Сегодня мы поговорим об эпидемии коронавируса, охватившей весь мир и о том что его породило.
По официальной версии очаг коронавируса возник и начал распространяться на рынке морепродуктов в городе Ухань. На самом деле это не совсем рынок морепродуктов – это рынок где продаются также и дикие в том числе экзотические животные. На данный момент не вполне ясно какую цепочку проделал вирус прежде чем люди им заразились. Вероятно, тут вирус передался от одного животного к другому, затем мутировал и приобрёл зловредные для человека свойства.
Весь рынок диких животных в Китае в 2017 году оценивался в 21 млрд. долларов США. Это ничтожная цифра в гигантском китайском ВВП – намного меньше одного процента. Но именно этот один процент экономики, крутящийся вокруг самого богатого и влиятельного одного процента населения, находится под их защитой. Даже теперь, после глобальной вспышки эпидемии торговля дикими животными не запрещена окончательно, а всего лишь приостановлена китайскими властями...
Кыргызстан как обычно, бьёт рекорды по беспечности и неорганизованности. Почему не ограничили выезд паломников в умру и почему до последнего боялись закрывать мечети на жума намаз мы все понимаем – власть у нас теперь не сильно борется с религиозным фанатизмом, религия нынче в тренде и в моде – даже если по-настоящему веры нет. Сам глава государства открыто поощряет исламизацию, которая и без него идёт галопирующими темпами и стремительно радикализируется. Других-то идей не придумано. А иначе как экстремизмом откровенное пренебрежение нормами элементарной безопасности паломниками и трусливое попустительство властей не назовёшь...
Даже первые дни показали, что Кыргызстан совершенно не готов к испытаниям: в стране не оказалось ни тестов для постановки диагноза, ни палат интенсивной терапии в достаточном количестве, ни политической воли действовать решительными методами. В разных источниках называются в разы отличающиеся данные о количестве аппаратов вентиляции лёгких (ИВЛ) и ясности в этом вопросе нет. По самым оптимистичным прикидкам их 724 штуки т.е. примерно 1 аппарат на 8,2 тысячи человек. В Германии после закупки дополнительных 25 тысяч аппаратов ИВЛ этот показатель составляет 1 аппарат на 1,5 тысячи жителей, что примерно в 5,5 раз выше.
Правда, само наличие ещё не означает их исправности, а исправность не означает что электричество в наших хилых больницах не отключат, да и везде ли эти больницы? Более 70% населения страны проживает в сельской местности где ни о каких аппаратах ИВЛ и не слыхивали. Хорошо если в селе свой фельдшерский пункт существует.
Справедливости ради нужно оговориться, что более молодая структура населения Кыргызстана возможно и предохранит нашу страну от множественных сложных случаев, но возможно что и нет. Так как в силу низкого качества медицинского обслуживания, у населения во множестве присутствуют хронические заболевания, которые автоматически переводят заболевших коронавирусом в группу повышенного риска.
Как обычно подоспели на наше счастье «подачки» в виде переданных Россией и Японией тестов на определение инфекции. Мы сами до последнего не озаботились их приобретением. Госаппарат отличается продажностью и трусливостью: чиновники Минздрава не решали вопросы, а просто растерянно сидели и наблюдали, принимая какие-то невразумительные полумеры вместо закупки необходимого оборудования.
Непонятно как быть с людьми, чей бизнес закрыт и которые потеряли способ заработка. В развитых странах государство компенсирует выпавшие заработки работникам, чтобы не обрушить ситуацию в экономике в целом. Что будет делаться в Кыргызстане не знает никто – денег, чтобы платить оставшимся без заработка людям, нет, следовательно, люди вынуждены выходить в поисках заработка и тогда полезность карантина будет равняться нулю. Так что худшие времена в плане экономическом нас ещё ожидают.
Карантин в его чистом виде в принципе не может соблюдаться в Кыргызстане, так как тогда начнётся просто голод. Подавляющая часть нашего населения вынуждена работать каждый день.
Согласно последним данным 398 тысяч человек у нас составляют индивидуальные предприниматели и это цифра без учёта занятых в сельском хозяйстве. То есть, это люди, которым необходимо каждый день работать, так как каждый день простоя зачастую означает для них отсутствие еды для семьи. Учитывая, что средняя семья это не менее 4-5 человек то получим 1,5-2 миллиона граждан которые соприкасаются с лицами, не соблюдающими карантин. То есть, практически всё взрослое наличное население. Как на них скажутся ограничения, сколько из них оплачивают кредиты за автомобили, на которых перевозят пассажиров или развозят товары народного потребления, сколько из них оплачивают счета за как бы бесплатное образование для детей или лечение близких? Эти лишь немногие вопросы никто даже и не собирался задавать.
Действия Правительства напоминают тычки то туда, то сюда, чтобы заткнуть прогнившую бочку, которая то там то тут даёт течь. Смастерить новую бочку ни навыков, ни желания нет, а старая как её ни затыкай всё равно не хочет служить как надо. Мы видим на данный момент, что правительство пытается лихорадочно задёрнуть одну сторону и тут же оголяет другую. Правда, на данной проблеме уже наживается политический капитал, отдельные местечковые базакромы решили нагулять на проблеме политический жир, выделив малую толику картошкой да мукой.
Учитывая динамику распространения вируса, низкие стандарты гигиены у населения трудно ожидать быстрого и значительного улучшения ситуации в Кыргызстане. Пока все идет к серьезному обвалу экономики. Получим ли мы ответы на вопросы, как правительство намерено поддерживать жизнеспособность страны? Узнаем в ближайшем будущем.
Курбан Союнов
: 0