонись и пойми! То что, происходит сейчас – это революция против тебя и твоего компрадорско - олигархического класса. Это революция оскорбленных и обнищавших масс против сгнившей бюрократически – олигархической политической системы. Такая революция, ярко окрашенная пафосом классовой борьбы антагонистических сил, произошла в постсоветском пространстве впервые, опять у нас в Кыргызстане.
Демократия лишь один из способов управления как монархия, автократия и т.д. Она приходит и уходит, а государство остается в разных формах, исходя из специфики каждой страны и менталитета его народа. Кыргызы – одна из древнейших наций Евразии, имеющая свои традиции государственности, что были потеряны более чем две тысячи лет назад. Но и Советский Союз для кыргызов не был какой – то «черной дырой», а колыбелью, пусть во многом формальной его социалистической государственности, обретенную им благодаря Ленину и Октябрьской революции.
Уходя от Советского Союза, мы абсолютно не понимали, что демократия хитроумно продуманное, подлое оружие Запада, «золотого миллиарда» по порабощению и сокращению численности всего остального человечества. Исходя из старого их принципа «разделяй и властвуй» они добиваются фрагментации обществ на роды и племена, на партии и протопартии, которые пусть рвут глотки друг друга пока не рухнет их государства, население одичает и обнищает, самоуничтожается. И на земле остается и благоденствуют только народы «золотого качества» Запада и Японии на Востоке.
Народ устал от этой элиты и от этих нескончаемых политических потрясений, люди от мала до велика требуют мира и стабильности в обществе, жаждут радикальных преобразований в действующей политической системе. Сегодняшнее положение республики убедительно доказал предвидение В. Путина: «Парламентаризм для Кыргызстана – это катастрофа».
Если не сейчас, то никогда нам не удастся радикально перестроить политическую систему республики. Ибо парламентская система власти не подходит для нашей страны по определению. В нашей ситуации, как не крути, преобразования политической системы необходимо начать с восстановления и усиления авторитета президентской и исполнительной ветви власти. Речь идет не об усилении авторитета власти вообще, а о власти авторитета, репутации самого президента, что во многом зависит и от качеств его личности.
Впрочем, некоторые политики требуют объявить импичмент С. Жээнбекову. За что? За то, что как Бакиев он не открыл огонь ворвавшейся в Белый дом агрессивной толпе? Или он обвиняется в предательстве национальных интересов государства? Образумьтесь господа, вы своим импичментом целитесь в Жээнбекова, но попадете в авторитет института президентства, в престиж кыргызского государства. К тому же реально неосуществимая такая процедура.
Говорят, что С. Жээнбеков потерял свою моральную легитимность. Вот уже второй месяц президент Белоруссии А. Лукашенко героически бьется с уличной демократией, организованной силами Запада и внутренних врагов, а он плевать не стал на свою моральную легитимацию. И это правильно. Когда речь идет о спасении суверенитета и государственности, защите коренных национальных интересов, история не берет в расчет моральный фактор. Президент С. Жээнбеков заявил, что «готов уходить в отставку». Спрашивается, это с какого перепугу? В Минске вот уже около 2 месяцев проходят 100-тысячные митинги, в Гонконге почти год. Но ни Лукашенко, Сицзиньпин и не думают уходить в отставку. Лукашенко заявляет, что он проведет всенародный референдум по Конституционной реформе и после этого только проведет новые выборы парламента и президента. Разве наша ситуация не диктует такого подхода? Сооронбай Шарипович, Вашу добровольную отставку, точнее уход с поля боя в столь опасное время народ и история расценят минимум как малодушие.
Некоторые депутаты настаивают оставить как прежде партийную систему выборов, привести их прямо через месяц или два, что мы слышали на внеочередной сессии Жогорку Кенеша. Это значит, что царящая ныне гнилая система так называемого парламентаризма продлится еще 5-6 лет? Неужели переживаемый ныне острый политический кризис не показал им, что для нас абсолютно губительна существующая политическая система. Неужели они не видят, что ныне депутатское место продается и покупается чем, кстати, они и занимаются. Покупают мандаты олигархи, богатые и их ставленники. Теперь уже без никакого зазрения совести они выставляют на выборы своих детей и дочерей, сватов и т.д. Партии и их лидеры, прошедшие в Жогорку Кенеш грызутся между собой за отдельные куски власти и собственности, пилят без того тощий бюджет, а общенациональные интересы для них, как говорится, до лампочки.
Забавно было слушать как на сессии отдельные депутаты ретиво стояли на позиции, чтобы скорее провести очередные выборы иначе якобы нарушается «Закон о выборах», который по сути является антиконституционным законом. Надо им напомнить: в революционное время работают революционные законы, а устаревшие, вредные законы отбрасываются. Если для радикальной перестройки политической системы потребуется полгода, давайте, посидим полгода, построим систему, отвечающую коренным интересам народа, независимого Кыргызстана.
Я предлагаю:
1. Избирать депутатов – законодателей от одномандатных округов, созданных в каждом административном районе, а их может быть 40 или 50 не больше.
2. Следует также создать верхнюю палату по опыту Германии, где кроме Бундестага, имеет место Бундесрат, где представлены депутаты от Земель (по-нашему от областей, городов, областных центров, районов и т.д.). Надо называть его Курултаем, который собирается два раза в год, когда утверждается состав правительства и рассматривается бюджет страны. Члены этого органа зарплату получают там, где работают. В состав Курултая предлагается по 7 человек от каждой из 6 областей и двух городов – Бишкек и Ош. Всего – 56 депутатов. Это необходимо для того, чтобы обеспечить равноправие и справедливость при решении задач и проблем, особенно спорных. В США в штате Монтана 2 млн. населения, а в Калифорнии 50 млн. Но в Сенате участвуют по 2 депутата от этих штатов.
3. Чрезвычайно необходимо ввести в обеих палатах квоты для научной и творческой интеллигенции, женщин, молодежи 18-25 летнем возрасте.
Необходимо безотлагательно, отменить антиконституционный закон «О выборах президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР» от 5 февраля 2019 года, который лишил права народа непосредственно избирать своих депутатов. По данному закону в избирательном бюллетене указываются наименования партий, а фамилии кандидатов нет. Абсолютно прав Ишенбай Кадырбеков, который пишет: «Что такое избирательная система? Это перевод голоса избирателя в мандат. Кого в Жогорку Кенеш избирает народ? Депутата. Каким документом он выражает свою волю? Что должно быть указано в бюллетене? Субъект избрания. Кого Конституция определила субъектом избрания? Депутата Жогорку Кенеша».
В цитадели либеральной демократии – в Великобритании действует мажоритарная система по одномандатным округам. Сколько округов столько и мандатов. Партии наряду с беспартийными ставят своих кандидатов в конкретных округах.
Хронологию преобразования политической системы страны я предлагаю следующим образом.
1. Парламент уже в эти дни примет решение о проведении Референдума по Конституционной реформе, что продлится примерно до Нового года.
2. После референдума и принятия новой Конституции, объявляется выборы в Жогорку Кенеш по новой избирательной системе, а также Президента КР. Кстати, на внеочередном заседании Жогорку Кенеша С. Жапарову задавали вопрос: вы будете участвовать на выборах? Он ответил уклончиво, мол, как народ скажет. Политики разного калибра пишут, что C. Жапаров как премьер-министр не должен участвовать на выборах в ЖК. Но, почему он, как глава правительства и как и. о. президента (если Жээнбеков действительно уйдет в отставку) не должен участвовать в предвыборных выборах? Это было бы грубым нарушением прав человека.
3. Новый Жогорку Кенеш формирует новое правительство. До этого проходит примерно полгода и поэтому ЖК уже сегодня должен продлить и узаконить срок своего существования, минимум на полгода.
Жумагул Сааданбеков
: 0